Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Второй фронт

№62 февраль 2020

В преддверии юбилея Победы не стихают споры о том, какой вклад в нее внесли союзники СССР. Мнение Запада на этот счет выразил Дональд Трамп, считающий, что Советский Союз всего лишь «помог США победить». Нелепость таких заявлений очевидна: западные державы поучаствовали в разгроме нацизма уже на завершающем этапе Второй мировой войны

В июле 1941 года, встречаясь в Кремле со спецпредставителем американского президента Гарри Гопкинсом, Иосиф Сталин выразил надежду на то, что США и Великобритания не только окажут Советскому Союзу экономическую помощь, но и откроют в скором будущем второй фронт против Германии. Воевать в Европе союзники не рвались, однако уже в ноябре 1941-го начали поставки в СССР оружия, боеприпасов, техники и других товаров, известные как ленд-лиз (буквально – «данное взаймы»). Хотя советская пропаганда, особенно в годы холодной войны, умаляла роль этой помощи, тем не менее Красная армия получила от Запада 12% всех использованных ею в 1942–1945 годах самолетов, 17% танков, 53% взрывчатки, 65% грузовых машин. Американская тушенка, мука, яичный порошок поступали как на фронт, так и в тыл, где остро не хватало продовольствия. Но шел год за годом, а советские войска по-прежнему сражались с врагом в одиночку. Видя это, наши солдаты иронически называли «вторым фронтом» банки той самой тушенки. 

Сталин все более настойчиво требовал начала боевых действий на западе. Ответом на эти требования стала высадка союзников в Северной Африке в ноябре 1942 года. Сжав с двух сторон 250-тысячную немецко-итальянскую группировку, англичане и американцы в мае 1943-го вынудили ее капитулировать. Вскоре начались массированные бомбардировки Германии, где в качестве цели союзники выбирали не только военные объекты, но и жилые кварталы, методично уничтожая один город за другим. В итоге немецкому командованию пришлось отозвать с востока часть авиации, что помогло советским летчикам. Однако второго фронта по-прежнему не было. На январской встрече 1943-го в Касабланке президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль решили не открывать его и в течение наступившего года, о чем Сталину сообщили туманно, не называя сроков. 

Удар в подбрюшье 

На той же встрече союзники договорились вторгнуться в Италию, которую вместе с Балканами называли «мягким подбрюшьем Европы». Фашистский режим Бенито Муссолини после поражения в Африке зашатался, и 10 июля 1943-го на Сицилии высадились 470 тыс. англичан, американцев и канадцев. Итальянские войска быстро покинули остров, предоставив его защиту немецкой дивизии «Герман Геринг». Прислать подкрепление гитлеровцы не могли: началось советское контрнаступление под Курском, все силы бросили туда. Сицилия была освобождена, а 25 июля король Италии Виктор Эммануил III арестовал Муссолини и приступил к переговорам с союзниками. 

Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль на встрече в Касабланке. Январь 1943 года

Адольфа Гитлера это никак не устраивало. По его заданию «диверсант номер один» Отто Скорцени в сентябре освободил дуче из плена и вывез на север Италии, куда вторглись немецкие войска. Тогда же английский десант высадился в Калабрии, а американский – в Салерно близ Неаполя. Но союзники действовали неспешно и не смогли помешать гитлеровцам захватить Рим. В оккупированных немцами районах была формально восстановлена власть Муссолини, создавшего свое правительство в городке Сало. Вместе с местными фашистами нацисты развернули жестокие репрессии против коммунистов, евреев и всех «предателей». Итальянские солдаты, отказавшиеся служить дуче, были отправлены в концлагеря, а офицеры расстреляны. Уцелевшие военные вместе с противниками фашизма укрылись в горах, где начали партизанскую борьбу. Активное участие в ней приняли бежавшие из плена граждане СССР и других стран; один из них, погибший в бою Федор Полетаев, стал национальным героем Италии. 

