Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Приключения календаря

№37 январь 2018

С приходом к власти большевиков жители Советской России лишились не только прежней жизни со всеми ее атрибутами, но и времени. Точнее, 13 дней, упраздненных декретом Совета народных комиссаров в рамках календарной реформы.

Текст: Вадим ЭРЛИХМАН, кандидат исторических наук

Григорий против Юлия

Изменения в российском календаре происходили не впервые. Еще в XV веке начало года было перенесено с 1 марта на 1 сентября, а с 1700-го Петр I повелел праздновать Новый год 1 января и наряжать в этот день елку. А заодно заменил прежнее летосчисление от Сотворения мира (по нему в России шел тогда 7208 год) новым, европейским – от Рождества Христова. Однако страна продолжала жить по старому, юлианскому календарю, которому Петр решил не изменять.

Между тем почти все европейские страны уже давно перешли на григорианский календарь. Правда, и в нем находили недостатки: одних не устраивала разная продолжительность месяцев, других – их «старорежимные» названия.

Французские революционеры, например, в 1793-м решили начинать год с дня осеннего равноденствия, при этом разделив год на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся пять дней добавлялись в конец года как праздничные. Недели были заменены декадами, а месяцы и дни получили новые названия, связанные с природой и трудом (скажем, «день коровы» или «день моркови»).

Старинный рукописный календарь (Фото: РИА НОВОСТИ)

В дореволюционной России до такого не доходило, но календарный вопрос стоял остро. Еще бы, ведь внутри страны использовался старый, юлианский стиль, а за границей – новый, что создавало массу неудобств. В 1830 году Петербургская академия наук выступила с предложением ввести в России григорианский календарь. Однако министр народного просвещения Карл Ливен в докладе императору Николаю I заметил, что эта идея может «произвести нежелательные волнения и смущения умов». И добавил, что в условиях неграмотности большинства россиян «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». Царь с этим согласился, и снова вопрос о реформе возник только в конце столетия. В 1899 году комиссия при Русском астрономическом обществе, в работе которой активную роль играл выдающийся русский ученый Дмитрий Менделеев, предложила ввести не григорианский, а еще более точный календарь, который разработал астроном Иоганн фон Медлер. По нему в цикле из 128 лет предусматривалось не 32 високосных года, как в юлианском календаре, а 31, и дата весеннего равноденствия оставалась неизменной в течение 100 тыс. лет. Предложение опять отвергли: обер-прокурор Синода Константин Победоносцев витиевато объявил введение нового календаря «неблаговременным».

Лишь в 1917 году календарной реформой вплотную занялась власть. Этот вопрос рассматривался и на одном из последних заседаний Временного правительства, и на одном из первых ленинского Совета народных комиссаров (СНК). Такую срочность трудно понять, если не учитывать, что большевики планировали в кратчайший срок модернизировать Россию. Новый календарь вводился «в целях установления одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». «Почти» тут лишнее: к тому времени Григорий одолел Юлия во всех прочих странах мира, кроме Греции, Турции и Абиссинии (нынешней Эфиопии).

«Время, вперед!»

23 января (5 февраля) 1918 года советское правительство рассмотрело два проекта реформы. Первый предусматривал постепенный переход на новый стиль: каждый год следовало убирать по одному дню, что заняло бы 13 лет. Второй, более радикальный, предлагал отбросить все 13 дней накопившейся между старым и новым стилем разницы одномоментно.

Нетрудно догадаться, какой вариант выбрали неистовые большевики. Уже на следующий день СНК принял декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря», который Владимир Ленин подписал 26 января (8 февраля). Главный пункт декрета гласил: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15-м и т. д.». Чтобы граждане не путались, до 1 июля 1918 года полагалось указывать даты по двум стилям – новому и старому (приводить второе число в скобках). Тем, кто получал зарплату в «исчезнувшие» дни, надлежало получить ее 28 февраля в половинном размере – за вычетом 13 дней.

