Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Полк памяти

№4 апрель 2015

О том, что значит память о войне и ее героях для нынешнего поколения россиян, журналу «Историк» рассказал руководитель региональной патриотической общественной организации «Бессмертный полк – Москва» Николай Земцов

Николай Земцов. Фото Натальи Львовой

– Акция, получившая название «Бессмертный полк», состоится в столице уже не первый раз. Расскажите, как появилась идея проведения такой акции.

– История началась несколько лет назад на конкурсе «ТЭФИ-Регион», который проходил в Казани. Там я познакомился с ребятами из Томска, которые в 2012 году провели у себя акцию «Бессмертный полк» и сделали об этом телевизионный репортаж. Их поразил отклик томичей: они ожидали, что придет человек 200–300, а пришло чуть ли не 7 тыс. Получилось большое шествие. Репортаж вышел очень красивый и душевный, он был удостоен награды ТЭФИ. Мне понравилась эта идея, потому что я воспитывался на рассказах моего папы о войне.

– Поделитесь семейной историей.

– Мой отец фронтовик. Долгое время, пока существовал Советский Союз, папа рассказывал мне истории о том, как он под Ленинградом закатился в костер, потому что пытался подобраться поближе к теплу, а проснулся, когда уже шинель горела. Рассказывал про какую-то каску, в которую он стрелял из снайперской винтовки, но то ли попал, то ли не попал, точно не знает: она слетела с бруствера, а он не уверен, был ли это немец или просто каска. Но когда идеологическое давление исчезло, он рассказал, как ему, 19-летнему лейтенанту, заместителю командира части, выпала задача отвести ее от линии фронта, поскольку командир и штаб просто сбежали. В соединении было четыре установки «Катюша» – новейшее оружие, которое не должно было попасть в руки противника. Они наткнулись на немецкую колонну, причем достаточно мощную: 10 грузовиков пехоты, четыре танка, бензовоз. И папа решил дать бой. Они устроили засаду и на рассвете, когда немецкая колонна вышла из села Лозное (это было под Белгородом), дали залп. Бой длился 15 секунд, колонна была уничтожена. Отец построил своих солдат, поблагодарил их и попросил об этом бое никому не говорить, потому что он не должен был давать бой. Но, видимо, кто-то все же проболтался, и папу разжаловали из лейтенантов в сержанты. Всю жизнь он пытался восстановить свое звание. Сделать это ему не удалось, теперь я буду стараться восстановить справедливость. В общем, история с «Бессмертным полком» легла мне на сердце, и я решил провести мероприятие в Москве.

– Как проходила первая акция?

– В 2013 году мы провели ее на Поклонной горе. У нас была совсем небольшая по срокам и масштабам информационная кампания, но все равно пришло не менее тысячи человек. Были очень трогательные истории о ветеранах, которые нам присылали люди. Я читал одну такую про матроса по фамилии Ардашев, который прошел огонь и воду, выжил там, где другие погибли. И вот на Поклонной горе я увидел портрет этого человека, его несла 25-летняя девушка. Тогда меня это поразило, потому что мне казалось, что постперестроечное поколение утратило связь с теми событиями.

Каждый год тысячи людей выходят на улицы с портретами своих дедов и прадедов – ветеранов Великой Отечественной войны

– Сейчас среди части общества распространена другая идея: многие не считают 9 Мая праздником, который стоит отмечать парадами, поскольку Победа стала элементом государственной пропаганды. Что вы об этом думаете?

– Я бы сказал, что это продолжение Великой Отечественной, она, в общем-то, еще не закончилась. После нашей победы началась война смыслов, и сегодня заслуги нашей страны стараются принизить. Звучат предложения провести торжественные мероприятия по случаю 70-летия Победы вБерлине, потому что война завершилась там. Или в Киеве, поскольку украинцев погибло больше, чем русских. Для меня это вызов. Мы всеми силами противимся этому и будем бороться за молодежь. Нужно найти какие-то нотки, которые позволят подрастающему поколению почувствовать связь со своими дедами, чтобы эта связь была живая, наполненная историями, смыслами. Сейчас планируем запустить проект дискуссионных площадок, где будем учить молодежь полемизировать, отстаивать свою точку зрения, хотим подключить Российское военно-историческое общество, которое поможет разобраться в придуманных исторических мифах. Еще мы готовим игры-квесты на военно-историческую тему, хотим провести автопробег по Москве...