Пока плохо вооруженные партизаны вели неравную борьбу с гитлеровцами, союзники медленно продвигались к Риму, преодолевая немецкие линии обороны. В январе 1944 года они начали штурм позиций у древнего монастыря Монте-Кассино. 105 тыс. солдат союзных армий трижды пытались взять приступом высокогорную твердыню, но каждый раз откатывались назад, неся большие потери. Только четвертый штурм в середине мая оказался успешным; тогда же американские танки перешли в наступление на побережье в районе Анцио, уже 4 июня без боя заняв Рим. Среди 55 тыс. убитых и раненых под Монте-Кассино, сражавшихся на стороне союзников, немалую часть составили поляки из так называемой «армии Андерса». В их честь участник боев Феликс Конарский написал стихи к песне «Красные маки на Монте-Кассино», которую любят в Польше до сих пор. 

Вскоре часть союзных войск была отозвана для начала боевых действий во Франции, и наступление в Италии остановилось. В августе Черчилль приказал возобновить его: ударом отсюда он хотел помешать Красной армии занять Германию и Австрию. Но американцы не желали терять солдат ради амбиций британского премьера. Наступление здесь продолжилось только 9 апреля 1945 года, когда советские войска уже готовились к штурму Берлина. 17 апреля немецкий фронт был прорван, и вскоре север Италии охватило восстание против гитлеровцев и их итальянских пособников. Не прошло и двух недель, как партизаны освободили Милан и задержали бежавшего оттуда Муссолини. Дуче был расстрелян вместе со своей любовницей Кларой Петаччи, однако этим жажда мести гарибальдийцев не насытилась. В дальнейшем при попустительстве союзников они казнили по суду и бессудно десятки тысяч подлинных и мнимых фашистов – нередко вместе с семьями. Между тем командующему немецкими войсками на юго-западе Европы генералу Генриху фон Фитингофу оставалось лишь капитулировать, что он и сделал 29 апреля. 

Численность немецких войск на фронтах Второй мировой войны

Военные действия союзников в Италии отвлекали большие силы гитлеровцев (в общей сложности до миллиона человек) и стоили обеим сторонам немалых жертв, но выдать их за полноценный второй фронт лидеры США и Великобритании не могли. На Тегеранской конференции в ноябре 1943-го им пришлось пообещать Сталину, что высадка во Франции состоится в мае будущего, 1944 года. Тогда же этой операции присвоили кодовое название «Оверлорд» («Повелитель»). 

Общий ход военных действий в Европе. 1943–1945 годы

День «Д» и далее 

Десантная операция «Оверлорд» до сих пор остается крупнейшей в истории: в ней приняли участие почти 3 млн военнослужащих Великобритании, США, Канады и Франции. Немецкие силы были чуть ли не втрое меньше, но им удалось создать на французском побережье хорошо укрепленную линию обороны – знаменитый «Атлантический вал». Мощнее всего он был у пролива Па-де-Кале, и союзники, используя шпионскую сеть, сформировали впечатление, что десант будет высажен именно там. Сами же в строгой секретности готовили высадку в другом месте, на побережье Нормандии: ее будущих участников заперли на военных базах, запретив общаться с кем-либо извне и даже отправлять письма. Только за сутки до операции они узнали точную дату дня «Д» – 6 июня 1944 года. 

В начале этого дня в Нормандии высадились парашютные десанты, а корабли и самолеты открыли ураганный огонь по немецким позициям. 

Высадка прошла относительно легко – лишь на участке «Омаха», где огневые точки противника не были подавлены, союзники понесли большие потери. К вечеру им удалось захватить три плацдарма, куда десантные корабли непрерывно доставляли все новое подкрепление. Немецкое командование теряло время, по-прежнему ожидая высадки неприятеля у Па-де-Кале, к тому же танки, на которые оно надеялось, остались без горючего – его запасы уничтожила американская авиация. 

