Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Новости о прошлом

№90 июнь 2022

Скифские нашивки

В древнем склепе под Симферополем обнаружили уникальные золотые украшения

Огромная удача для науки: курган знатной скифской семьи IV века до н. э. оказался нетронутым. Притом что большинство обнаруженных скифских погребений давно разграблены – либо в древности, либо уже в Новое время. В коллективном захоронении в разное время нашли последнее пристанище шестеро представителей скифской знати. Археологам посчастливилось обнаружить золотые нашивки – часть погребальной одежды – рядом с останками двух человек, а также золотые серьги. На нашивках изображены шагающие грифоны и луноликие личины. Подобные украшения уже находили в склепах на территории Южной и Левобережной Украины и Восточного Крыма. Исследованный курган представляет собой сооружение из каменных блоков, выложенных в один и два ряда в форме окружности диаметром 50 метров и высотой 2,5 метра. В центре кургана находился каменный склеп, перекрытый бревнами и досками, поверх которых лежали каменные плиты. С южной стороны имелся вход, заложенный после погребения камнями, к которому вел длинный коридор-дромос.

 

Редкое ремесло

При раскопках в Троице-Сергиевой лавре найдена матрица

В 40 метрах к северу от Троицкого собора в культурных слоях XV–XVI веков обнаружена металлическая матрица для тиснения клейм на монашеском облачении – кожаном поясе или парамане (наспинном плате со шнурами на углах). Матрица размером 25 × 20 × 4 мм изготовлена из цветного металла, на ее лицевой стороне нанесена зеркальная трехстрочная надпись в рамке, которая переводится как «Сретение Христово». Ранее подобные матрицы встречались нечасто: два костяных штампа – в Минске и Новгороде, а бронзовая древнерусская матрица – в Гродеке (Польша). Исследователи предполагают, что технологией тиснения на коже владел лишь узкий круг ремесленников, работавших при монастырях. Они же создавали книжные переплеты. До находки в Троице-Сергиевой лавре считалось, что на Руси существовало только два центра изготовления матриц: в XI–XIII веках – в одном из киевских монастырей, а с XIV столетия – в Новгороде. Раскопки этого года показали, что круг мог быть шире. В погребениях монахов археологам удавалось найти кожаные пояса и параманы с тиснеными клеймами с названиями праздников, крестами и розетками. Среди самых известных – пояс и параман из захоронения супруги великого князя Симеона Ивановича Гордого Марии, скончавшейся инокиней в 1399 году. Сходство оттиска на ее парамане и найденной матрицы позволяет предположить, что они делались в одной мастерской. Вероятно, изготавливать матрицы могли мастера из Москвы или Троице-Сергиевой лавры.

 

«Международное оборзение»

В Риге решили снести памятник Освободителям Латвии

Рижская дума большинством голосов (38 против 7) проголосовала за снос монумента, вокруг которого развернулась масштабная кампания, ставшая частью русофобской политики, проводимой в отношении памятников советским воинам-освободителям в странах Балтии. Латвийские власти делали все, чтобы помешать возложению цветов к мемориалу в День Победы. Уже на следующее утро власти города распорядились убрать принесенные цветы при помощи трактора. Однако к вечеру того же дня у памятника воинам-освободителям вновь появился ковер из цветов и зажженные свечи. В ответ на это сейм Латвии в одностороннем порядке прекратил действие статьи 13 межправительственного соглашения с Российской Федерацией, согласно которому прибалтийская республика была обязана охранять мемориалы и места массовых захоронений советских воинов на своей территории. Таким образом, власти Риги получили правовое основание для сноса памятника. Несмотря на протесты местной общественности, его могут демонтировать по ускоренной процедуре в течение одного-двух месяцев. Торжественная закладка монумента произошла 8 мая 1975 года, в канун 30-летия Победы. К строительству приступили в декабре 1982-го, 5 ноября 1985-го состоялось открытие. Композиционным центром мемориала является 79-метровая колонна, увенчанная золотыми пятиконечными звездами, по бокам которой расположены символические скульптурные изображения Матери-Родины и воинов-освободителей. Впервые о необходимости сноса местные националисты заговорили еще в середине 1990-х. Министр иностранных дел России Сергей Лавров прокомментировал решение латвийских властей, назвав его частью «международного оборзения» стран Запада. «То, что они творят с памятниками и другими вопросами, которые прямо регулируются имеющимися действующими межправительственными соглашениями, не поддается какому-то разумному объяснению, кроме русофобии, абсолютного забвения всех своих обязательств», подчеркнул глава МИД РФ.


Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ РАН, РИА НОВОСТИ

Подготовила Варвара Рудакова