Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

К последнему морю

№67 июль 2020

Хотя русские первопроходцы появились в Приамурье и Приморье еще в XVII столетии, два века спустя эти земли не были надежно закреплены за Россией. Этот процесс удалось завершить благодаря смелым и решительным людям, истинным патриотам, особое место среди которых занимает адмирал Геннадий Невельской

 

В первой половине XIX века, когда мировые державы усилили экспансию в Тихоокеанском бассейне, Российская империя уже осваивала побережье Охотского моря, закрепилась на Чукотке и Камчатке, владела Аляской и имела колонии на побережье Северной Америки. Между тем границы на Дальнем Востоке были установлены еще не везде. Стратегически важный и богатый ресурсами регион требовалось быстро и окончательно утвердить за Россией. Это прекрасно понимал Геннадий Невельской, с юности грезивший Дальним Востоком. Знал он и то, что в своих сообщениях об открытиях первопроходцы не всегда были точны и нередко допускали ошибки. Невельской, за свою любознательность получивший прозвище Архимед, сомневался в том, что Сахалин, как тогда считалось, является полуостровом, а устье Амура несудоходно. Характеризуя адмирала, писатель Антон Чехов отметил: «Это был энергичный, горячего темперамента человек, образованный, самоотверженный, гуманный, до мозга костей проникнутый идеей и преданный ей фанатически, чистый нравственно». 

 

Путь на Дальний Восток 

Невельской был воспитанником таких известных мореплавателей, как Иван Крузенштерн и Федор Литке. В апреле 1829 года 15-летним юношей он был принят в Морской кадетский корпус в Петербурге. Затем Крузенштерн, в то время директор корпуса, в числе десяти лучших выпускников направил его в Офицерские классы. А потом молодой лейтенант 10 лет прослужил в практической эскадре Литке, помогая обучать морскому делу великого князя Константина Николаевича, сына императора Николая I. Невельскому, получившему чин капитан-лейтенанта, было предложено принять командование престижным фрегатом «Паллада», что позволяло сделать блестящую карьеру. Но он выбрал иной путь и стал добиваться назначения капитаном на строящийся военный транспорт «Байкал», чтобы исследовать на нем устье Амура. 

Исследование Приамурья и острова Сахалин экспедициями Г.И. Невельского. 1849–1855 годы

В ноябре 1847 года Невельской получил желанное назначение. Начальник Главного морского штаба Александр Меншиков приказал ему представиться Николаю Муравьеву, незадолго до этого назначенному генерал-губернатором Восточной Сибири. Муравьев согласился ходатайствовать перед государем о получении инструкции-поручения на поиск удобной гавани – места базирования флота – на побережье Охотского моря и исследование входа в Амур. Но время шло, а разрешения все не было. И тогда капитан-лейтенант сам написал проект необходимой ему инструкции. Ознакомившись с ней, Меншиков оставил за командиром «Байкала» лишь право «осмотреть юго-западный берег Охотского моря между теми местами, которые были определены или усмотрены прежними мореплавателями». При этом он предупредил, что без высочайшего повеления исследование устья Амура невозможно, так как «решено, что этот край принадлежит Китаю» (у чиновников и императора к тому времени сложилось мнение, что эти места якобы «бесполезны для России»). 

Ждать разрешения было уже некогда: 21 августа 1848 года после напутственного молебна и исполнения гимна «Байкал» вышел в плавание. 

Корабль был небольшим: его экипаж состоял из 37 человек, включая врача. Невельскому предстояло доставить в Петропавловск на Камчатке 14 мастеровых и материалы и запасы на четыре года для сибирских портов. Путь лежал через Копенгаген, английский Портсмут, Рио-де-Жанейро, мыс Горн, чилийский Вальпараисо и Гонолулу. Через 8 месяцев и 23 дня после выхода из Кронштадта «Байкал» вошел в Авачинскую бухту и бросил якорь в Петропавловской гавани. Припасы были доставлены, больных на борту судна не было. 

 

Открытие пролива 

У Невельского появилась возможность реализовать мечту всей жизни, имея исправный корабль и сплоченный экипаж. Однако без высочайшего повеления исследования в пограничном районе были недопустимы. Сведений о разрешении капитан так и не получил: он располагал лишь копией поданного императору проекта, который вполне мог быть не утвержден. На свой страх и риск Невельской приказал сниматься с якоря и двигаться на юг. 