Американцы под командованием генерала Омара Брэдли прорвали фронт и начали наступать из Нормандии к югу 25 июля. В ответ гитлеровцы 7 августа попытались нанести контрудар силами двух танковых армий, но те были отрезаны и уничтожены в Фалезском котле. Вскоре союзники высадились на юге Франции, заняв 28 августа Тулон и Марсель. К освобождению Франции активно подключились местные силы Сопротивления, твердо намеренные взять реванш за позорную капитуляцию 1940 года. Давно сотрудничая с англичанами, они еще до дня «Д» получали от них задания – уничтожать линии связи, пускать под откос составы, нападать на немецкие гарнизоны. В мае 1944-го большинство отрядов партизан (маки, от maquis – «колючий кустарник») объединились во Французские внутренние силы во главе с генералом Пьером Кёнигом, подчиненные Шарлю де Голлю – лидеру Сопротивления во Франции. Правда, возможностей у партизан было мало: их попытки создать освобожденные районы терпели неудачу, как на плато Веркор, где в июле эсэсовцы разгромили провозглашенную маки республику. Теперь немцы, сбросив маску «культурности», вели себя во Франции так же, как на востоке: за действия партизан они заставляли платить мирных жителей. Случилось это и в городке Орадур-сюр-Глан, все население которого – 642 человека – было убито 10 июня 1944 года. 

Престарелый маршал Филипп Петен, лидер французских коллаборационистов, бежал в Германию, а его сторонники поспешили перекраситься в патриотов. Нередко назначенные немцами мэры встречали союзников цветами и пышными речами – и сохраняли свои посты. Но там, где в города первыми входили партизаны, было иначе: нацистских прислужников волокли на виселицу, а женщин, запятнавших себя сожительством с оккупантами, брили наголо и прогоняли по улицам (часто в обнаженном виде). Эти эксцессы прекратились лишь после установления власти де Голля. 24 августа он как глава французского Временного правительства торжественно въехал в Париж, уже освобожденный восставшими жителями и партизанами. 

От столицы путь союзников лежал на восток, где у французской границы немцы пытались удержаться на хорошо укрепленной «линии Зигфрида». Чтобы обойти ее с севера, британский фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери спланировал операцию «Маркет Гарден» («Огород») по захвату Нидерландов. Была у нее и другая цель – прекратить обстрелы Англии с оккупированной нацистами голландской территории. Но англо-американские десанты встретили ожесточенное сопротивление и не сумели выполнить главной задачи – создать плацдарм на восточном берегу Рейна. Южнее дела шли с большим успехом: американцы достигли территории Германии и 21 октября взяли Ахен. В ноябре главнокомандующий союзными войсками генерал Дуайт Эйзенхауэр двинул 1-ю и 9-ю американские армии к Рейну для захвата Рурского промышленного района. Чтобы помешать этому, немецкое командование разработало план контрнаступления в Арденнах, на границе Франции. 

Отражение наступления немецких войск в Арденнах. 16 декабря 1944 года – 29 января 1945 года

16 декабря гитлеровцы, собрав в кулак все имеющиеся силы, бросили их в атаку и прорвали фронт союзников. Потери американцев в том сражении – свыше 100 тыс. человек – оказались самыми большими в их истории. Черчилль в панике просил Сталина поскорее перейти в наступление в Польше. 12 января 1945 года, на несколько дней раньше предполагаемого срока, Красная армия начала Висло-Одерскую операцию, что помогло союзникам, которые к тому времени оправились от удара и смогли удержать фронт. В итоге им удалось не только отбросить немцев к «линии Зигфрида», но и окружить их 300-тысячную группировку в Бельгии. 

Десантная операция «Оверлорд» до сих пор остается крупнейшей в истории. Июнь 1944 года

От Рейна до Эльбы 

«Кошмар в Арденнах» сделал американцев осторожнее. Командующий 3-й армией генерал Джордж Паттон в те дни признавался: «Мы еще имеем шанс проиграть войну». В связи с этим американское командование без особого энтузиазма отнеслось к предложениям Монтгомери, который рвался к Берлину, чтобы войти в него раньше советских войск. В ноябре 1944-го союзники разработали совершенно секретный план «Эклипс» («Затмение»), предусматривавший захват большей части Германии, включая Берлин. Но вскоре этот план пришлось пересмотреть: согласно решениям Ялтинской конференции, состоявшейся в феврале 1945 года, столица рейха вошла в советскую зону влияния, поэтому Эйзенхауэр не хотел платить жизнями своих солдат ради продвижения к ней. 

