Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Семь метров истории России

№38 февраль 2018

Фото: Наталья Львова

В начале этого года вышла в свет третья, заключительная книга в серии «Наглядная хронология», издаваемой историческим сайтом «Руниверс». Том называется «Россия. Новейшая история. 1900–2017»

Издания, выпускаемые в этой серии, не похожи на книги в традиционном смысле слова. Скорее это раскладывающиеся исторические ленты времени, объединенные под одной обложкой, говорит президент АНО «Руниверс» Михаил БАРАНОВ.

– Как родилась такая интересная идея – представлять на одной длинной ленте различные исторические события и процессы?

Самую первую историческую ленту времени сделал еще в 1871 году христианский миссионер Себастьян Адамс. Она, правда, начинается от Адама и Евы, но до сих пор пользуется спросом и продается с дополнениями, которые были внесены уже после его смерти. Сейчас основным производителем книг в формате разворачивающейся ленты является французское издательство Editions TSH Chronologie, которым руководит Оливер Грифф.

Однако мы решили несколько изменить формат данных и стиль подачи информации в наших книгах. Наверху каждой ленты времени у нас находится линия правления русских князей, царей, генсеков или президентов. Это дает привязку ко всем другим событиям, краткие описания которых расположены ниже. В центральной части ленты представлены сведения о войнах России, экономических, культурных, научных событиях. Их специально для нас отбирали и проверяли ведущие специалисты по российской истории из МГУ и РГГУ.

В книге «Средневековая Русь. 839–1462» на отдельных лентах времени схематично показана история Золотой Орды, Великого княжества Литовского, а также ключевые этапы становления ряда других государств Восточной, Северной и Центральной Европы – соседей Руси той эпохи. Во второй книге – «Россия. От царства к империи. 1462–1917» – отдельно указаны территориальные приобретения нашей страны за тот период. Наконец, в томе «Россия. Новейшая история. 1900–2017» на ленте времени представлены все основные мировые политические и экономические события того времени.

В своих книгах мы не стремимся разместить максимум информации – важна наглядность, чтобы знакомые персоналии, события и факты можно было объединить в сознании в единый исторический процесс, прочитав тексты и рассмотрев иллюстрации и карты.

Формат раскладывающейся книги-альбома дает возможность показать не только точечные факты и события, но и развитие процессов. Именно в этом отличие способа подачи материала: процессы, которые длятся какой-то период, в обычной книге выглядят как всего несколько дат, а на исторической ленте представлены заметными временными отрезками, что позволяет ощутить масштаб эпохи. Еще одно достоинство такого способа представления исторических данных – временная шкала выполнена в одном масштабе, а потому можно сопоставить различные аспекты российской истории и истории других стран.

Благодаря поддержке компании «Транснефть» сейчас в серии «Наглядная хронология» уже вышли три базовых книги, о которых я упоминал. Они охватывают все время существования России (а это более одиннадцати веков) – от образования государственности до наших дней.

Есть еще три книги, более подробно рассказывающие об отдельных периодах отечественной истории, – «Россия в эпоху Смуты. 1598–1613», «Россия при первых Романовых. 1613–1696» и «Россия в эпоху дворцовых переворотов. 1725–1762». Для сложного периода Смуты пришлось размещать даже пояснительный текст в конце книги, а сама лента в данном случае представляет собой не линии правления царей, а целый клубок событий и биографий основных исторических деятелей того времени.

Фото: Наталья Львова

Зачем у вас на ленте времени синхронизируется российская и мировая история? Разве недостаточно только России?

Это очень важный вопрос. Дело в том, что отечественную историю у нас традиционно изучают отдельно от мировой, из-за чего существуют заблуждения, которых удалось бы избежать, если бы история нашей страны изучалась в рамках общемировой еще со школы. Именно поэтому мы решили в каждой из лент «Наглядной хронологии» приводить ряды западных правителей и описания событий в мире, в частности в Европе.

И если посмотреть на этапы развития России с древнейших времен, то можно увидеть, что они прекрасно синхронизированы с общеевропейской историей, но при этом даже отдаленно не совпадают с этапами развития стран Азии. Также в России крайне мало восточных, азиатских институтов: в действительности от Орды мы заимствовали разве что ямскую службу, таможню и легкоконные полки. Остальное – это либо наследие античности (через Византию), либо общеевропейские институты.

Например, мы все удивляемся жестокости Ивана Грозного, который до 1565 года был «прогрессивным, цивилизованным, культурным» правителем и, если можно так выразиться, «вел себя хорошо», но поведение которого потом достаточно резко изменилось, была учреждена опричнина, начались казни. Оказывается, что многие его современники, правившие в разных странах Европы, похожи на него, если говорить об их деятельности и репутации. Судите сами. В 1562 году во Франции вспыхнули религиозные войны, чуть позже, в 1566-м, они начались в Нидерландах. В России в 1565 году была введена опричнина. В 1567-м произошло свержение Марии Стюарт в Шотландии, завершившееся ее казнью в 1587 году. А 1568-й – год начала 80-летней войны за независимость Нидерландов против Испании, разгоревшейся после казни многих представителей знати. В том же году вспыхнуло восстание морисков в Испании, закончившееся в 1571-м массовым выселением свыше 80 тыс. морисков из Южной Испании. Все в том же 1568 году король Испании Филипп II арестовал своего сына и наследника, который вскоре умер в заключении. В России в 1569–1570 годах состоялся поход опричного войска на Великий Новгород во главе с царем Иваном Грозным, сопровождавшийся массовыми казнями. Через два года после этого – Варфоломеевская ночь во Франции: десятки тысяч человек убиты, до 200 тыс. гугенотов бежали из страны.