12 июня 1849 года «Байкал» подошел к Сахалину. Обогнув его с севера, Невельской исследовал залив, позже названный в честь корабля этой рискованной экспедиции. Продвигаясь далее на трех шлюпках и байдарке, мореплаватель нашел фарватер в Амур (Северный проход), получивший впоследствии его имя. На берегу великой реки, в районе селения Чныррах, он выбрал место для военного поста. Потом трехшлюпочная флотилия спустилась вдоль материкового берега и достигла широты 51°40' – той самой, до которой в 1787 году с юга дошел французский мореплаватель Жан-Франсуа Лаперуз. Так было доказано, что пролив между Сахалином и материком существует – этот узкий (в отдельных местах – 7,4 км) пролив также получил имя Невельского. 

Достигнув заветной цели, первооткрыватель вернулся вдоль западного берега Сахалина на ожидавшее его в Амурском лимане судно. В Аянском заливе генерал-губернатор Муравьев, которому не терпелось получить данные экспедиции, сам вышел на баркасе навстречу младшему по чину и должности капитан-лейтенанту. Под бортом «Байкала» он услышал усиленные рупором исторические слова Невельского: «Сахалин – остров, вход в лиман и реку Амур возможен для мореходных судов с севера и юга. Вековое заблуждение развеяно, истина обнаружилась!» 

Утвержденную императором инструкцию на проведение исследований Невельской получил уже после того, как их провел. В рапорте Меншикову он с удовлетворением констатировал: «Итак, эта величественная река Амур, полстолетия от просвещенного мира… с юга знаменитыми мореплавателями Лаперузом и Бротоном, с севера Крузенштерном положительно запертая, ныне открыта». 

Невельской совершил не только географические, но и геополитические открытия. Оказалось, что устье Амура и прилегающие районы Сахалина населены никому не подвластным народом – гиляками (нивхами), что эти берега не контролируются ни Китаем, ни Японией. Отсюда с неизбежностью следовал вывод о необходимости установления российского контроля над устьем великой реки. 

 

Российский флаг на берегах Амура 

Оставив «Байкал» в Охотске, отважный мореплаватель сухопутным путем вернулся в Петербург. В конце января 1850 года он представил в Главный морской штаб рапорт Муравьева, который предлагал ввиду сделанного Невельским открытия в том же году занять устье Амура, отправив туда 70 нижних чинов. 

Николай I повелел рассмотреть рапорт на заседании Особого комитета, подняв вопрос о возможном укреплении позиций России на Дальнем Востоке. Председательствовавший на заседании министр иностранных дел Карл Нессельроде, а также военный министр Александр Чернышев заявили Невельскому, что он ошибся: российская дипломатическая миссия в Пекине утверждала, что Амур охраняется большими китайскими силами. Слова первооткрывателя, что на Амуре нет не только войск, но и никаких следов китайской власти, вельможи проигнорировали. Особый комитет пришел к выводу, что проникновение русских в эти края недопустимо из-за угрозы столкновения с Китаем. Император это решение утвердил, но распорядился основать на юго-западном побережье Охотского моря зимовье для торговли с гиляками. Заниматься этим поручили Невельскому. 

В феврале 1850 года, получив чин капитана 1-го ранга, он был переведен в Охотскую флотилию и прикомандирован «для особых поручений» к генерал-губернатору Восточной Сибири с предписанием «не касаться устья Амура» и ждать приказа из столицы. Но ждать Невельской снова не хотел, понимая, что информация, попавшая в Петербург, скоро станет известной в Европе и Китае. Привыкший действовать быстро, он уже в июне прибыл в залив Счастья. Там зимовал агент Российско-американской компании Дмитрий Орлов, ранее совершивший кругосветное плавание на шлюпе «Сенявин» под командой Литке. Вскоре у входа в Амурский лиман Невельской и Орлов основали первое русское поселение в Приамурье, названное в честь Петра Великого Петровским. 

