Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Незаменимая профессия

№69 сентябрь 2020

День знаний – хороший повод задуматься не только о роли знаний как таковых, но и о функции исторического знания, а также миссии его главного проводника – школьного учителя истории

 

Общеизвестно: представления о прошлом лежат в основе не только гуманитарного знания, но и понимания человеком самого себя, своей страны, мира, в котором он живет. В этом смысле история – наука, которая делает человека гражданином. Вот почему профессия учителя воспринимается как некая высокая миссия, общественно значимое призвание. Россия, как бы нас ни старались переформатировать, – страна традиционных ценностей. И отношение к прошлому, «делам давно минувших дней, преданьям старины глубокой» всегда занимало особое место в нашей картине мира. 

Учителя, прежде всего гуманитарного цикла, историки, закладывают тот мировоззренческий фундамент, который не позволяет расколоть общество. Именно они передают от одного поколения к другому те ценности, смыслы и традиции, которые составляют культурный код нации. Конечно, каждое поколение по-своему прочитывает этот код, но задача учителя и состоит в том, чтобы находить точки соприкосновения, делать так, чтобы связи не распадались, оставались непрерывными на протяжении долгого исторического времени. 

Отто фон Бисмарку – «железному канцлеру», объединившему Германию, – приписывают мудрую фразу: «Битву при Садовой выиграл школьный учитель». Конечно, речь здесь в первую очередь об учителях истории и словесности, которые во всех странах отвечают за формирование духовного облика народа, открывают для него его великое прошлое, 

наследие мыслителей, воинов, писателей, политиков. Собственно, в этом и состоит функция учителей во все времена. 

Выдающийся русский мыслитель Лев Карсавин когда-то очень точно сформулировал: «История – это вечно живая наука». Открытая система. И не только каждое поколение, но и каждый гражданин может прочитать и осмыслить летопись прошлого по-своему. Окончательного, однозначного ответа на многие вопросы, касающиеся прошлого, дать нельзя. В этом заключается мудрость нашей науки. Однако вместе с тем я считаю, что незыблемое ядро исторического знания все-таки существует. Не все относительно! Прежде всего я говорю о нашей национальной матрице, о сложившихся в веках представлениях о добре и зле, которые уходят своими корнями в мифологию и фольклор, в основы христианской цивилизации, к которой мы принадлежим. Это то, что остается после всех катаклизмов и перемен, то, что останется после нас. Недаром мы находим схожие ценности и в русской классической литературе, и, например, в советском кинематографе. Это и есть то вечное и неизменное, которое мы должны раскрыть школьникам. Именно раскрыть – не навязывая свою позицию. 

В ХХ веке мы дважды – в самом начале столетия и в самом конце – оказались обезоруженными и не сумели защитить не только существовавшую на тот момент социальную систему, но и свою тысячелетнюю государственность. Убежден, что здравое системное историческое образование способно дать противоядие от подобных потрясений. Дело нас, историков, – тех, кто занимается изучением прошлого, и тех, кто преподает историю следующим поколениям, – пробуждать в идущих нам на смену искренний и деятельный интерес к делам наших предков, к тем ценностям и традициям, которые сформировались за много веков в России. Заменить на этом поприще учителя истории не сможет никто, ни одна замысловатая виртуальная программа. В этом состоит миссия историка, в этом – социальная функция исторического знания. 

 

Фото: ИЛЬЯ РОССИКОВ

 

Алексей Лубков, ректор Московского педагогического государственного университета, профессор, доктор исторических наук