Календарь на 1917 год с указанием церковных праздников (красным) и постов (числа на голубом фоне)

Правда, стремительный развал экономики делал эту зарплату довольно сомнительной. Да и календарь тоже, поскольку значительная часть бывшей империи не собиралась подчиняться большевистской власти и ее декретам. Эта реформа оказалась примечательным исключением: с 1 марта по григорианскому календарю стала жить «незалежная» Украина, с 1 мая – Закавказье (Грузия, Азербайджан и Армения). 1 октября на новый стиль перешло Временное сибирское правительство белых. А вот другие белогвардейские формирования до последнего держались за юлианский календарь, видя в нем наследие былой России. Получилось, что последние солдаты Врангеля оставили Севастополь 2 ноября 1920 года, а части Красной армии вошли туда в тот же день – но уже 15 ноября.

В самом центре Советской республики тоже была «страна», не признававшая новый календарь, – Русская православная церковь. Всероссийский поместный собор, открывшийся еще в августе 1917 года, на заседании в конце января 1918-го принял решение: «Введение нового стиля в гражданской жизни русского населения не должно препятствовать церковным людям сохранять их церковный уклад и вести свою религиозную жизнь по старому стилю». Собор указал на «неразрешимые затруднения»: в случае перехода Церкви на новый стиль в текущем году пропали бы праздник Сретения Господня (2 февраля) и Седмица мытаря и фарисея (11 февраля), а главное, в последующие годы возникали бы календарные противоречия по отношению к празднованию Святой Пасхи. Кроме того, отмечалось, что, поскольку «все православные церкви ведут свой церковный круг по старому стилю», введение нового стиля в употребление Русской церкви повлечет за собой в определенном смысле «разрыв ее с другими православными церквами».

Почти одновременно с принятием решения о календарной реформе СНК издал декрет об отделении Церкви от государства, поэтому теоретически ничего страшного в непримиримой позиции Поместного собора не было. Но большевики не желали терпеть неподчинения: под угрозой закрытия храмов они требовали отмечать церковные праздники по новому стилю. Навстречу этому требованию пошли члены провластной обновленческой организации «Живая церковь», учрежденной в мае 1922-го. 15 октября 1923 года сломленный гонениями патриарх Тихон (Беллавин) согласился на переход Русской православной церкви на григорианский календарь, а точнее, на схожий с ним новоюлианский, принятый к тому времени большинством православных церквей. Однако это новшество действовало только 24 дня: уже 8 ноября под давлением недовольных епископов Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Русская церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, хотя с 1948 года зарубежным епархиям позволено отмечать церковные праздники (кроме тех, что связаны с Пасхой) по новому стилю.

В 1918 году с введением в России григорианского календаря после 31 января наступило сразу 14 февраля

Впрочем, всего лишь замена старого стиля новым не удовлетворила многих борцов за коммунизм, следовавших призыву Маяковского: «Время, вперед!» Они, как и их французские предшественники, требовали радикально перекроить календарь, в частности убрав из него «поповские» названия вроде субботы и воскресенья. Свои проекты реформаторы печатали в газетах или присылали в организацию «Лига времени», инициатором создания которой был старый большевик Платон Керженцев. Один из основателей советской школы тайм-менеджмента, он мечтал о реализации широкой программы рационального использования времени. Некий А. Певцов предлагал разделить год на 36 декад (десятидневок) и дополнительную полудекаду (5 или 6 дней). Все дни декады получали свои названия – начиная с «дня свободы» и заканчивая «днем воспоминаний». Подал свой проект в Академию наук и сын великого ученого Иван Менделеев. Он хотел оставить такое понятие, как месяц, причем в каждом из 12 месяцев насчитывалось бы 30 дней, а в неделе – 5. Не вмещающиеся в это деление 5 дней предлагалось сделать праздничными, а в високосном году к ним добавлялся бы еще один, шестой – День памяти Ленина. Все эти начинания не нашли поддержки власти, которая объявила их (вполне по Победоносцеву) «нецелесообразными».