У немцев были свои резоны: по-прежнему отчаянно сопротивляясь на востоке, они после Арденн уже не пытались остановить наступление союзников на западе. Разве что пассивно: например, взорвав плотины, гитлеровцы затопили обширные территории Рура, что задержало наступавших на две недели. Только в начале марта 1945 года американцы подошли к Рейну, все мосты через который были заранее уничтожены, кроме одного – у города Ремаген. По нему под огнем противника части 1-й армии переправились на правый берег и 22 марта соединились там с 3-й армией Паттона. После этого продвижение американцев по Германии окончательно превратилось в триумфальный марш. Разрушенные бомбежками города сдавались без боя, то же делали немецкие солдаты и офицеры, хотя им и угрожала казнь за дезертирство. В одном лишь марте на Западном фронте были взяты в плен 500 тыс. гитлеровцев. Правда, это спасало жизнь не всем: в апреле в концлагере Дахау американские солдаты, увидев горы трупов и похожих на скелеты выживших узников, расстреляли из пулеметов немцев – 550 человек. 

Генерал Шарль де Голль в Париже, освобожденном от немецкой оккупации. Август 1944 года

24 марта союзники провели на Рейне операцию под названием «Пландер» («Грабеж»), приведшую к захвату Рурского района, где в плен сдались 325 тыс. немцев. После этого американцы запланировали выход к Эльбе, за которой начиналась советская зона влияния. 1-я армия генерала Кортни Ходжеса двигалась к Лейпцигу, 9-я армия Уильяма Симпсона – к Магдебургу, 3-я армия Паттона – к Хемницу. Англичане, после Арденн окончательно оттесненные на второй план, утешались авиаударами по немецким городам. Так, в феврале их самолеты вместе с американскими стерли с лица земли старинный Дрезден; было убито, по разным данным, от 25 до 200 тыс. человек. В этих действиях, которые в других условиях наверняка признали бы военными преступлениями, был свой резон: ужас, вызванный уничтожением целых городов вместе с жителями, парализовал волю немцев к борьбе. У союзников эта воля, напротив, росла, особенно когда они 4 апреля обнаружили в районе Мекерса спрятанный там золотой запас Германии, который так и канул в сейфах американских банков… 

Выйдя к Эльбе 10 апреля, американские части были готовы двигаться дальше, и Эйзенхауэру пришлось останавливать их особым приказом. Согласно этому приказу 3-я армия направилась на юг – в Баварию и Австрию. 1-я армия, подавив у Лейпцига последний очаг немецкого сопротивления, встретилась 25 апреля у города Торгау на Эльбе с войсками 1-го Украинского фронта. Первый контакт, которого опасались обе стороны, закончился объятиями и совместным распиванием трофейного спиртного. Однако уже вскоре наши солдаты вежливо, но твердо заворачивали назад союзных «братьев по оружию», зашедших в советскую зону. 

Тем временем 7-я американская и 1-я французская армии продвигались на юг Германии, неспешно подавляя сопротивление немецких частей. С появлением Паттона, любившего быстроту и натиск, дело пошло веселее. 22 апреля союзники форсировали Дунай, а 30 апреля почти без боя взяли Мюнхен. 4 мая 3-я американская армия готова была двинуться в Чехословакию, в столице которой на следующий день началось восстание против нацистов. Но после резкого демарша Сталина Эйзенхауэр велел Паттону отвести войска, за что тот открыто называл своего главнокомандующего трусом. Позже, накануне возвращения домой, «бешеный генерал», как говорили о Паттоне американцы, сумевший вызвать недовольство многих, попал в странную автокатастрофу и вскоре умер. 