– Вернемся к акции. В этом году вы впервые пройдете по Красной площади.

– Как только «Бессмертный полк» стартовал в Москве, все участники акции стали говорить, что хорошо бы пройти по Тверской на Красную площадь. Но не надо забывать, что Москва имеет особый статус и, чтобы провести мероприятие на Красной площади, его надо согласовывать на всех уровнях: Министерство обороны, правительство Москвы, правительство РФ, наконец, президент страны. Нам надо было показать, что нас много, что мы заслуживаем того, чтобы пройти этим маршрутом на глазах у всей России. Поэтому я низко кланяюсь тем, кто в 2014 году пришел на Поклонную гору. Это было народное море, множество транспарантов, флагов, все было очень празднично. И самое главное, что больше всего меня поразило, – это массовое братание незнакомых людей, которые обнимались, пели песни. Да, я тогда, выйдя на трибуну, сказал: «Давайте будем считать нашу сегодняшнюю встречу построением «Бессмертного полка» перед будущим парадом». И наши мысли материализовались.

– Как вы ожидаете, сколько человек примут участие в акции в этом году?

– На начало апреля у нас на сайте было зарегистрировано порядка 40 тыс. человек. Я думаю, за апрель эта цифра достигнет 100 тыс. А вообще, с учетом тех, кто решил прийти, но регистрироваться не станет, будет тысяч 200.

В этом году в акции примут участие более 800 российских городов и сел. Александр Рюмин / ТАСС

– Хороший ответ тем, кто говорит, что праздник не нужен.

– Подобные мероприятия несут колоссальный позитивный эмоциональный заряд, вызывают чувство сопричастности к чему-то большому и значимому.

– По Красной площади люди будут нести транспаранты с портретами ветеранов. Вы как-то помогаете в изготовлении портретов?

– Мы в самом начале договорились, что сохранение памяти предполагает некие затраты, которые человек должен взять на себя. Первый свой транспарант я сделал самостоятельно. Но многие люди не имеют такой возможности, они заняты, поэтому мы попросили подключиться профессиональных участников рынка (например, фотосалоны). Вы можете принести им фотографию, и они изготовят для вас транспарант. Заламинированную фотографию формата А4 можно сделать бесплатно в столичных многофункциональных центрах, которые также занимаются сбором сведений для электронной Книги Памяти. В этом году у нас появились партнеры, которые готовы печатать портреты на майке. Я подумал, что это замечательная инициатива, она понравится молодежи.

Шествие «Бессмертного полка» по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге.Александр Николаев / Интерпресс / ТАСС

Кроме того, мы хотим решать сугубо поисковые задачи. В частности, дать возможность людям, которые ищут информацию о своих близких, участвовавших в Великой Отечественной, в онлайн-режиме делать запросы в архив Министерства обороны в Подольске. Надеюсь, и это начинание даст свои результаты.

– За пределами Москвы акция «Бессмертный полк» тоже будет проходить?

– Да, конечно, но этим самостоятельно занимаются инициативные группы из других городов. Планируются акции и в других странах мира. Так, английская версия «Бессмертного полка» будет называться Immortal Regiment. Мы надеемся, что в Москве в составе «Бессмертного полка» пройдут лучшие представители англосаксов, которые пронесут портреты своих дедов.

– Украина будет участвовать в акции?

– Мы с Украиной, с различными ее частями работаем. Мы знаем, что там чтут этот праздник, его ждут. Но люди должны сообразовываться с теми обстоятельствами, которые сложились в их городе, чтобы это не привело к трагедиям. Стараемся им помочь – не только в проведении акции на 9 Мая, но и отправляя благотворительную помощь в рамках нашего проекта «Поможем Новороссии вместе». У нас с Украиной одно прошлое, думаю, и будущее у народа единое. Сейчас царит какое-то умопомешательство, но, я уверен, рано или поздно оно закончится.

Беседовал Петр ОРЕХИН

Петр Орехин