Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Самый главный мореход

№67 июль 2020

Одним из инициаторов создания и первым фактическим руководителем РГО был адмирал Федор Литке. Выдающийся мореплаватель, исследователь Арктики, он прожил жизнь, полную научных открытий и рискованных путешествий

 

Наверное, о его юности можно было бы написать роман в стиле Чарльза Диккенса (которого, кстати, Федор Литке почитывал). Никем не любимый, несчастный мальчик с благородным сердцем шел к своей мечте – и его надежды сбылись. 

 

Приключения сироты 

Дед адмирала, уроженец Дрездена, приехал в Россию в 1730-х годах. Иоганн Филипп (или Иван Филиппович, как его стали называть в Петербурге) учил немецкому языку Григория Потемкина, будущего князя Таврического. В отличие от многих русских немцев, Литке сохраняли верность лютеранской вере. 

Мать выдающегося мореплавателя – Анна Доротея, урожденная Энгель, – умерла при родах 17 сентября 1797 года, подарив жизнь сыну. Он вспоминал: «Это был первый и несчастнейший час моей жизни… сделался я убийцею моей матери». У новорожденного Федора было четверо малолетних братьев и сестер. Но отец – Петр Литке, 47-летний статский советник, а в молодости офицер, прошедший несколько победных кампаний, – вскоре нашел новую пассию и своими детьми почти не интересовался. До трех лет Федора воспитывали в семье брата матери, а потом отдали в пансион Мейера. Но в 1808 году умер его отец, и мачеха, получившая солидное наследство, не пожелала платить за обучение пасынка. Федор вернулся в дом дяди, в котором чувствовал себя неуютно. «Мое детство не оставило во мне ни одного приятного воспоминания, которые в воображении большей части людей рисуют детство в таком розовом цвете», – писал Литке. 

Удивительно, но будущий адмирал и президент Академии наук был полнейшим самоучкой. Ему не довелось даже поучиться в Морском кадетском корпусе. Он всего достигал опытом и самообразованием. Одна из его сестер вышла замуж за капитана 2-го ранга Ивана Сульменева, командовавшего отрядом канонерских лодок на Балтике. На этих кораблях во время Отечественной войны 1812 года 15-летний Федор Литке и начал службу. Стал постигать морскую науку. Сульменев – первый добрый человек, который попался ему на пути, – заметил рвение юноши и нанял для него преподавателей по математике и навигации. Но учение продолжалось недолго: начались бои. Отряд Сульменева сражался против французов при осаде Данцига (ныне Гданьск), и Литке оказался на галете «Аглая». К 16 годам он был плечист, выглядел старше своих лет – и воевал на равных с бывалыми моряками. Капитан мог только мечтать о таком расторопном гардемарине. В 1813 году Литке получил свою первую боевую награду – знак отличия военного ордена Святого Георгия, а проще говоря – солдатского «Егория». Этот скромный крест он с гордостью носил всю жизнь, даже «достигнув степеней известных». А за храбрость в последних сражениях Наполеоновских войн его произвели в мичманы. 

В начале 1817 года капитан Василий Головнин собирал команду для кругосветного похода на шлюпе «Камчатка». Сульменев горячо рекомендовал ему зачислить в команду Литке. Это был счастливый билет! Какие могли быть сомнения в том, что путешественников ждут открытия, о которых мечтал боевой мичман?! К тому же Головнин в те годы был настоящим кумиром молодых морских офицеров. Он ходил в Тихий океан на шлюпе «Диана», некоторое время служил под командованием самого лорда Горацио Нельсона и заслужил похвалу знаменитого британского адмирала, был свободолюбив, славился острым умом, любил парадоксы. 

Плавание началось в августе 1817-го и продолжалось два года. На «Камчатке» Литке сдружился с замечательными моряками, стремившимися к открытиям и опасностям. Среди них – лицейский друг Пушкина, молодой офицер Федор Матюшкин, мичман Фердинанд Врангель (в будущем адмирал и известный полярник), 14-летний гардемарин Феопемпт Лутковский. Команда подобралась блестящая, но капитан особенно выделял именно Литке – не только за исполнительность, но и за умение нестандартно мыслить и, подобно Цезарю, с успехом заниматься несколькими делами одновременно. «Он пойдет дальше всех», – пророчествовал Головнин. 