Встреча на Эльбе. 25 апреля 1945 года

Группа армий Монтгомери в апреле успешно наступала на севере, взяв Бремен и Гамбург. 29 апреля союзные соединения бомбардировщиков совершили налеты на Берлин. 3 мая в Любекской бухте они потопили корабли, перевозившие узников концлагерей (погибло более 7 тыс. человек). Немцы потеряли свои последние порты и связь с группировкой в Дании и Шлезвиге – там в городке Фленсбург находился гроссадмирал Карл Дёниц, которому Гитлер перед самоубийством передал власть в стране. 

Похищение Европы 

5 мая Дёниц обратился к союзникам с предложением заключить сепаратный мир. Вообще-то переговоры о таком мире велись давно (одной из подобных попыток посвящен известный сериал «Семнадцать мгновений весны»), но впервые это предложение исходило от главы (пусть и эфемерного) Германского государства. Соблазн был велик, особенно для Черчилля, который с начала 1945 года, по словам его личного врача Чарльза Морана, «больше говорил не о Гитлере, а об опасности коммунизма». 

Маршал Георгий Жуков подписывает Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Карлсхорст, ночь с 8 на 9 мая 1945 года

Однако Великобритания и США отдавали себе отчет, что мир с тем огрызком, который остался от «тысячелетнего рейха», не принесет им ничего, кроме проблем. Поэтому Эйзенхауэр заявил прилетевшему к нему в Реймс генерал-адмиралу Гансу-Георгу фон Фридебургу, что Германия должна капитулировать немедленно и на всех фронтах. 7 мая капитуляцию подписал прибывший вслед за Фридебургом генерал Альфред Йодль. От СССР эту капитуляцию принял генерал Иван Суслопаров (чем Сталин был очень недоволен), но до этого ему пообещали, что нацистов заставят капитулировать еще раз – в Берлине перед советским командованием. Так и случилось: 8 мая в берлинский пригород Карлсхорст прибыли представители союзников, прихватившие с собой германского фельдмаршала Вильгельма Кейтеля. Он и подписал вторую капитуляцию, о чем принявший ее маршал Георгий Жуков вспоминал так: «Кейтель… неуверенным шагом направился к нашему столу. Монокль его упал и повис на шнурке. Лицо покрылось красными пятнами. <…> Он сел на край стула и слегка дрожавшей рукой подписал пять экземпляров акта». 

Война завершилась, но кое-где еще стреляли. Накануне капитуляции Дёниц отдал немецким войскам последний приказ – с боем прорываться на запад и там сдаваться в плен союзникам. Черчилль, в свою очередь, приказал не распускать части вермахта и держать сданное ими оружие в боевой готовности. В мае 1945-го по его заданию был в строгой тайне разработан план операции «Немыслимое» – удара по советским войскам и их изгнания из Восточной Европы. Однако британские генштабисты дали неутешительный прогноз: быстрая победа будет невозможна, русские даже смогут захватить всю Европу. Черчиллю пришлось заменить «горячую» войну против СССР холодной, которую он объявил в 1946 году своей Фултонской речью. 

Усилиями англо-американских лидеров «немыслимое» все-таки свершилось. Тотальная пропаганда, проникшая в романы, комиксы, голливудские фильмы, заставила европейцев с годами забыть то, что в мае 1945-го было очевидно для всех, – решающую роль СССР в победе над нацизмом. Забылись и многократные похвалы в адрес «героического советского народа», и то, что в военных действиях на Западном фронте погибли 140 тыс. американцев и 54 тыс. британцев, тогда как наши войска в одной только Польше потеряли более 600 тыс. солдат и офицеров. «Похищение Европы», не удавшееся нацистам, совершили после войны власти США и Великобритании, крепко пристегнувшие западные страны к созданному ими антисоветскому блоку. 

Что почитать? 

Фалин В.М. Второй фронт. Антигитлеровская коалиция: конфликт интересов. М., 2016 

Попов Г.Г. СССР и второй фронт. М., 2019

 

Фото: LEGION-MEDIA, ХУДОЖНИК ЮРИЙ РЕУКА, РИА НОВОСТИ

Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук