Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Новости о прошлом

№71 ноябрь 2020

Тяжелый клад 

Со дна Балтики подняты гигантские колонны, предназначавшиеся для Казанского собора Санкт-Петербурга 

Две гранитные колонны длиной почти 11 метров и весом около 45 тонн каждая больше двух веков ждали своего часа. Их обнаружили среди обломков деревянного судна на дне залива Балтиец еще 10 лет назад, однако поднять смогли только сейчас. Все эти годы специалисты Выборгского филиала Государственного Эрмитажа искали способ безопасной транспортировки тяжеленной находки. В итоге колонны очистили от ила и песка еще в воде, а участок дна расстоянием в 50 метров, отделявший куски гранита от берега, подготовили к тому, чтобы выкатить многотонный клад. Современная техника с трудом справилась с поставленной задачей: нелегко представить, что 200 лет назад колонны откалывали от каменного массива и обрабатывали вручную, а перевозили по воде на деревянных барках. Гранитные столбы для Казанского собора, который был освящен в 1811 году, изготовляла бригада крестьян под руководством талантливого каменотеса Самсона Суханова в районе Выборга. Видимо, судно с двумя колоннами, предназначенными для внутреннего убранства собора, село на мель и перевернулось во время шторма. Известно, что архитектор Андрей Воронихин заказал 56 колонн из розового гранита. К счастью, их сделали с запасом, и поэтому утрата двух колонн, допущенная при транспортировке, не сказалась на сроках строительства храма. Кстати, это был не единичный случай. Когда возводили Исаакиевский собор (1818–1858), также затонула баржа с колоннами, но тогда груз удалось поднять со дна. Произошло это в самом центре столицы – в непосредственной близости от Сенатской площади. На данный момент потерявшиеся в XIX веке колонны перевезены на территорию выставочного центра «Эрмитаж-Выборг», где их смогут увидеть посетители. 

 

Защитнику культуры 

В Пскове открыли памятник выдающемуся русскому реставратору и искусствоведу Савве Ямщикову 

Этот город стал для него едва ли не главным. На протяжении всей своей жизни Савва Ямщиков многое делал для сохранения наследия древнего Пскова. Не случайно памятник, созданный скульптором Михаилом Плохоцким и архитектором Александром Асафовым, установлен у Покровской башни. На ее восстановлении после пожара 1995 года настоял Ямщиков, однако результат работ увидеть уже не успел. Друзья реставратора утверждают, что именно на этом месте в середине 1960-х, во время съемок Андреем Тарковским фильма «Андрей Рублев», Ямщиков и «обручился» с Псковом – глубокий знаток истории и культуры Древней Руси, он был одним из консультантов картины. Савва Ямщиков родился в 1938 году в Москве в староверческой семье. Во время учебы на искусствоведческом отделении исторического факультета МГУ начал работать во Всероссийском реставрационном центре художником-реставратором. Он заново открыл множество забытых живописцев, сохранил для истории сотни древних икон и фресок, составил опись икон всех российских музеев. С 1960-х годов организованные им выставки древнерусской живописи в разных городах стали настоящим открытием для советской публики. Реставратор скончался в 2009 году. 

 

Склеп на горе Митридат 

В Керчи обнаружили считавшиеся утраченными останки местного градоначальника 

Погребальную камеру с останками керчь-еникальского градоначальника, историка и археолога Ивана Стемпковского (1789–1832) обнаружили на горе Митридат при реконструкции комплекса Большой Митридатской лестницы. Сначала в ходе раскопок были найдены остатки фундамента часовни, возведенной по завещанию градоначальника над его могилой. Она простояла более ста лет и была разрушена во время боев в 1944 году. Несмотря на то что часовня являлась одной из визитных карточек города, ее решили не восстанавливать. После войны руины, как тогда говорили, «дореволюционного культового сооружения» были убраны с Митридата. К тому же считалось, что могила Стемпковского безвозвратно утрачена. Никому и в голову не приходило, что захоронение могло остаться нетронутым. Ведь за время своего существования часовня стала свидетельницей событий трех войн – Крымской, когда была разграблена оккупантами, Гражданской и Великой Отечественной. Кстати, именно у ее стен 16 ноября 1920 года проходил последний молебен для покидавших Керчь частей белой армии… 

Участник войны 1812 года, адъютант генерал-губернатора Новороссии герцога де Ришельё (дюка Ришельё), Стемпковский стал градоначальником Керчи в 1828-м. Связи и административные таланты позволили ему добиться выделения из государственной казны внушительного ежегодного пособия в размере 50 тыс. рублей на благоустройство города. Интересно, что эти средства перечислялись даже спустя годы после его смерти. При нем было начато строительство городского собора, разбит Казенный парк. Помимо прочего, Стемпковский считается одним из родоначальников античной археологии в России: именно он начал раскопки Пантикапея – древнегреческого города, основанного в конце VII века до н. э. на месте современной Керчи. После обнаружения могилы Стемпковского местные власти обсуждают вопрос о восстановлении исторической часовни на горе Митридат.

 

Фото: © АИФ / АНДРЕЙ СТЕПАНОВ, LEGION MEDIA, ПРЕСС-СЛУЖБА «ВОСТОЧНО-КРЫМСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА»

Варвара Рудакова