Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Японский вызов

№57 сентябрь 2019

Война на Дальнем Востоке началась задолго до 1 сентября 1939 года. Доктор исторических наук, профессор Анатолий Кошкин рассказал «Историку» о том, какие цели ставил перед собой Токио и как разворачивались события в Азии тогда, когда в Европе пушки еще молчали

 

Китайцы настаивают: вести отсчет событий Второй мировой надо с 7 июля 1937 года, когда Япония напала на Китай. Есть мнение, что война началась еще раньше – 18 сентября 1931 года, когда японцы вторглись в Маньчжурию. Впрочем, в самой Японии об этом не принято говорить. Удивительно, но факт: в научных трудах и школьных учебниках этой страны вообще не признается ее 14-летняя агрессия в Китае. Японцы лукаво и «скромно» называют это «китайским инцидентом». Между тем «инцидент», по подсчетам историков и демографов, унес жизни от 30 до 35 млн человек… 

 

Амбиции Токио 

– Какую дату начала Второй мировой войны вы считаете правильной и почему? 

– 1 сентября 1939 года – англосаксонская датировка. Я с большим уважением отношусь к требованиям китайской стороны учитывать, что к этому моменту Китай потерял уже 20 млн своих граждан. Если согласиться с англосаксами, то куда отнести эти потери, в какую войну? Поэтому, на мой взгляд, дата 7 июля 1937 года должна быть как-то отражена в периодизации Второй мировой. Впрочем, в Китае есть сторонники точки зрения, что эта война и вовсе началась 18 сентября 1931 года – с неспровоцированной агрессии Японии в Маньчжурии. Захватив три северо-восточные китайские провинции, японцы стали использовать их в качестве плацдарма для наращивания вооруженных сил с целью последующей войны со всем Китаем и Советским Союзом. 

Не берусь утверждать, что в ближайшее время будет пересмотрена дата начала Второй мировой, но, повторяю, мы должны поддержать китайских коллег и учитывать их позицию. Лично я считаю, что вести отсчет надо с 7 июля 1937 года, когда японцы начали заранее спланированную и полномасштабную войну с Китаем. 

– Когда у японского руководства сложилась идея завоевания Азиатско-Тихоокеанского региона? 

– Идея создания великой восточноазиатской колониальной империи возникла в Японии в конце XIX века, накануне Японо-китайской войны 1894–1895 годов. Идеологи того времени объясняли взятый ими курс тем, что, встав на путь капитализма и империализма, Япония должна изгнать из Восточной Азии белых империалистов. Впоследствии захватническая политика проводилась Токио под лицемерным лозунгом освобождения Азии от белых колонизаторов. При этом никогда не говорилось, что на смену белым колонизаторам придет еще более жестокий японский колонизаторский режим. Победа, одержанная Японией в войне 1904–1905 годов с Россией (и я, и японские историки называем ее Японо-русской войной, а не Русско-японской, ведь первыми напали все-таки японцы!), укрепила веру завоевателей в свои силы. Они пришли к выводу, что их страна может принять участие в переделе мира. 

– До каких пределов простирались такие завоевательные планы? 

– Пределы установлены не были. Во время Второй мировой войны японцы собирались захватить Китай, Индию, Цейлон, Австралию. Для них было важно занять богатые сырьем территории Азиатско-Тихоокеанского региона и не допустить туда США и государства Европы. 

– Какие внутренние процессы предопределили присоединение Японии к странам оси Берлин – Рим? 

– При всех успехах, что были достигнуты, вставшая на путь капиталистического развития Япония все еще не обладала достаточной экономической и военной мощью, которая позволила бы ей осуществить планы по созданию великой восточноазиатской империи. Большой проблемой для Токио являлся Советский Союз. Японцы понимали, что его помощь не позволит им быстро захватить Китай. Возникла идея взять СССР в тиски с запада и востока, что в значительной мере способствовало принятию Японией решения присоединиться к странам «оси». Вторыми по значимости противниками японцы видели англосаксов, что также многое объясняет. Кроме того, у Токио были надежды на военно-техническую помощь Берлина. Наконец, никаких союзников, помимо идеологически близких Японии стран «оси», у нее не было и не могло быть. Именно эти державы стремились к переделу мира и установлению «нового порядка» – данный термин использовался не только гитлеровцами, но и японцами. 

Японские солдаты заживо закапывают китайских пленных. 1938 год

 

Потомки богов поедали врагов 

– Что стало идеологической основой японской экспансии? Насколько сильны были в Японии идеи национального и расового превосходства, близкие к нацистским? Можно ли в этом случае выстраивать параллель с концепцией национал-социалистической пропаганды о завоевании «жизненного пространства на востоке»? 