Карта кругосветных плаваний на шлюпе «Камчатка» в 1817–1819 годах и на шлюпе «Сенявин» в 1826–1829 годах

 

Моряки пересекли Атлантику, достигли мыса Горн, добрались до Камчатки, побывали в русских владениях Американского континента, преодолели Индийский океан и вернулись в Кронштадт. Литке – несмотря на отсутствие систематического образования – возглавлял на «Камчатке» гидрографическую экспедицию. Из того путешествия он привез основательные сообщения о морских течениях и отмелях, а также небольшую коллекцию вещей калифорнийских индейцев и описание их быта и положения в тогдашней Америке. Литке интересовало все: детские игры индейцев, их банные и гастрономические традиции, их отношение к власти и просвещению. Когда читаешь его этнографические записи, трудно поверить, что их вел самоучка. 

 

От Арктики до тропиков 

В начале 1820-х годов по рекомендации Головнина Литке возглавил научные экспедиции в арктические широты. На бриге «Новая Земля» он должен был достичь одноименного архипелага, тогда практически не изученного, описать его береговую линию, исследовать глубины фарватера в Белом море. Судно, построенное на Соломбальской верфи, на совесть подготовили к таким плаваниям: корабельный мастер Андрей Курочкин укрепил его специальной обшивкой, чтобы она могла выдерживать удары льда. 

Четыре лета подряд Литке отправлялся на этом бриге в край льдов и цинги. Всякий раз продовольствия на нем запасали на 16 месяцев – с учетом возможного попадания в ледовый плен. В 1821 году бриг, отчаливший из Архангельска, сумел довольно быстро достичь Новой Земли, несмотря на то что в начале плавания налетел на мель в Горле Белого моря. Несколько недель судно курсировало вдоль архипелага, моряки описывали береговую линию. В сентябре бриг вернулся в Архангельск. Литке воспринимал эту экспедицию как разведывательную: он испытывал возможности корабля и его команды, учился работать в арктических условиях. 

Следующая экспедиция принесла больше географических открытий: Литке удалось уточнить координаты пролива Маточкин Шар. Бриг продвинулся вдоль западного побережья Новой Земли гораздо дальше на север, чем в прошлый раз, и только льды заставили полярников повернуть назад. В третьей экспедиции Литке почти завершил описание западных берегов Новой Земли, на шлюпке моряки исследовали весь пролив Маточкин Шар до выхода в Карское море, а на обратном пути установили точные координаты острова Колгуев. Однако это плавание чуть не закончилось трагически: у Карских Ворот бриг налетел на каменистую банку. Только счастливый порыв ветра помог кораблю уйти с отмели. Со сломанным рулем полярники вернулись на Большую землю. Наконец, в 1824 году Литке попытался провести бриг к восточному берегу Новой Земли, но льды оказались непроходимой преградой. На этом его арктическая одиссея завершилась, и он принялся за обработку собранных материалов. 

Жители острова Уналашка на байдарках (Алеутские острова). Литография по рисунку А. Постельса и Ф. Китлица из «Атласа к Путешествию вокруг света на военном шлюпе “Сенявин”», изданного в 1835–1836 годах в Париже

Книга «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля"» принесла ему заслуженную славу. На ней выросло несколько поколений русских полярников. Знаменитый путешественник Георг Адольф Эрман в предисловии к ее немецкому изданию отметил, что Литке «настолько превзошел всех своих предшественников научным тщанием и беспристрастием своих суждений, что эти работы нельзя пройти молчанием ни в истории мореплавания, ни в истории географии». 

