Сын за отца
№30 июнь 2017
Сын бывшего советского лидера, доктор биологических наук, профессор Андрей МАЛЕНКОВ рассказал «Историку» о жизни, карьерных взлетах и падениях своего отца.
Георгия Маленкова горячо встречали в его родном Оренбурге (с 1938 по 1957 год город носил имя Чкалова)
Биография Георгия Маленкова опровергает представление о том, что при советской власти дети дворян не имели никаких шансов сделать карьеру. В действительности бывало по-разному. Конечно, случай, когда сын дворянина Маленков умудрился пройти путь от рядового красноармейца до члена Политбюро ЦК и руководителя правительства великой страны, является скорее исключением из правил. Но тем интереснее этот случай.
Из дворян и кузнецов
– Из какой семьи происходил Георгий Максимилианович? Кем были его родители?
Фото: Наталья Львова
– Род Маленковых происходит из Македонии, откуда наши давние предки перебрались в Россию и осели в Оренбуржье. Мой прадед был полковником, а его брат – контр-адмиралом. Дед Максимилиан Федорович служил писарем в Оренбургском губернском правлении. Будучи дворянином, он, вопреки воле родителей, женился на 16-летней дочери кузнеца – Анастасии Георгиевне Шемякиной. В семье этот брак не признали, и дед порвал отношения с родней. А вот отец моей бабушки, кузнец Егор, молодым помогал. Окрестные казахи-скотоводы его очень уважали, называли Джагор. Среди его предков был один из тех стрельцов, которых Петр I сослал под Астрахань.
К 23 годам Анастасия Георгиевна родила четырех сыновей. Младший Валентин умер в младенчестве. Рано скончался от чахотки мой дед. Несмотря на все удары судьбы, бабушка смогла определить троих сыновей в оренбургскую гимназию. Она ездила на прием к губернатору, и тот, приняв во внимание дворянское происхождение Максимилиана Федоровича, позволил его детям учиться за казенный счет. Благодаря этому мой отец получил хорошее образование. В гимназии он увлекался естественными науками, физикой. Хорошо знал немецкий и французский языки, изучал латынь.
Жизнь братьев отца оказалась короткой. Оба умерли в 1918 году от испанки: Александр – в 17 лет, Николай – в 14. Получается, из четырех братьев Маленковых выжил только один – мой отец.
– Когда и где познакомились ваши родители?
– Они познакомились в 1920 году на Туркестанском фронте, в агитпоезде, где моя мама Валерия Алексеевна была библиотекарем. Ее отец Алексей Александрович Голубцов до революции преподавал в Нижегородском кадетском корпусе, был инспектором народных училищ. Моя бабушка по материнской линии Ольга Павловна – из дворянского рода Невзоровых. Ее сестры – Зинаида, Софья и Августа – являлись активными участницами марксистского кружка, которым руководил Владимир Ильич Ленин. Он бывал в их доме в Нижнем Новгороде. Старшая из сестер, Зинаида, вышла замуж за соратника Ленина, инженера Глеба Кржижановского, будущего автора плана ГОЭЛРО.
В 1920 году матери и отцу было по 19 лет. Он служил в кавалерийской бригаде, прошел путь от рядового красноармейца до комиссара бригады. В 1921-м они приехали в Москву. Отец поступил на электротехнический факультет МВТУ [ныне МГТУ имени Н.Э. Баумана. – О. Н.]. Мама некоторое время занималась технической работой в Оргбюро ЦК РКП(б), потом окончила МЭИ. Родители прожили вместе 67 лет. Более дружной семейной пары я в своей жизни не встречал.
– Ваш отец, имевший дворянские корни, советскую власть принял сразу?
– Да, сразу, без колебаний. Когда мой дед Максимилиан Федорович умер, отцу исполнилось всего пять лет. Его воспитывали Шемякины. Уклад их жизни был казацко-крестьянский. Богатыми они не были, не раз сталкивались с несправедливостью.
