Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Хрущевские купюры

№14 февраль 2016

Правление Никиты Хрущева запомнилось не только разоблачениями Сталина, но и обменом денег. 55 лет назад – в самом начале 1961 года – в Советском Союзе появились новые рубли и копейки. Им даже удалось ненадолго пережить СССР…

Фото предоставлено автором

В народе ходил в свое время шутливый стишок:

«Сталин выиграл войну, Ленин – революцию, Хрущев деньги поменял, Брежнев – конституцию».

У многих купюры образца 1961 года до сих пор вызывают самые теплые чувства. Это воспоминания детства и юности, когда обед в школе стоил 30–40 копеек, самое большое мороженое – 48 копеек, а такси от Преображенки до Ленинградского вокзала – чуть более двух рублей…

Десять к одному

Решение с 1 января 1961 года изменить масштаб цен и, соответственно, заменить сами деньги было принято в мае 1960-го. За прежнюю десятку решено было давать один новый рубль, а за сотню – десятку. При этом соотношение по обмену 10:1 было постоянным, вне зависимости от предъявляемой суммы.

Это отличало обмен денег 1961 года от аналогичной операции, проведенной в 1947 году, когда в пропорции 10:1 обменивались только наличные, а также находившиеся на счетах в банке средства в пределах от 1 до 3 000 рублей. Более крупные вклады в 1947 году меняли по конфискационному курсу: обладатели сумм от 3 000 до 10 000 теряли треть сбережений, а вкладов на сумму свыше 10 000 – две трети.

Еще одно отличие от сталинской реформы 1947 года в том, что хрущевская деноминация готовилась более-менее гласно. По крайней мере, насколько это было вообще допустимо для такого рода мероприятий. В итоге обмен старых денег на новые не стал для населения неожиданностью.

По всей стране работало более 27 тыс. обменных пунктов, а сам обмен производился в течение трех месяцев – с 1 января по 1 апреля 1961 года. Одновременно были пересчитаны цены, зарплаты, стипендии, пенсии и прочие выплаты, тарифы и задолженности – в той же пропорции 10:1.

Реформа или деноминация?

Официально в советское время эту реформу 1961 года предпочитали не именовать реформой. Когда в институте на занятиях по истории СССР я назвал хрущевскую новацию «денежной реформой», преподаватель меня поправил: «Не реформа, а деноминация». Так что же на самом деле произошло – реформа или деноминация?

Заседание правления Государственного банка СССР. Начало 1960-х годов (Фото из музейно-экспозиционного фонда Банка России)

Прежде всего – разберемся в терминах. В отличие от деноминации, предполагающей лишь изменение нарицательной стоимости денежных знаков, денежная реформа предусматривает более масштабные изменения в денежной системе. И в 1961 году такие изменения имели место.

Правда, вряд ли кто-либо из советских обывателей почувствовал их на себе. 15 ноября 1960 года рублю было присвоено новое золотое содержание – 0,987412 г, а курс рубля к доллару США был установлен на уровне 90 копеек за доллар.

До этого времени рубль условно весил в чистом золоте 0,222168 г, а четыре рубля приравнивались к одному «американцу» (такое золотое содержание было установлено еще при Сталине – 1 марта 1950 года).

Так что в 1961 году вместо положенных 2,22168 г золотое содержание нового рубля повысилось не в десять раз, а лишь в четыре с небольшим раза. Поэтому «денежная реформа» для подобной ситуации – вполне подходящий термин.

Впрочем, обменять рубли на золото внутри страны никто, конечно, не мог. Эта золотая планка была нужна для международных расчетов, а точнее, выражаясь языком экономистов, чтобы «ликвидировать накопившиеся диспропорции в сфере международного обмена товаров».