Вид на бухту и пристани Николаевска-на-Амуре. Около 1900 года

1 августа 1850 года на мысе Куегда в устье Амура Невельской в присутствии собравшихся гиляков поднял русский военно-морской флаг и основал Николаевский пост, оставив там офицера и пять матросов с малокалиберной пушкой. Совершив поступок, значение которого сегодня невозможно переоценить, мореплаватель пешком вернулся через горы в Петровское, а затем – пришедшим транспортом – в Аян. В докладе Муравьеву он указал, что действия лишь в пределах данного ему повеления могли привести к потере Россией Приамурского края. 

Вопрос о самоуправстве Невельского был вынесен на заседание Особого комитета. Несмотря на заступничество Муравьева, объявившего о своем согласии с решениями подчиненного, большинство членов комитета сочли поступки капитана в высшей степени дерзкими и постановили разжаловать его в матросы. По их словам, такие действия «были противны воле государя и могут иметь вредные последствия для наших дружеских отношений с Китаем». Особый комитет также принял решение ликвидировать Николаевский пост. 

Не смирившись с этим, Муравьев добился аудиенции у Николая I. Выслушав объяснения о важных причинах, толкнувших Невельского к решительным действиям, император назвал его поступок «молодецким, благородным и патриотическим», пожаловал ему орден Святого Владимира 4-й степени и произнес фразу, вошедшую в анналы истории: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен». 

 

«Отечество вас не забудет» 

Вскоре началась подготовка Амурской экспедиции, начальником которой снова стал Невельской. В ее состав вошли 60 нижних чинов, два офицера и доктор. Участники экспедиции исследовали Амур и составили карту реки, собрали сведения о населении, флоре и фауне Приамурья и Приморья. Весной 1853 года лейтенант Николай Бошняк, пройдя на шлюпке весь западный берег Татарского пролива, открыл крупный и удобный залив, названный Императорской Гаванью (ныне Советская Гавань), и поднял там российский флаг. 

В 1855 году, в разгар Крымской войны, устье Амура и Николаевский пост стали спасительным убежищем для русских кораблей, пришедших сюда из Петропавловска. Вскоре здесь был основан город Николаевск-на-Амуре. Началось переселение крестьян на Амур и Уссури из Сибири. Появились десятки деревень и поселений казаков. Труды Амурской и продолжившей ее Сахалинской экспедиций способствовали решению спорных пограничных вопросов, послужив основой для заключения Айгунского договора 1858 года. Он установил четкие границы между Россией и Китаем по Амуру и запретил плавание по этой реке судам иных государств. Левобережье Амура от реки Аргуни до устья закреплялось за Российской империей, а правый берег до реки Уссури – за Китаем. Уссурийский край объявлялся совместным владением, но уже в 1860 году по Пекинскому договору эта территория – будущий Приморский край – перешла к России. В письме Невельскому Муравьев, сыгравший ведущую роль в подписании трактата в Айгуне, сообщал: «Приамурский край утвержден за Россией. Спешу уведомить вас об этом знаменательном событии. Отечество никогда вас не забудет как первого деятеля, создавшего основание, на котором воздвигнуто настоящее здание». 

Благодаря усилиям Невельского и Муравьева, получившего титул графа Амурского, Россия вышла к берегам последнего из своих 13 морей – Японского. Достижение естественных пределов – тихоокеанских рубежей – завершило территориальное оформление Российской империи на востоке. 

 

 

 

Потомственный моряк 

 

Хотя Геннадий Невельской родился вдалеке от всех морей – в Солигаличском уезде Костромской губернии, его фамилия имеет «водное» происхождение. Носивший ее дворянский род вышел из города Невеля, название которого берет начало от прибалтийско-финского neva – «водоем, река, болото». 

Прадед мореплавателя – Василий Дмитриевич – служил в кавалерии, а первым моряком в роду был его брат – Григорий Дмитриевич, ставший боцманом еще при Петре Великом. Отец – Иван Алексеевич Невельской – учился в Морском кадетском корпусе, несколько лет отдал флоту и вышел в отставку в чине лейтенанта. В 1810 году он женился на Феодосье Тимофеевне, урожденной Полозовой, два брата которой тоже окончили Морской корпус, да и многие другие ее родственники посвятили себя флотской службе. 