Поставив точку в своих записях о Новой Земле, Литке уже готовился к новому кругосветному плаванию – командиром на шлюпе «Сенявин». Его главной задачей было исследование побережья Берингова моря. Это трехлетнее путешествие считалось самым успешным из кругосветок того времени. Прежде всего – по количеству открытий и качеству научных описаний. Мореходу удалось исследовать большой Карагинский остров и пролив, отделяющий его от Камчатки, который сейчас носит имя Литке, подробно описать берега Берингова моря. 

Достигнув тропиков, сенявинцы занялись изучением Каролинского архипелага. Шлюп подошел к острову Пыйнипег (Понапе), но при попытке высадиться моряки столкнулись с враждебностью местных жителей. В сторону русского корабля полетели дротики. На борту хватало современного вооружения, и Литке вполне мог принудить островитян к радушию. Но… капитан был сыном гуманного века и записал в дневнике в тот день: «Я готов был лучше отказаться от удовольствия ступить на открытую нами землю, нежели купить это удовольствие ценой крови не только жителей ее, но, по всей вероятности, и своих людей». В отместку Литке назвал бухту Понапе Портом Дурного Приема – и продолжил плавание. Неподалеку русские моряки открыли несколько небольших островов, которым присвоили имя адмирала Дмитрия Сенявина – «в честь достопочтенного мужа, именем которого украшено было наше судно», как писал командир шлюпа. 

На обратном пути, в Британии, Литке заходил в Темзу, чтобы произвести сравнительные маятниковые наблюдения в Гринвичской обсерватории. Во время путешествия русские исследователи создали целый атлас, заполненный картами, описаниями и рисунками. Экспедиция доставила в Россию более тысячи экзотических гербариев, 330 образцов горных пород… Когда «Сенявин» вернулся в Кронштадт – его встречали салютом. Это был настоящий триумф мореплавателя. За описание своих путешествий в 1836 году Литке получил Демидовскую премию – престижнейшую в научном мире. 

 

Воспитатель великого князя 

В 1832 году бывалого моряка назначили флигель-адъютантом, а главное – воспитателем пятилетнего великого князя Константина Николаевича. К радости его отца, императора Николая I, опытный мореплаватель предложил для своего воспитанника строгий распорядок дня, закалял его организм ночевками в прохладных комнатах. Литке смог убедить мальчика в том, что, не зная точных наук, стать настоящим флотоводцем невозможно. Самого же Литке увлекала изящная словесность. Его книги, отчеты об экспедициях написаны легким, художественным языком. Неудивительно, что он ценил гений Пушкина и в день гибели поэта записал в дневнике: «Говорят много вещей, но лучше забыть их и думать только о том, что померкла на горизонте литературы нашей звезда первой величины!..» А потом начались морские вояжи по Балтике с юным Константином. «Молодой человек привыкает к порядку, к лишениям и к подчинению себя долгу. – Немножко морского духу, морской прямоты для принца не лишнее. – Видеть свет со всех сторон – тоже недурно», – писал Литке. 

Тип жилищ Вальпараисо (Чили). Литография по рисунку А. Постельса и Ф. Китлица из «Атласа к Путешествию вокруг света на военном шлюпе “Сенявин”», изданного в 1835–1836 годах в Париже

Исследователя Арктики, настоящего моряка, всегда рассудительного и мужественного, в царской семье уважали. Он надолго стал достопримечательностью петербургского двора, самым главным мореходом Российской империи, без консультаций с которым не обходилось ни одно решение по флотской части. Недаром именно ему Николай I доверял организацию морских путешествий своих дочерей, да и сам не раз выходил в море, когда на капитанском мостике стоял Литке. 

Во многом благодаря его влиянию было создано Русское географическое общество (РГО), Литке разработал его устав, одобренный императором. Мореплаватель надеялся создать штаб, который планировал бы путешествия, помогал оснащению экспедиций, а основной целью общества должно было стать всестороннее изучение нашей страны, ее отдаленных владений, по словам Литке – «возделывание географии России». Николай I, кажется, был готов поддержать любую идею воспитателя сына – и без проволочек дал дорогу этому начинанию. С первых дней работы общества его председателем стал великий князь Константин Николаевич, а вице-председателем – Литке. 