Говоря проще, прежний рубль считали переоцененным, и внутренние оптовые цены в СССР в пересчете на золото зачастую оказывались выше мировых цен. В итоге выручка от экспорта покрывала не более 45% внутренней оптовой стоимости вывезенных за границу товаров, производимых в СССР. Образовывавшиеся «дыры» затыкали так называемыми «дотациями по экспорту». Получалось, что при прежнем золотом содержании рубля экспорт был делом убыточным…

Билеты билетам рознь

Согласно закрепившейся еще в 1920-х годах традиции, бумажные деньги выпускались как Минфином, так и Государственным банком СССР. Минфиновские – знакомые многим желтый рубль, зеленая трешка и синяя пятерка – именовались государственными казначейскими билетами, а госбанковские купюры 10, 25, 50 и 100 рублей – билетами Государственного банка СССР.

Очередь в отделение Сбербанка. 1961 год

Государственные казначейские билеты должны были обеспечиваться, как гласила надпись на них, «всем достоянием Союза ССР», а банковские билеты – активами главного банка страны (по официальной формулировке, «золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка»).

Эскизы советских бумажных денег образца 1961 года, как и было положено, разрабатывались художниками Гознака – созданного еще в 1919 году предприятия по изготовлению денежных знаков (наследника Экспедиции заготовления государственных бумаг царского времени, основанной в 1818 году).

При этом было принято решение сохранить общий цветовой фон советских купюр. Автор эскизов бумажных денег образца 1947 года, главный художник Гознака на протяжении почти 40 лет (с 1932 по 1971 год) И.И. Дубасов исполнил эскизы оборотных сторон всех номиналов казначейских и банковских билетов.

Эту работу он начал еще в 1959 году, когда на правительственном уровне решили готовить денежную реформу. Эскизы лицевых сторон всех билетов до 50-рублевого включительно – работа художника С.А. Поманского, а сторублевки – Ю.А. Лукьянова.

На лицевой стороне металлографическим способом был исполнен портрет основателя Советского государства В.И. Ленина – с барельефа скульптора и медальера Н.А. Соколова, автора одной из «ленинских» медалей.

Изображение вождя мирового пролетариата фигурировало и в качестве водяного знака: если на купюрах до 25 рублей включительно использовался водяной знак в виде звездочек, то на пятидесятирублевках и сторублевках – знак в виде портрета Ленина.

На обороте сторублевки печатался вид Московского Кремля, что стало традицией для советских денег начиная с 1947 года. Впрочем, на этот раз вид был не панорамный, с Большого Каменного моста, а с Водовзводной башней на переднем плане.

Лучше меньше, да лучше

В отличие от сравнительно крупных размеров, которыми обладали денежные билеты образца 1947 года, теперь были приняты небольшие, но удобные форматы. Наибольший размер имела самая ценная купюра – сторублевка: 14 см в длину и 7 см в высоту.

Бытует легенда, согласно которой уменьшением размера купюр советские граждане обязаны были лично «дорогому Никите Сергеевичу»: когда ему принесли эскизы новых денег, он якобы остался недоволен их чрезмерной величиной и, взяв ножницы, собственноручно подрезал края.

В 1961 году изменился не только внешний вид, но и размер купюр (Фото предоставлено автором)

Конечно, более достоверной представляется другая версия: Госбанк в то время закупил за границей машинки для счета денег, а эта техника была рассчитана на распространившиеся тогда в Европе купюры малого размера. Оттого и советские банкноты пришлось «урезать».

Все денежные билеты образца 1961 года выпускались на основании постановления Совета министров СССР от 4 мая 1960 года «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». Грандиозный заказ на изготовление новых денег, возложенный на Гознак, был выполнен, очевидно, к осени 1960 года, и уже к концу сентября новые денежные знаки завезли в местные отделения Госбанка. В конце декабря все ведущие газеты страны знакомили советских граждан с новым внешним видом бумажных денег.

Иван Иванович Дубасов был главным художником Гознака на протяжении почти 40 лет

К 1 января 1961 года Гознак изготовил новых денег на 15,5 млрд рублей, в том числе банковских билетов на 9,7 млрд рублей, казначейских билетов – на 5,2 млрд рублей, металлических монет – на 0,6 млрд рублей

Помимо купюр были выпущены также новые монеты, отчеканенные на Московском и Ленинградском монетных дворах: 1, 2, 3 и 5 копеек из медно-цинкового сплава и 10, 15, 20, 50 копеек, а также 1 рубль – из медно-никелевого. Однако после реформы обращалась и мелочь в 1, 2 и 3 копейки более ранних выпусков (начиная с конца 1920-х годов): ее разрешили оставить в обращении.