Однако фамилию Невельских прославил именно родившийся в 1813 году Геннадий Иванович, который стал не только моряком, но и выдающимся ученым. Подорвав здоровье в опасных плаваниях, он после 1856 года больше не выходил в море, приводя в порядок материалы своих экспедиций, редактируя статьи для журнала «Морской сборник» и сочиняя мемуары. В 1874-м первооткрыватель, отважный исследователь Приамурья получил звание адмирала, а два года спустя скончался в Петербурге. 

 

Ошибка Лаперуза 

В 1787 году знаменитый французский мореплаватель Жан-Франсуа Лаперуз, именем которого позже был назван пролив между Сахалином и японским островом Хоккайдо, на фрегатах «Буссоль» и «Астролябия» пересек Тихий океан и через Японское море вышел к Татарскому проливу. По нему корабли двинулись на север, подходя то к материку, то к Сахалину. В итоге они оказались у входа в узкий пролив, ныне носящий имя выдающегося русского мореплавателя Геннадия Невельского. 

Продолжая движение на север, Лаперуз совершал промеры, которые показывали постоянное уменьшение глубин. Дойдя до широты 51°40', он пришел к выводу, что находится в заливе, за которым – перешеек, преграждающий путь кораблям в Охотское море. Таким образом возникло ошибочное представление, что Сахалин является не островом, а полуостровом. До середины XIX столетия жертвами этой ошибки Лаперуза стали многие мореплаватели, в том числе начальник первой русской кругосветной экспедиции и наставник Невельского по Морскому кадетскому корпусу Иван Крузенштерн. 

 

Что почитать? 

Алексеев А.И., Морозов Б.Н. Освоение русского Дальнего Востока, конец XIX в. – 1917 г. М., 1989 

Пономарев С.А. Книга об адмирале Невельском. Южно-Сахалинск, 2013 

 

 

 

Освоение Дальнего Востока 

 

Россия на протяжении многих веков расширялась на восток, пока не достигла побережья Тихого океана 

Покорение Сибири Ермаком. Худ. В.И. Суриков. 1895 год

Русские оказались на берегах Тихого океана в процессе освоения сибирских и дальневосточных земель, начатом после покорения Сибирского ханства Ермаком в XVI веке. Двигаясь «встречь солнцу», казаки и промышленники в 1632 году достигли Лены и основали Якутский острог, ставший центром дальнейшего продвижения первопроходцев. Так, вышедший оттуда отряд томского казака Ивана Москвитина осенью 1639 года достиг побережья Охотского моря. А в 1641-м к верховьям Индигирки отправились служилые люди во главе с Михаилом Стадухиным. В районе Оймякона они обложили ясаком (податью) якутов и тунгусов. Затем отряд спустился вниз по Индигирке и по Восточно-Сибирскому морю добрался до устья Колымы, где основал зимовье. 

Огромный вклад в изучение северо-восточной оконечности Азии внес Семен Дежнёв. Один из участников похода Стадухина, он в 1648 году вышел в море из устья Колымы. Продвигаясь на восток, его отряд на кочах обогнул Чукотский полуостров и открыл пролив между Азией и Америкой. Позже самая восточная точка Евразии получила название мыса Дежнёва. 

В 1643 году из Якутска начал путь отряд Василия Пояркова в составе 130 человек. Он проследовал по рекам Лена, Алдан, Учур, Зея и достиг Амура. В своих записях Поярков отметил обилие красной рыбы в Амуре и назвал многие населявшие регион народы: дауры, дючеры, гиляки. В 1645-м из устья Амура Пояркову морем удалось достичь реки Ульи. После зимовки отважные первопроходцы на лыжах прошли до верховьев Майи и по рекам бассейна Лены вернулись в Якутск. 

Вскоре к Амуру отправился Ерофей Хабаров. Значение его походов для исследования и присоединения к России Приамурского края трудно переоценить. В Сибирский приказ были посланы его сообщения о богатых землях Приамурья и хозяйственных занятиях дауров и дючеров. Он писал: здесь «луги велики и пашни есть, а лесы по той великой реке Амуре темные болшие, соболя и всякого зверя много… а хлеб в поле родится ячмен, и овес, и просо, и горох, и гречуха, и семя конопляное есть». 