Партийная карьера дворянина
– Говорят, что успешной карьера Маленкова стала благодаря поддержке жены…
– Если вы имеете в виду, что мама продвигала отца, то это миф. Карьера отца началась после третьего курса, когда его пригласили на должность инструктора одного из отделов ЦК РКП(б). Став секретарем партийной организации МВТУ, в стенах родного учебного заведения он боролся сначала с троцкистами, а потом со сторонниками Николая Бухарина. В 1930–1934 годах работал заведующим одним из отделов Московского комитета ВКП(б). В 1934-м был назначен заместителем Николая Ежова, а в дальнейшем сменил его на посту заведующего Отделом руководящих партийных органов ЦК ВКП(б).
Дед Джагор и семья Маленковых. Слева на руках – Георгий Маленков. 1900-е годы
– Работа с кадрами, а кадры, как говорил Иосиф Сталин, решают всё…
– Одним из судьбоносных событий в жизни отца стало решение Политбюро ЦК ВКП(б), принятое 11 мая 1937 года: на него возложили обязанность «давать заключения по всем предложениям отделов ЦК, касающимся назначения и перемещения работников». Он должен был визировать все кадровые перемещения. В то время Сталин стремился ввести альтернативные выборы во все государственные и партийные органы управления. Под руководством отца была создана уникальная картотека, состоявшая из учетных карточек-досье на 2,5 млн человек. На ее базе, без компьютеров, осуществлялся подбор талантливых управленцев на руководящие должности. Так отец вошел в узкий круг сталинского руководства.
– И это в разгар репрессий, вследствие которых в кадрах была явная недостача…
– О роли отца в прекращении массовых репрессий мало пишут и говорят. Скорее наоборот: раз работал в окружении Сталина, значит, и сам причастен к репрессиям. Однако еще в 1937 году он по поручению Политбюро ЦК для проверки положения с руководящими кадрами выезжал в Армению, Грузию, Таджикистан, Белоруссию, Ярославль, Тулу, Саратов, Омск, Тамбов, Казань. По итогам инспекционных поездок в январе 1938-го на Пленуме ЦК отец выступил с докладом «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков». Этот доклад, а также подготовленное отцом постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» сыграли важную роль в прекращении репрессий и падении Ежова. В 1938-м тот был снят с поста наркома внутренних дел, в 1939-м арестован, а в 1940 году расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. После окончания ежовщины тысячи репрессированных коммунистов были восстановлены в партии. Кстати, благодаря отцу из лагерей были возвращены некоторые известные люди – Сергей Королев, Валентин Глушко, Константин Рокоссовский. С Рокоссовским у него сложились очень тесные и хорошие отношения.
– Как Маленков относился к Сталину?
– К Иосифу Виссарионовичу отец относился с глубочайшим уважением и считал его гениальным человеком. А Сталин, в свою очередь, очень ценил отца за высокую грамотность и эрудированность.
Советский премьер
– После смерти Сталина Маленков оказался на вершине власти. Что он планировал сделать, какой социализм собирался строить? Чем его модель социализма отличалась от сталинской и от хрущевской?
– Он хотел сначала реформировать экономику, сделать людей, в первую очередь крестьян, более экономически независимыми. И только потом постепенно проводить политические реформы.
В 1953 году ему удалось существенно облегчить положение крестьянства: были снижены налоги и увеличен размер приусадебных участков. С колхозов списали долги. Бюджет СССР был скорректирован в сторону наращивания производства товаров народного потребления. Возросло финансирование здравоохранения, образования, культуры. В народе отец пользовался большой популярностью. Родилась поговорка: «Пришел Маленков – поели блинков».
Несомненна его роль в реабилитации так называемых «врачей-убийц», пересмотре «ленинградского дела», освобождении тысяч людей, осужденных по политическим статьям. Вскоре все эти заслуги отца перед народом присвоил себе Никита Хрущев.