– Здесь прямая параллель. Японцы проводили аналогичный германскому захватнический курс в Азии. После вторжения в Маньчжурию и создания марионеточного государства Маньчжоу-Го сюда стали переселяться японские семьи. В основе идеологии лежали утверждения, что японцы являются потомками богов, а все остальные люди были созданы позже для того, чтобы их обслуживать. И если к белым в Японии относились с вынужденным уважением, то китайцы, корейцы и другие народы Юго-Восточной Азии считались нациями низшего разряда. Идея национального и расового превосходства прививалась японцам с рождения. 

Японские войска в Китае. 1937 год

– Какие цели преследовал Токио в Китае? 

– В первую очередь экономические. Китай – богатая природными ресурсами страна. Японцы хотели завладеть ими, закабалить китайцев и превратить их в своих рабов. В геополитическом отношении захват Китая позволил бы осуществить военно-стратегические планы по завоеванию других государств. 

– А с чем была связана особенная жестокость японцев в Китае? Можно ли провести параллель между оккупационной политикой милитаристской Японии и нацистской Германии? 

– Безусловно. Жестокость японцев была предопределена всем тем, о чем мы говорили выше. Для японского военнослужащего убить человека второго или третьего сорта не являлось чем-то зазорным и аморальным. У офицеров был обычай «пробы меча»: надо было одним ударом снести человеку голову. Если, к примеру, идя по городу или сельской дороге, японский офицер становился свидетелем драки между китайцами, то, чтобы прекратить ее, он мог своим мечом убить одного из дерущихся. Эти методы преследовали цель запугать противника, чтобы тот прекратил сопротивление и сдался на милость японцев. 

Во время резни в Нанкине, которая началась вскоре после его захвата в декабре 1937 года, по подсчетам китайских историков, погибло около 300 тыс. человек. Японские вояки убивали стариков, насиловали женщин и детей. Одно из объяснений огромного числа жертв, которое приводят современные японские учебники по истории, сводится к тому, что китайцы сопротивлялись! На самом деле это был акт геноцида. Но японские ученые с таким определением не согласны. Пытаются они опровергнуть и китайские цифры потерь в целом за период с 1931 по 1945 год. Вместо 30–35 млн японцы говорят о 20 млн погибших китайцев. При этом на мой вопрос, являются ли 20 млн жертв оправданными издержками войны, японские коллеги дать вразумительный ответ не могут. 

Красноармейцы рассматривают японские трофеи после боев на озере Хасан. 1938 год

В материалах Токийского трибунала отражено то, что японские офицеры, стремясь вселить боевой дух в своих солдат, занимались каннибализмом. Вырезать печень у врага и съесть ее сырой считалось проявлением доблести. Есть печень врага – прерогатива офицеров. Солдаты могли съесть другие части тела. 

 

Против СССР 

– Что касается Советского Союза, то каковы были планы японских милитаристов? Какие цели они преследовали на Дальнем Востоке? 

– Несмотря на то что в январе 1925 года между СССР и Японской империей были установлены (а не восстановлены, как иногда говорят) дипломатические отношения, эта страна вовсе не стремилась стать добрым соседом. В том же году в Японии был составлен очередной план наступательной войны с Советским Союзом. Впоследствии каждый год японский император, который являлся Верховным главнокомандующим армией и флотом, утверждал планы такой войны. Их в 1930-е годы разрабатывал Генеральный штаб сухопутных войск Японии. У него были готовы планы операций с главными потенциальными противниками: план «Хэй» – для Китая и план «Оцу» – для СССР. С 1931 года эти планы подкреплялись проведением мер по наращиванию японской группировки у советских границ. 

Еще в 1918–1923 годах Япония осуществляла вооруженную интервенцию на территорию нашей страны и занималась разграблением советского Дальнего Востока. За время интервенции японцы составили таблицы, зафиксировав многие месторождения природных ископаемых Дальнего Востока и Сибири. Желая продолжить разграбление, Япония включила эти регионы в сферу своих интересов. 

Наряду с экономической целью была и политическая – задушить большевизм. Социалистические идеи и опыт построения социализма в СССР оказывали влияние на настроения японской интеллигенции и рабочего класса. Еще в 1933 году высшее военно-политическое руководство Японии пришло к выводу, что, готовясь к войне с Китаем и Советским Союзом, главным противником следует считать именно СССР. В связи с этим постоянно усиливалась Квантунская армия. На самом деле это была не армия, а группа армий. Летом 1941 года она достигла почти миллионного состава (включая войска, дислоцированные в Корее). 

– Планы СССР здесь были сугубо оборонительными? 

– Выйдя на Тихий океан, наша страна достигла предела своих интересов в этом регионе. Никаких завоевательных планов у нее не было. Это сегодня признают даже японцы и американцы. 

