Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Тайна старого портрета

№66 июнь 2020

В фондах Государственного исторического музея хранится уникальный портрет Емельяна Пугачева, написанный поверх изображения Екатерины II

Много лет эта картина украшала экспозицию музея. Ее считали символом классовой борьбы, отражением веры народа в своего «доброго царя». Лишь недавно выяснилось, что уникальный портрет – такая же подделка, как и «император», который на нем изображен. 

 

«Писан лик сей…» 

Знаменитый артефакт отыскал в запасниках Исторического музея в 1925 году искусствовед Михаил Бабенчиков. Тогда же он предложил реставратору Дмитрию Богословскому смыть часть фона, под которым обнаружилась копия известного портрета Екатерины II кисти датчанина Виргилиуса Эриксена. Императрица высоко ценила его работы, особенно этот портрет – с орденом Андрея Первозванного, широко тиражировавшийся по всей России. 

Бабенчиков первым исследовал уникальную находку: его статья о ней появилась в 1933 году в томах 9–10 «Литературного наследства». Он предположил, что автором написанного поверх изображения Екатерины портрета был «иконописец-раскольник» из числа соратников Пугачева. На обороте картины имелась надпись: «Емельян Пугачев, родом из казацкой станицы, нашей православной веры, принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 года сентября 21 дня». Упоминание о «нашей вере» и правда говорит о том, что то ли автор портрета, то ли его владелец был старовером. В указанный день самозванец, только что начавший восстание, находился в Илецком городке (ныне село Илек Оренбургской области). Получалось, что там-то его и запечатлели на парадном портрете императрицы, висевшем в каком-нибудь официальном учреждении. Найдя на холсте десяток грубо зашпаклеванных дырок, искусствовед решил, что восставшие в ярости изрезали его саблями, прежде чем найти другое применение. 

В книге башкирского автора Хикматуллы Муратова о восстании Пугачева история создания портрета изложена более художественно: «Предводитель остановился в доме зажиточного казака Ивана Творогова, добровольно перешедшего на сторону повстанцев. В углу большого зала, где Пугачев принимал посетителей, валялся большой портрет Екатерины II, рассеченный кем-то саблей. Один из приближенных Пугачева подал мысль сделать портрет "императора Петра Федоровича". В дом Творогова был приглашен местный иконописец. Ему показали портрет Екатерины II и сказали, чтобы он рисовал царя Петра Федоровича не хуже, а лучше того художника, который написал царицу… Не имея чистого холста, мастер загрунтовал портрет Екатерины II и на нем изобразил Емельяна Пугачева в казацком кафтане темного цвета, в высокой казацкой шапке, из-под которой выбивались на лоб темно-русые волосы». 

 

Картинное разоблачение 

Портрет стал широко известен, попал во многие учебники и научно-популярные издания, но у специалистов время его создания еще тогда вызывало сомнения. С годами эти сомнения крепли, и в 1980-е картину без лишнего шума убрали назад в запасники. Причина была самая прозаическая: уникальный портрет оказался подделкой. 

«Полотно просветили рентгеновскими лучами, определив, что изображение Екатерины действительно написано в XVIII веке, – говорит сотрудник экспозиционного отдела ГИМ Геннадий Марштупа. – А вот Пугачев исчез: на рентгенограмме от него не осталось никаких следов». Тщательное изучение верхнего красочного слоя показало, что краски, использованные при его нанесении, появились только в первой половине XIX века. Таким образом, «царь» оказался ненастоящим. По словам Геннадия Марштупы, «картина была создана в те годы, когда в русском обществе быстро рос интерес к коллекционированию исторических памятников, в том числе необычных – а именно таким можно назвать этот двойной портрет». 

Интерес к нему оказался велик еще и потому, что кроме него был известен лишь один прижизненный портрет Пугачева, написанный в Симбирске уже после его пленения, в октябре 1774 года, по заказу графа Петра Панина. Панин послал этот портрет влиятельнейшему фавориту императрицы Григорию Потемкину, а сделанные с него копии хранятся сегодня в разных музеях. Одна из них, кстати, заняла в Историческом музее место той самой картины, что была признана поддельной. 

Известно, что портрет-обманка поступил в ГИМ из собрания генерал-майора Николая Алексеевича Ермолова, внебрачного сына знаменитого покорителя Кавказа. Получив от отца коллекцию картин и гравюр, младший Ермолов принялся усердно, хоть и хаотично, приумножать ее, навещая, как и другие московские собиратели, антикваров и торговцев с Сухаревки. Очевидно, кто-то из них и подсунул дилетанту-коллекционеру «уникальный» портрет Пугачева. Остается вопрос: знал ли генерал, что купленное им изображение самозванца скрывает под собой императрицу? Может быть, и не знал: подобная картина человеку того времени, искреннему стороннику монархии могла показаться кощунственной, а ее продавец вместо желанного барыша рисковал получить вызов в Третье отделение. 

Михаил Бабенчиков, впрочем, выдвигал другую версию: картина попала к Ермолову после кончины в 1880 году выдающегося промышленника Николая Путилова, основателя Путиловского завода. Он тоже собирал коллекцию живописи, прежде всего портретов, которые во множестве украшали стены его петербургской квартиры. Мемуарист Дмитрий Оболенский писал: «Портретная галерея эта по количеству и разнообразию была замечательная. Вы встречали в ней и Богдана Хмельницкого, и Стеньку Разина, и Пугачева…» Путилов тоже был дилетантом в живописи и вполне мог приобрести поддельный пугачевский портрет, скопированный (хоть и с серьезными дополнениями) с той же симбирской серии. Такими же подделками являлись многие «шедевры» его собрания, поэтому наследникам затем пришлось по дешевке распродать их антикварам. Возможно, именно тогда портрет оказался у Ермолова, хотя не исключено, что речь идет о другом изображении Пугачева (предводитель восстания вызывал в обществе повышенный интерес, как и другие самозванцы, информация о которых в царской России подавалась весьма скупо). 

В советское время ситуация изменилась: из исторического раритета портрет, показавший свое «второе дно», превратился в памятник классовой борьбы и средство пропаганды. А потом, когда была доказана его поддельность, стал памятником другого рода – доверчивости одних людей и ловкости рук других. 

Фото: РИА Новости, LEGION MEDIA

 

Иван Измайлов