Портрет королевы Франции Екатерины Медичи. Худ. Кристофано дель Альтиссимо. Середина XVI века

Выходит, что правление Ивана Грозного на фоне событий в Европе не кажется таким уж исключительно жестоким, не правда ли? Получается, что и опричнина, и Смута являлись частью общеевропейского процесса. Понять и выявить такие закономерности помогает именно синхронизация российской и мировой истории. Становится понятно, что и падение Великого Новгорода при Иване III – это элемент общеевропейского процесса, а не какая-то, как иногда считают, случайная трагическая развилка истории. Почти все такие торговые города-государства в Италии, Нидерландах, на побережье Балтийского моря в то время утратили свою независимость либо потеряли значение как политические центры. Исключение – это Венеция.

Портрет королевы Англии и Ирландии Елизаветы I. Худ. Ганс Эворт. Около 1570 года

Еще один пример – переход к абсолютизму при царе Алексее Михайловиче. Падение роли Земских соборов, последний из которых созывался в 1683–1684 годах, не было уникальным российским явлением. Переход к дворянскому абсолютизму произошел почти одновременно во многих странах Европы: во Франции (1661), Пруссии (1653), Дании (1665), Швеции (1680). Особый путь здесь скорее возник не у России, а у Англии, где попытки Стюартов утвердить абсолютизм провалились и привели в 1688 году к становлению парламентской монархии.

Портрет короля Испании Филиппа II. Худ. Алансо Санчес Коэльо. Около 1570 года

У вас на сайте представлены уже электронные исторические ленты времени. Чем они отличаются от бумажных версий?

Интернет предоставляет нам новые возможности. Например, пользователь может сам выбрать интересующий его отрезок времени и увидеть и сравнить происходившие тогда события и процессы из истории разных стран, чтобы понять их взаимосвязь, уловить закономерности. Да и в отечественной истории интересно проследить взаимосвязь событий. Кто, допустим, может вспомнить, через какое время после открытия первой в России железной дороги был пуск первой линии телеграфа Москва – Санкт-Петербург или с кем воевала Россия, когда произошло избрание на царство первого представителя династии Романовых? Более того, в интернете, в отличие от книги, можно разместить информацию различного уровня сложности. У нас на сайте при первом клике на событие или человека на ленте времени появляется короткая справка. Если хочешь более подробного текста – заходишь уже на основной сайт и читаешь там развернутый материал со ссылками на источники, которые также выложены у нас в библиотеке. Для пользователей с разной подготовкой – разный уровень детализации материалов.

Мы планируем, что по мере развития проекта пользователь сможет сам создавать ленту времени из интересных ему исторических тем и фактов, выбирая собственный вопрос для исследования.

Утро у ворот Лувра. Худ. Э. Деба-Понсан. 1880 год. На картине изображена Екатерина Медичи со свитой наутро после Варфоломеевской ночи

– Лента времени – отличное пособие для школьников. Пользуются ли вашими разработками учителя?

Сейчас в школе изучают историю Древнего мира, затем зарубежную историю Средневековья, Нового и Новейшего времени и отдельно историю России. Курсам зарубежной и отечественной истории посвящены разные учебники. Поэтому в голове школьников мировая история существует в отрыве от российской. В связи с этим мы и хотели представить события, происходившие в России и других странах, на ленте с единой временной шкалой.

И большое количество полученных нами восторженных откликов от учеников и учителей подтверждает, что такой формат был бы очень полезен для школы. Все без исключения нам говорят: ой, какая прекрасная идея, очень удобно для преподавания, где это можно купить. Однако получить статус учебного пособия, который позволит размещать такие ленты времени в классах, нам пока не под силу. Несмотря на то что каждая наша книга соответствует историко-культурному стандарту: все те события, факты, люди, сведения о которых обязательны для изучения на уроках истории, у нас упомянуты. Правда, учителя нашли выход: наши исторические ленты появляются в школьных коридорах и актовых залах. И все же мы бы хотели в будущем официально предложить школам и бумажные ленты времени, и электронные их версии, которые можно было бы воспроизводить на интерактивной доске в классе.

Иван Грозный. Худ. К.В. Лебедев

Какие исторические ленты вы планируете выпустить в ближайшее время?

В первую очередь в этом году мы закончим перевод на английский язык трех основных, базовых книг из серии «Наглядная хронология». Это очень важно для правильного представления российской истории за рубежом. Те издания, которые там существуют, порой очень далеки от истины, и необходимо просвещать западного читателя. Кроме того, планируется издание двух «локальных» книг – о Москве и московских градоначальниках с 1700 года и о Петре I, с хронологическим отслеживанием его перемещений по миру.

Но самое главное – мы начинаем подготовку лент времени по всемирной истории и рассчитываем уже в конце года выпустить первую книгу, посвященную древнейшей истории. А в следующем году – тома о Средних веках и Новом и Новейшем времени. Нас просят подготовить эти издания очень многие, прежде всего школьники и их родители. Потому что, как мы уже говорили, при изучении курса истории в школе в головах у людей возникает путаница. Никто не понимает, что происходило в мире, когда существовала, например, Римская империя, и кто правил в России в тот момент, когда во Франции были мушкетеры.

Московский застенок. Конец XVI века. Худ. А.М. Васнецов. 1912 год

Беседовал Никита Максимов