– В чем причины и каково значение вооруженных конфликтов на озере Хасан и реке Халхин-Гол? 

– Я, в отличие от ряда историков, считаю, что японцы преследовали в первую очередь политические цели. Конечно, японские местные командиры хотели отличиться и сделать карьеру. Но главная цель Хасана и Халхин-Гола (в Японии этот район именуется Номонхан) заключалась в том, чтобы угрозой большой войны заставить Советский Союз отказаться от поддержки Китая, боровшегося с японскими агрессорами. В Токио думали, что это позволит в короткие сроки успешно завершить там войну. Стремление оторвать СССР от Китая, прервать его помощь китайскому народу толкало японские военные круги на сознательное обострение отношений с нашей страной. 

За три года, с 1936-го по 1938-й, на советско-маньчжурской границе был зарегистрирован 231 инцидент, в том числе 35 крупных вооруженных столкновений. Летом 1938 года произошло серьезное и кровопролитное столкновение между японскими и советскими войсками у озера Хасан в Приморье. А в мае 1939-го начался вооруженный конфликт у реки Халхин-Гол на востоке Монголии. Планируя его, командование японской армии ставило целью испытать обороноспособность советских вооруженных сил и проверить готовность советского правительства выполнить свои обязательства по заключенному 12 марта 1936 года военному союзу с Монгольской Народной Республикой. 

– Какие выводы сделали в Токио из неудач на Хасане и Халхин-Голе? 

– Выводы сделали довольно серьезные. В Токио осознали, что наскоком победить СССР нельзя. И хотя от агрессивных планов в отношении нашей страны японцы не отказались, они поняли, что на данном этапе их вооруженные силы по своей мощи уступают Красной армии. В боях на Хасане и Халхин-Голе были вскрыты недостатки в военно-техническом оснащении японской армии, и в частности ее танковых войск. Японцы поставили задачу за два года преодолеть это свое отставание. Также они пришли к выводу, что для успешного наступления против советских войск требуется более чем двукратный перевес в живой силе. Вместе с тем в Токио стали более серьезно относиться к призывам Москвы заключить политический договор о ненападении или нейтралитете. 

 

Союз с Германией и план «Кантокуэн» 

– А насколько прочным был союз Японии с Германией? Ведь хорошо известно, что подписание советско-германского договора о ненападении вызвало в Японской империи правительственный кризис… 

– Политически и идеологически союз Японии с гитлеровской Германией был прочным. Между Токио и Берлином развивалось военно-техническое сотрудничество. Немцы предоставляли Японии свои боевые самолеты, японцы поставляли в Германию редкие металлы из Китая. Что же касается военно-стратегических планов Берлина и Токио, то огромное расстояние, разделявшее эти два государства, осложняло координацию оперативно-стратегических действий. Кроме того, руководство Третьего рейха мало учитывало в своих планах интересы Японии. Например, когда в апреле 1941 года на переговоры в Берлин прибыл японский министр иностранных дел Мацуока Ёсукэ, немцы даже не сочли нужным сообщить ему о принятом еще в декабре 1940-го плане войны с СССР. 

Американский агитационный плакат времен Второй мировой войны

Возвращаясь же к августу 1939 года, заключение советско-германского договора о ненападении вызвало в Японии широкое недовольство и правительственный кризис. Японскому послу в Берлине было дано указание выразить протест. В Токио заговорили даже о разрыве Антикоминтерновского пакта («соглашения по обороне от коммунизма»). Правда, Адольфа Гитлера это не пугало. 22 августа 1939 года, накануне подписания советско-германского договора, в своем ближайшем окружении он сделал о японском императоре примечательное заявление: «Император сродни русским царям. Слабый, трусливый, нерешительный, его легко может смести революция…» А о японцах он высказался и вовсе пренебрежительно: «Нам следует видеть в себе хозяев и относиться к этим людям в лучшем случае как к лакированным полуобезьянам, которые должны знать кнут». Комментарии излишни. 

– Почему Япония воздержалась от нападения на СССР в 1941 году? 

– Речь шла о «молниеносной войне», которую Япония рассчитывала провести за несколько месяцев – август-октябрь. По заранее разработанному плану «Кантокуэн» («Особые маневры Квантунской армии») военные действия должны были начаться не позднее 29 августа 1941 года, поскольку потом наступал период дождей и распутицы. Японцы, имевшие опыт интервенции, понимали, что это может помешать им осуществить блицкриг. 

«Кантокуэн» являлся японским аналогом германского плана «Барбаросса». Итогом должна была стать встреча союзников на меридиане Омска и установление германо-японской границы. 

