Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Я думаю, он должен оставаться в Праге»

№58 октябрь 2019

Маршал Советского Союза Иван Конев, мой отец, был настоящим другом Чехословакии. Он знал характер этого народа, глубоко уважал тех чехов и словаков, которые сражались против фашизма, ощущал родство со славянскими народами – по культуре, по языку. 5 мая 1945 года началось Пражское восстание против гитлеровцев. Восставшие понимали, что без помощи Красной армии успеха не достичь. И войска нашего 1-го Украинского фронта начали операцию на несколько дней раньше намеченного, чтобы помочь друзьям. 1600 танков, по образному выражению отца, в те дни «перепорхнули» через Рудные горы.

После освобождения Праги офицеры связи не могли грамотно составить донесения, они пропадали: чехи окружали их, начинали качать, угощать… 10 мая вместе с чешским генералом Людвиком Свободой в Прагу прибыл отец. Как их чествовали в Пражском Граде! Это не пропаганда, не вымысел – такого не придумаешь. Такого невероятного ликования, такого восторженного приема не было ни в Польше, ни в городах Германии, которые отцу довелось освобождать. Конечно, радости добавляло осознание того факта, что это последняя операция всей войны. Чехам и впрямь было за что благодарить Красную армию: ведь красавицу Прагу освободили практически без разрушений…

Пока были живы те, кто видел войну своими глазами, ни у кого не вызывал сомнений тот факт, что Прагу освободила Красная армия. Но в последние годы в Европе все больший вес получают силы, стремящиеся покончить с памятью о воинах-освободителях. Вброшена версия, что Прагу освободили не войска 1-го Украинского фронта, а дивизия РОА, власовцы. Но они воевали против гитлеровцев только один день. Это был сговор с частью чешской элиты с одной целью: чтобы немцы, стоявшие в Праге, капитулировали не перед Красной армией, а перед американцами. Но сговор не удался, и Чехию освободили войска моего отца.

В конце 1980-х в Восточной Европе громко заявили о себе те, кто, вопреки исторической правде, пытается перечеркнуть роль нашей армии в победе над фашизмом. Одним из первых – еще в 1990-м – пострадал памятник отцу в Кракове. Это был всплеск радикализма и ненависти к России. И вот недавно чешские радикалы замахнулись на пражский памятник отцу. Сначала он стал жертвой вандалов, а потом руководство городского округа Прага-6 приняло решение убрать памятник с площади. Для нас, для семьи маршала, это – ежедневная боль.

Конечно, далеко не все чехи поддерживают эту вакханалию. Во многих чешских семьях жива память о наших воинах. Там к Коневу относятся как к маршалу, который спас Прагу. Но среди молодых пражан больше обманутых: их чувствами умело дирижируют те, кому выгодна русофобская волна в Европе. А некоторые просто побаиваются высказываться в поддержку советского маршала.

У меня двойственное отношение к судьбе пражского памятника. Эмоционально хочется вернуть его домой, в Россию. Но маршал Иван Конев всю жизнь служил государству – и Российской империи в годы Первой мировой, и Советскому Союзу. Для нас он – отец и дед, а для фронтовиков и их потомков, для миллионов людей в России и европейских странах – один из символов Великой Победы, один из немногих полководцев, награжденных высшими орденами всех держав антигитлеровской коалиции. И поэтому я думаю, что он должен оставаться в Праге. Как символ исторической правды, которую нельзя свергнуть. Такова должна быть позиция России. Чтобы не подвергалась фальсификациям память о том, что именно Красная армия во главе с маршалом Коневым освободила от фашизма эту землю.

 

Наталия Конева, председатель правления Фонда памяти полководцев Победы, дочь маршала Советского Союза И.С. Конева