Гроссмейстер политического баланса
№58 октябрь 2019
Предложение о создании монумента мне поступило от министра иностранных дел Сергея Лаврова. Передо мной была поставлена очень ответственная задача.
Я не был знаком с Примаковым. Но я видел множество его фотографий, много читал о нем. А потом, он мой земляк. Мы с ним оба – тбилисские ребята. Поэтому я примерно представляю его темперамент, чувствую, как он говорил, какой у него был образ мышления. Я не беру, конечно, его профессиональную деятельность, я говорю о человеческих чертах и качествах. Я даже понимаю, как бы я с ним разговаривал, беседовал, какие общие темы могли бы у нас быть…
Примаков всегда вызывал у меня чрезвычайное уважение. Особенно для меня важно то, что он своим главным предназначением, несмотря ни на что, ни на какие звания и чины, все-таки считал науку. Даже на его могиле написано просто и ясно: «Академик Примаков Евгений Максимович» – и никаких других званий, должностей, титулов, коих у него было предостаточно, не указано. Это тоже о многом говорит. Его волновали не столько должности, сколько профессиональный подход к тому, чем он занимался в жизни. И мне это крайне симпатично. Уже одно это, как мне кажется, помогает раскрыть образ этого человека. Ну а те высокие должности, которые он с честью занимал, свидетельствуют о том, что он был профессионалом высокого класса во всем, что делал…
Некоторое время назад я делал памятник Борису Ельцину в Екатеринбурге и его надгробие в Москве, на Новодевичьем кладбище. Меня часто спрашивают, как я отношусь к этим людям – Ельцину и Примакову. Это абсолютно разные личности. Абсолютно разные характеры. Они разные и внешне, и внутренне. Это совершенно два разных человека.
Кто-то считает их политическими антиподами. Возможно. Но я все-таки не думаю, что это так однозначно. На мой взгляд, между ними есть и многие точки соприкосновения, и многие точки внутреннего разногласия. Я лично, как художник, не берусь анализировать их политические взгляды, позицию по тем или иным вопросам, поступки.
Я, как художник, передаю их образ. Поэтому памятник в Екатеринбурге – это такая мощная вертикаль, бескомпромиссная, в повороте, в развороте, внизу у ног – наломанные беломраморные куски. Ельцин идет как ледокол, вскрывая лед, ломая все на своем пути. Все в нем неоднозначно – все эти куски, разломы… Они говорят о том, что это человек идущий вперед, несмотря ни на что, и на своем пути он много чего совершает – и хорошего, и плохого.
А вот найти баланс – это уже совсем другое дело. Здесь нужен совершенно иной темперамент. Здесь другой профессиональный характер мышления. Как у Примакова. Поэтому памятник Примакову символизирует собой этот «ход конем»: конь в шахматах никогда не ходит по прямой. Международная политика – это игра сложная, мудрая, игра, которая должна дать результат. Примаков был общепризнанным гроссмейстером этой игры.
Вообще на шахматной доске никогда не победишь, если будешь идти напролом, только вперед. Это многоходовая, непростая игра. И это мое ощущение, которое я воплотил в пластической форме.
Место расположения памятника – на Смоленской площади, в треугольнике между зданием МИДа и двумя гостиницами. Сразу стало понятно, что просто поставить там какую-то фигуру невозможно. Масштаб самой площади и масштаб вертикальных доминант, которые ее окружают, требовали особого решения. Либо, как вариант, ставить тридцатиметровую статую, чтобы она там являлась заметной величиной, потому что любая маленькая фигурка просто потерялась бы. Либо как-то иначе вписать памятник в то пространство, увязав эти мощные вертикали в один узел и создав некую такую пластическую доминанту, которая объединит пространство площади, превратит сам памятник и эти вертикали в единый архитектурный комплекс.
В итоге я предложил поставить вокруг фигуры четыре колонны – это четыре ипостаси его деятельности, в которых в полной мере проявились главные черты личности Евгения Максимовича. Одна колонна символизирует науку, которая, как мне кажется, всегда для него была на первом месте. Вторая колонна – это МИД, где он работал, третья – внешняя разведка, четвертая символизирует его деятельность на посту премьер-министра.
Сама площадь памятника будет представлять собой пластическую разработку в виде шахматной доски. На этой шахматной доске будет стоять бронзовая фигура Евгения Максимовича Примакова…
Георгий Франгулян, академик Российской академии художеств, народный художник РФ