Дни красные и черные

Новый импульс календарным реформам дал «великий перелом» конца 1920-х. Календарь следовало перестроить так, чтобы люди работали больше и лучше. В этой связи представители власти снова обрушились на церковные праздники, отвлекавшие от работы. Параллельно с первой пятилеткой индустриализации была объявлена другая, «безбожная»: закрывались храмы, запрещались крестные ходы, газеты клеймили тех, кто «идет на поводу у кликуш и мракобесов». Церковные праздники попытались заменить другими «красными днями календаря». Так, место Пасхи заняло 1 Мая, а место Рождества – Новый год, тоже поначалу осужденный, но реабилитированный в канун 1936 года по личному указанию Иосифа Сталина (правда, этот день до 1947-го оставался рабочим).

В рамках борьбы с религией должны были исчезнуть воскресенья, как и вся семидневная неделя. Постановлением СНК от 26 августа 1929 года предусматривалось введение непрерывной производственной недели, и ею стала (только в производственном графике) пятидневка. Таким образом, год отныне состоял из 72 пятидневок и 5 (6 в високосному году) дополнительных дней – революционных праздников. Все рабочие и служащие были разделены на пять групп, названных по цветам (желтая, розовая, красная, фиолетовая и зеленая). Каждая группа имела свой собственный выходной, что и позволяло ввести на всех предприятиях непрерывную рабочую неделю (ее окрестили «непрерывкой»). Газеты хвалили выгоды нового календаря. Тем временем в недрах власти зрели еще более радикальные реформы. К примеру, сотрудник Госплана Борис Бабин-Корень предложил вовсе отменить праздничные дни, ведь каждый трудящийся мог отмечать революционные праздники в свой выходной или вечером после работы.

В 1929 году постановлением Совета народных комиссаров СССР была введена непрерывная производственная неделя – так называемая «непрерывка»

Созданная в декабре 1929 года подкомиссия по реформе календаря во главе с наркомом просвещения РСФСР Андреем Бубновым рассмотрела три проекта. Правительство склонялось к принятию того варианта, который в общих чертах был описан выше. Из 365 (366) дней в году 360 объявлялись рабочими и 5 (6) – праздничными: 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября и 22 января (День памяти В.И. Ленина, умершего на день раньше). Предполагалось, что продолжительность каждого месяца составит 30 дней (из-за чего появилось бы 30 февраля) или 6 недель по 5 дней в каждой. Названия месяцев и дней недели решили сохранить («изымались» лишь суббота и воскресенье), но «хозяйственный и общественный» год должен был начинаться 1 ноября, а летосчисление вестись от 1917 года. Новый календарь планировалось ввести уже в 1930-м, но этого так и не случилось. «Непрерывка» внесла в жизнь советских людей полную неразбериху. Начальники и подчиненные, студенты и преподаватели, мужья и жены работали в разное время и часто не могли встретиться друг с другом. В итоге уже в 1931 году пятидневку заменили шестидневкой – тоже только в производственном графике. Фактически в СССР того времени сосуществовало целых три календаря – обычный григорианский, хозяйственный («непрерывка») и церковный.

Накануне войны власть решила навести порядок в том числе и в календарной сфере. 26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Возрожденное воскресенье было объявлено выходным днем, а вот суббота оставалась рабочей. К прежним праздникам с 1937 года добавился День Конституции (5 декабря), но при этом рабочий день удлинили на час. После войны в числе праздничных нерабочих дней оказалось 1 января, во второй половине 1960-х – 8 марта и 9 мая (на постоянной основе). В 1967 году суббота тоже стала днем отдыха.

Сегодня в мире вновь идут дискуссии о календарной реформе: отставание григорианского года от тропического, пусть и небольшое, со временем накапливается, а разная продолжительность месяцев имеет свои минусы (вспомним хотя бы про необходимость каждый год заводить новый календарь). Но при планировании любых реформ главное – помнить мысль николаевского министра народного просвещения о соотношении получаемых выгод и причиняемых нововведением неудобств.

Всё врут календари?

Сложность создания точных календарей объясняется тем, что тропический год, то есть период, за который Земля совершает оборот вокруг Солнца, равен дробному числу, а не целому

Мы давно привыкли считать, что в году 365, ну максимум 366 (если год високосный) суток. Между тем продолжительность тропического года чуть больше, чем обычного года, и чуть меньше, чем високосного. А именно – 365,24220 суток. В переводе с математического языка на обиходный тропический год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам. Именно поэтому на протяжении тысячелетий человечество изобретает более-менее точные календари с условием, что год должен состоять из целого числа суток, а заодно решает сложную задачу, куда деть набегающую разницу.

Большая разница

Задача действительно непростая. В какой-то момент стало ясно, что если с набегающей разницей вовремя не разобраться, то не оберешься хлопот: даты попросту начнут смещаться по отношению к временам года. В итоге рано или поздно 1 января начнут цвести яблони, в апреле придется собирать урожай, а в августе уже кутаться в шубы. Понятно, что с таким календарем выйдет сплошная путаница.

Для ликвидации накапливающейся разницы чего только не делали. В Древнем Риме, например, для решения этой проблемы стали вводить дополнительный месяц – марцедоний, который с V века до н. э. стал появляться в календаре два раза в четыре года и равнялся то 22, то 23 дням. Введение дополнительных дней, а также иные поправки в календарь утверждались решением верховных жрецов – понтификов (в буквальном переводе – «строители мостов»). Их манипуляции с календарем нередко имели денежное «подкрепление»: допустим, некий ростовщик мог предложить понтифику взятку за уменьшение года, чтобы пораньше получить долг или проценты. В свою очередь, задолжавший патриций также мог подмаслить великого понтифика, чтобы тот увеличил год и оттянул срок уплаты долга. Все это окончательно запутало календарную систему, поэтому в I веке до н. э. ее пришлось изменить.

При Юлии Цезаре был введен новый римский календарь, который получил название по его имени – юлианский

В 46 году до н. э., в правление Гая Юлия Цезаря, была проведена реформа, в результате которой и появился юлианский календарь. Продолжительность месяцев изменилась до 30 и 31 дня (до этого она составляла 29 и 31 день – суеверные римляне боялись четных чисел), а календарный год теперь включал 365 суток (вместо прежних 354; плюс раз в два года марцедоний). Каждые четыре года к февралю (единственному месяцу, насчитывавшему 28 дней) добавлялся еще один – 29-й. Его вставляли между 23 и 24 февраля. Первое число каждого месяца в Риме называлось «календы» (в Греции такого понятия не было, поэтому возникло выражение «отложить до греческих календ», то есть «не сделать никогда»). Счет чисел в месяце велся не от его начала, а до календ следующего месяца: к примеру, 29 апреля считалось «третьим днем до майских календ». А 24 февраля было «шестым до мартовских календ», поэтому введенный согласно реформе дополнительный день стали именовать «вторым шестым» – bis sextus. Так в русском языке появились слова «високос» и «високосный» – название года из 366 дней.

После реформы Цезаря началом календарного года стали считать 1 января, а не 1 марта. Притом что названия месяцев остались прежними, те из них, что раньше именовались по порядковому номеру в году, теперь потеряли это значение. Так, сентябрь (седьмой) оказался девятым месяцем, октябрь (восьмой) – десятым, ноябрь (девятый) – одиннадцатым, а декабрь (десятый) – двенадцатым. В 44 году до н. э. месяц квинтилис (пятый) переименовали в июль в честь Юлия Цезаря, а в 8 году до н. э. секстилис (шестой) был назван августом – в честь императора Октавиана Августа.