В 1695 году из Якутска в Анадырский острог собирать ясак с коряков и юкагиров был отправлен отряд казака Владимира Атласова. Через два года он совершил поход на Камчатку. Весь путь через Анадырь занял пять лет, было пройдено более 11 тыс. км. По возвращении Атласов составил подробные «скаски» – первое этнографическое и географическое описание Камчатки, ее природы и климата. 

Летом 1711 года на Курилы отправились казацкий атаман Данила Анциферов и есаул Иван Козыревский. Они нанесли на карту острова Шумшу и Парамушир и доставили о них обстоятельные сведения. В дальнейшем Козыревский предпринял и другие экспедиции. На его «Чертеже-карте Камчадальского Носу и морских островов» впервые изображены Курилы от камчатского мыса Лопатка до японского острова Хоккайдо. 

Памятник основателю Иркутска Якову Похабову

В 1725 году начальником Первой Камчатской экспедиции был назначен датчанин Витус Беринг, находившийся на русской службе. Одним из его помощников стал Алексей Чириков. Эта экспедиция вновь (после Дежнёва) открыла пролив, отделяющий Азию от Америки. Позже пролив получил имя Беринга. 

В 1730 году императрица Анна Иоанновна, назначив Григория Писарева «начальником Охотска», определила, что под его надзор и управление отдаются Курильские острова, на которых надлежало собирать ясак с населения. Историк Анатолий Кошкин пишет: «Согласно российским источникам, начало регулярных контактов русских с аборигенами южнокурильских островов относится к середине XVIII века. В 1755 году сборщик ясака Николай Сторожев впервые взял дань-ясак с части жителей острова Кунашир. Впоследствии данью облагалось также население островов Уруп, Итуруп, Шикотан». Сбор ясака осуществлялся на этих островах до указа Екатерины II 1779 года. Императрица повелела «приведенных в подданство на дальних островах мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбору с них не требовать, да и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать». 

Исследование русскими мореплавателями и землепроходцами Камчатки и Курил стало важным шагом на пути укрепления позиций России на Дальнем Востоке. Следующий шаг сделала экспедиция купца Григория Шелихова, которой в 1784 году удалось открыть громадные территории Русской Америки – нынешней Аляски. 

С середины XIX века история Дальнего Востока во многом была связана с освоением его земель переселенцами. Перебравшиеся из Европейской России крестьяне оказывались в непривычных географических, климатических и, что не менее важно, социальных условиях. Преодолевая трудности, они строили дома, выращивали хлеб, занимаясь одновременно традиционными для этих мест промыслами – охотой и рыбалкой. С 1850 по 1917 год на Дальний Восток прибыло 488 тыс. русских и украинских крестьян, благодаря чему население края увеличилось в 2,5 раза. 

Третья четверть XIX века стала временем, когда Россия окончательно оформила свои границы с соседями. С Китаем были подписаны Айгунский договор и Тяньцзиньские трактаты 1858 года и чуть позже Пекинский договор. С Японией в 1855-м был заключен Симодский, а в 1875 году – Санкт-Петербургский трактат. В конце века с целью освоения сибирских и дальневосточных земель и их защиты от внешней угрозы началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. 19 мая 1891 года во Владивостоке прошла церемония ее закладки, а через пять лет был подписан договор с Китаем о проведении Китайско-Восточной железной дороги по территории Маньчжурии. Стремясь укрепить свое влияние в регионе, Россия в 1897-м ввела эскадру кораблей в Порт-Артур, а годом позже заключила с Китаем соглашение об аренде Ляодунского полуострова на 25 лет. Такая активность Российской империи вызывала тревогу у мировых держав, грабивших Поднебесную и стремившихся осуществить ее раздел. В Маньчжурии и Корее столкнулись интересы России и Японии, что привело к Русско-японской войне 1904–1905 годов. 

Китайско-Восточная железная дорога. Начало ХХ века

Фото: ХУДОЖНИК ЮРИЙ РЕУКА, EGION-MEDIA, LEGION-MEDIA

 

Сергей Пономарев, Олег Назаров, доктор исторических наук