К реализации плана японцы не приступили по двум причинам. Во-первых, ценой героических усилий Красной армии и советского народа был сорван германский блицкриг, а в Японии ждали взятия вермахтом Москвы. Во-вторых, Иосиф Сталин проявил необыкновенную выдержку. Перебрасывая против немцев часть дальневосточной группировки советских войск, он не ослабил ее настолько, чтобы японцы решились выступить. В Токио ждали, когда из 30 советских дивизий на Дальнем Востоке останется 15, а численность танков и самолетов уменьшится на две трети. Сохранились документы японского Генерального штаба, которые зафиксировали, что столь крупного сокращения советских войск здесь не было. Японцы, поняв, что в 1941-м захватить Дальний Восток малой кровью им не удастся, решили отложить реализацию плана «Кантокуэн» до весны 1942 года. Но нападение произошло бы только в том случае, если бы СССР потерпел поражение от Германии. Воевать, будучи неуверенными в победе немцев, японцы не хотели. 

 

Нападение на США 

– В декабре 1941 года Япония напала на США. Почему? 

– Летом 1941 года США объявили эмбарго на поставки жизненно необходимых для японской императорской армии и флота нефти, мазута и железного лома. Когда я говорю об этом, многие удивляются. Но дело в том, что американский металлолом давал значительную часть металла для японской промышленности. Введение эмбарго было воспринято как шаг по удушению экономики страны. Сейчас японские ученые утверждают, что Японии тогда не оставалось ничего другого, кроме как начать войну. Важнейшей ее целью стал захват природных ресурсов Филиппин, Индонезии, всей Юго-Восточной Азии. Там скважины и рудники были разработаны и работали на полную мощность. На территории наших Дальнего Востока и Сибири, конечно, расположено много запасов природных ресурсов, но они не были разработаны. 

Нападение Японии на Пёрл-Харбор. 7 декабря 1941 года

Японская армия и флот конкурировали между собой в борьбе за ассигнования. Неспособность сухопутных войск быстро разгромить Красную армию и завоевать Дальний Восток дала возможность командованию флота выдвинуть свой план нападения на США, Великобританию и Голландию с целью их вытеснения из Азиатско-Тихоокеанского региона и захвата природных ресурсов. Впрочем, хоть Япония и начала войну с США, это не помешало Квантунской армии вплоть до поражения Германии в битве на Курской дуге готовиться к войне с Советским Союзом. 

– Каково значение нападения Японии на Пёрл-Харбор в общем контексте Второй мировой войны? 

– На мой взгляд, окончательно Вторая мировая война стала именно мировой в 1941 году. Можно спорить о том, когда это произошло – 22 июня, когда Германия вторглась в СССР, или 7 декабря, когда японская авиация совершила нападение на американскую военно-морскую базу Пёрл-Харбор на Гавайских островах. На следующий день США объявили войну Японии. Так что нападение Германии на СССР и Японии на США означало окончательное оформление Второй мировой войны и расстановку сил в ней. 

– Какой театр военных действий был для Японии главным во время Второй мировой? 

– В войне с Китаем участвовали японские сухопутные войска и авиация, а в войне с США в основном флот. Для Японии одинаково важными были оба эти театра военных действий. Она не могла потерпеть поражение ни в Китае, ни на Тихом океане. 

– Какие людские потери понесла Япония за всю Вторую мировую войну?

– Включая мирных жителей, по японским официальным данным, погибли 3,2 млн человек. 

– Когда Япония достигла пика своего могущества и почему оно пошло на спад? 

– Пика могущества она достигла к середине 1942 года. Поражение в июне 1942-го в сражении у атолла Мидуэй, а позже неудача в битве за Гуадалканал (Соломоновы острова) показали, что Япония уже не может достаточно эффективно противостоять США. По расчетам японцев, на момент нападения на Пёрл-Харбор американские экономика и военно-промышленный комплекс в 10 раз превосходили японские. А потом Соединенные Штаты перешли на военные рельсы и увеличили выпуск военной продукции. При этом если у японцев были проблемы с нефтью и бензином, то у американцев – нет. Важно и то, что еще до начала войны американская разведка раскрыла японские коды и читала переписку японского посла в США раньше всех. К концу 1942 года стало понятно, что планы Токио по захвату Индии и Австралии не будут реализованы. Японии теперь надо было думать не об оккупации новых территорий, а об удержании уже захваченных. Однако все это не означало, что японцы ослабили степень своего сопротивления. Решающие битвы с ними были еще впереди. 

 

 

Что почитать? 

Партитура Второй мировой. Гроза на востоке. М., 2010 

Кошкин А.А. «Кантокуэн» – «Барбаросса» по-японски. Почему Япония не напала на СССР. М., 2011 

 

 

Беседовал Олег Назаров