«Среди важнейших»

Впрочем, несмотря на ухищрения римских математиков и астрономов, новый календарь лишь сократил разницу с тропическим годом, но не уничтожил ее полностью. В среднем юлианский год по сравнению с годом тропическим стал больше на 0,0078 суток, а значит, каждые 128 лет набегают целые «лишние» сутки.

Портрет папы римского Григория XIII (1502–1585). Худ. Л. Фонтана. Начало XVII века

Серьезность проблемы ощутили не сразу. Однако, когда разница между тропическим и юлианским годом вновь стала накапливаться, возникла потребность в очередной корректировке календаря. Первой тревогу забила Римско-католическая церковь: дата весеннего равноденствия, по которой весь христианский мир вычислял Пасху, все больше расходилась с календарной. И со временем из-за этой разницы главный христианский праздник Светлого Христова Воскресения вполне мог передвинуться на лето. Допустить этого Рим не мог.

Реформа была проведена в 1582 году при римском папе Григории XIII, по имени которого и назвали новый календарь. Проект реформы разработал итальянский ученый Луиджи Лилио (1520–1576). Решено было ликвидировать накопившуюся с 45 года до н. э., когда был принят юлианский календарь, разницу в 10 суток между календарным годом и тропическим, а также создать такой календарь, чтобы в дальнейшем эта разница оказывалась минимальной.

В соответствии с папской буллой Inter gravissimas («Среди важнейших») день 5 октября 1582 года стал считаться 15 октября того же года. Чтобы сократить разницу между тропическим и календарным годом в будущем, каждые 400 лет решили убирать три високосных года. После долгих споров остановились на том, что это будут годы, которыми заканчиваются столетия, за исключением тех, в которых число сотен (первые две цифры) делится без остатка на четыре (то есть 1700, 1800, 1900 годы не были високосными, а 1600-й и 2000-й были). В итоге ситуация заметно улучшилась: календарный год стал отставать от тропического всего на 26 секунд, а следовательно, разница между ними в одни сутки накапливается уже за 3323 года.

В XVI веке новую календарную систему разрабатывала комиссия, созванная по инициативе папы римского Григория XIII

Новый календарь был введен сначала только в католических странах. Принять его отказались как протестанты, так и православные иерархи, заявившие, что он нарушает священные церковные правила. Главное – вступает в противоречие с тем, что христианская Пасха непременно должна отмечаться позже еврейской. В соответствии с григорианским календарем получалось, что христианская Пасха могла предшествовать еврейской или совпадать с ней.

Вместе с тем сокращение количества високосных лет привело к тому, что разница между юлианским и григорианским календарем (напомним, на момент реформы 10 суток) каждые 400 лет увеличивается еще на трое суток. И если в XX и XXI веках она составляет 13 дней, то в XXII столетии будет уже 14. Поэтому для перевода дат из юлианского календаря в григорианский в случае с XVI и XVII веками следует добавлять 10 дней, XVIII веком – 11 дней, XIX веком – 12 дней и, наконец, XX и XXI веками – 13 дней. Например, днем основания Санкт-Петербурга считается 16 мая 1703 года, что соответствует 27 мая по григорианскому календарю (в этот день в Северной столице празднуется День города). Бородинское сражение состоялось 26 августа 1812 года, но это 7 сентября по новому стилю (григорианский календарь). И конечно, отсюда феномен, что годовщина Октябрьской революции отмечается в ноябре: она произошла 25 октября 1917 года по старому стилю, а по новому – 7 ноября. В феврале 1918 года эта разница между календарями в Советской России была устранена. Между тем верность юлианскому календарю сохранила Русская православная церковь. Она и сегодня придерживается старого стиля наряду с Сербской, Польской, Грузинской и Иерусалимской православными церквами.

Варвара Рудакова

Вадим Эрлихман