Между прочим, помня об этом, некоторые особо «дальновидные» граждане в начале 1990-х хранили чуть ли не в кастрюлях советскую мелочь, считая, что после новой деноминации или реформы она будет обращаться и дальше.

Наверное, не случайно в 1992 году на экраны страны вышел нашумевший фильм «Менялы», рассказывающий о времени, предшествующем реформе 1961 года. По сюжету фильма двое предприимчивых субъектов по заданию советского чиновника (сейчас бы его назвали правительственным инсайдером) ездили по стране и меняли бумажные деньги на мелкие медные монеты. Реформа предусматривала деноминацию денежных знаков 10:1, но при этом мелочь сохраняла свою номинальную стоимость, и из этого чиновник собирался извлечь немалую выгоду. Главным было успеть к моменту деноминации обменять бумажные деньги на медь…

«За копейкой человек нагнется»

Кстати, о меди. Накануне реформы денежное обращение в стране признавалось устойчивым, и в руководстве финансового блока правительства не было полного согласия по поводу необходимости денежной реформы. Инициатором проведения в стране этого мероприятия был сам Никита Хрущев. На одном из заседаний Верховного Совета СССР он отметил, что «при старых масштабах цен копейку не ценят, а когда будут новые деньги, за копейкой человек нагнется, подберет – ведь это стоимость коробки спичек».

В Архиве президента Российской Федерации сохранился рукописный экземпляр постановления Президиума ЦК КПСС от 30 октября 1958 года по вопросу о деноминации рубля. Он рассматривался руководством СССР в лице Н.С. Хрущева, А.Г. Зверева, А.И. Микояна и А.Н. Косыгина. Было решено «принять предложение товарища Хрущева о проведении деноминации рубля», тогда же определили сокращение «его нарицательной стоимости примерно в 10 раз».

Монеты СССР разных лет

Министр финансов СССР Зверев получил поручение «с соблюдением строгой секретности» подготовить предложения по данному вопросу. Однако неожиданно, в ходе подготовки реформы, чиновник, возглавлявший Минфин еще с предвоенных лет, был отправлен на пенсию. Это произошло 16 мая 1960 года. По слухам, он весьма неодобрительно отзывался об идее деноминации. Новым министром финансов стал его первый зам В.Ф. Гарбузов.

Вскоре после реформы-деноминации масса наличных денег в стране выросла, равно как и цены: с 1962 года мясные и молочные продукты стали дороже на 25–30%. В следующем году цены на колхозном рынке поднялись на 18,5%. Но все же, по признанию многих историков и экономистов, деноминация облегчила планирование, учет и расчеты в народном хозяйстве.

Поскольку бумажные денежные знаки до 10 рублей прежнего образца были заменены монетой, уменьшились издержки обращения (ведь металлические денежные знаки имеют больший срок годности). Увеличение объемов обращающихся монет привело к широкому применению в стране машин для их пересчета.

В апреле того же 1961 года Юрий Гагарин покорил космос, что открыло новую эпоху развития человечества. Между тем в сознании многих советских людей хрущевская денежная реформа стала не менее важным событием в истории страны. Деньги образца 1961 года пережили многих правителей и вышли из обращения 31 декабря 1993 года – через два года после того, как не стало СССР.

Александр Бугров, кандидат исторических наук, начальник отдела Управления общественных коммуникаций Банка России

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

История денежных реформ в России. XVI–XX вв. Каталог историко-документальной выставки. М., 2002 

Левичева И.Н. Денежная реформа 1961 года // История Банка России. Т. II. М., 2010 История денежного обращения России. Т. I: Деньги России с древнейших времен до наших дней. М., 2011

Александр Бугров