К тому времени уже вице-адмирал, Литке привлек к работе в РГО лучших русских мореплавателей и ученых – географов, статистиков, геологов. Знатоков земли российской и ее окрестностей. В обязанности Литке входило и руководство Морским ученым комитетом. А еще он задумал и начал издавать «Морской сборник» – первый русский профессиональный журнал моряков, в котором публиковались Иван Гончаров, Константин Станюкович, Александр Островский… Литке любил, когда о морских путешествиях пишут не «наукообразно», а живо, захватывающе. 

 

Граф от географии 

В долгие плавания после кругосветки на «Сенявине» он уже не ходил, обращая всю свою энергию на организаторскую работу. Однако ему доводилось командовать и военными операциями. Во время Польского восстания 1830–1831 годов Литке руководил доставкой провианта и боеприпасов русской армии. Везти грузы пришлось речным путем, по Висле, через территории, занятые отрядами поляков. А когда началась Крымская война, Литке организовал оборону Кронштадта и Свеаборга, преградив путь англо-французской эскадре к российской столице. За что и получил чин адмирала. 

В 1864 году Литке, не без влияния великого князя Константина Николаевича, назначили президентом Академии наук – с сохранением всех занимаемых должностей. Морской характер пригодился и на этом посту. Адмирал умел добиваться необходимого – методично и неотвратимо. Отказать знаменитому мореплавателю с благородными сединами не могли ни в одном кабинете. К тому же и новый император Александр II, и его братья (не только Константин) давно считали Литке личным другом. Мореход взял под свое крыло музеи, тем более что многие зоологические и ботанические коллекции были пополнены после его экспедиций. Именно при Литке академические ученые в России стали получать жалованье, не уступавшее жалованью университетских профессоров. Адмирал способствовал изданию сочинений математика Пафнутия Чебышёва, филолога Якова Грота, историка Сергея Соловьева и многих других выдающихся ученых того времени. Учреждение Ломоносовской премии «за важные изобретения и открытия, сделанные в России» – это тоже идея Литке. 

Золотая медаль имени Ф.П. Литке

Когда адмиралу исполнилось 75 лет, он передал свои полномочия в РГО Петру Семенову-Тян-Шанскому, который давно был его правой рукой в обществе. Старый мореход, терявший зрение, обратился к коллегам с речью, которая никого не оставила равнодушным: «Перешагнув на вторую половину восьмого десятка и чувствуя с каждым днем возрастающий упадок сил моих, я поступил бы недобросовестно, представ перед вами кандидатом на должность, которую, по убеждению моему, не могу уже выполнять с прежнею энергией, с прежнею деятельностью. Для этого нужны силы более свежие. <…> Затем мне остается только просить вас не поминать лихом вашего старого вице-председателя». Через девять лет он попросился в отставку и с поста президента Академии наук. Жить ему оставалось считаные дни… 

Как и в романах Диккенса, финал выдался счастливым. В последние годы жизни исследователь Арктики был обласкан, наград для него не жалели. Александр II даровал ему графский титул, а вскоре и орден Святого Андрея Первозванного с алмазными знаками. Еще при жизни путешественника РГО учредило золотую медаль имени Литке, присуждавшуюся за выдающиеся географические исследования. После революции вручение ее прекратилось, но в 1946-м постановлением Совета министров СССР награду восстановили. 

Несмотря на близость к коронованным особам, Литке не был забыт и в советское время. Его именем был назван линейный ледокол, прорубавший пути-дороги в Арктике и в 1934 году первым совершивший сквозное плавание по всему Северному морскому пути с востока на запад за одну навигацию. Выпускались почтовые марки с портретом адмирала. В книгах о мореплавателях о нем писали в самых возвышенных тонах. И справедливо: русская география многим обязана этому графу – и как моряку, и как просветителю. 

Фото: LEGION-MEDIA, ХУДОЖНИК ЮРИЙ РЕУКА, БИБЛИОТЕКА КОНГРЕССА США, АРХИВ РГО

Арсений Замостьянов