В июле 1953 года завершилась Корейская война. Именно Георгий Маленков предлагал Уинстону Черчиллю выступить посредником при заключении перемирия между Сеулом и Пхеньяном. А чуть раньше, 15 мая, было принято решение оказать Китайской Народной Республике помощь в индустриализации. Он многое сделал в период «великой дружбы» СССР и КНР. Я не раз бывал в Китае и хорошо знаю, что отца там чтят. Из всех советских руководителей у них выставляются портреты только двух человек – Сталина и Маленкова. Кстати, моя книга, написанная об отце, переведена на китайский язык.
Я СПРОСИЛ ОТЦА, ПОЧЕМУ ОН ТАК ЛЕГКО ОТДАЛ ВЛАСТЬ. «ТЫ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕШЬ В ПАРТИЙНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ» – ТАКИМ БЫЛ ЕГО ОТВЕТ
– Почему, на ваш взгляд, Маленков так недолго возглавлял правительство СССР?
– При Сталине три опоры его власти уравновешивали друг друга: партийный аппарат, спецслужбы и технократы, осуществлявшие руководство народным хозяйством. После того как был арестован Лаврентий Берия, спецслужбы отошли на второй план и стали подчиняться высшему партийному руководству. Отец, будучи убежденным государственником, старался ограничить власть партаппаратчиков. Им это не нравилось.
Публицист Федор Бурлацкий, многие годы проработавший в аппарате ЦК, вспоминал очень интересный эпизод. В ноябре 1953 года, выступая на совещании по вопросам кадровой политики в ЦК КПСС, Маленков сказал, что многие партаппаратчики ставят свои шкурные интересы выше государственных, и призвал бороться с этим. Когда он закончил говорить, в зале стояла гробовая тишина. И тогда из президиума раздался голос Хрущева: «Да, конечно, верно, Георгий Максимилианович. Но аппарат – это наша опора». После его слов зал разразился восторженными аплодисментами. На этом фоне против отца начались интриги, великим мастером которых был Никита Сергеевич.
– Какое впечатление производил на вас первый секретарь ЦК?
– После смерти Сталина я видел Хрущева вблизи раз сто. Он производил впечатление мужлана и невежды, абсолютно не соответствующего должности руководителя государства. Кроме того, товарищ Хрущев был злопамятен и мелочен.
На трибуне Мавзолея В.И. Ленина (слева направо): Николай Булганин, Анастас Микоян, Георгий Маленков, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович. 1955 год (Фото: Фотохроника ТАСС)
Сила партийной дисциплины
– В январе 1955 года, согласно решению Пленума ЦК, Маленков был снят с поста председателя Совета министров СССР, понижен в должности до заместителя председателя и назначен министром электростанций. Как он объяснял, почему не стал бороться?
– Когда отца сняли, мне шел восемнадцатый год. Помню, спросил его, почему он так легко отдал власть. На что получил ответ, который был очень для него характерен: «Ты ничего не понимаешь в партийной дисциплине».
– То есть идти против воли партии, а именно так воспринималось решение Пленума ЦК, он не мог?
– Совершенно верно. Хотя уже тогда было понятно, что карьера отца теперь пойдет лишь по нисходящей. После июньского Пленума ЦК 1957 года его вывели из состава Президиума ЦК, сняли с поста министра и отправили руководить Усть-Каменогорской ГЭС. На сборы дали десять дней. А уже в мае 1958-го его назначили директором Экибастузской ТЭЦ. Там он проработал десять лет. Несмотря на слежку за нами и прочие гнусности властей, это было замечательное время. У меня в памяти оно осталось как светлая полоса. В Экибастузе родители жили в обычной квартире. Я учился в МГУ и несколько раз в год приезжал к ним в гости. За короткий срок отцу удалось кардинально изменить положение дел на станции, которая должна была обеспечивать электроэнергией город и огромные угольные разрезы. Рассчитана она была на сжигание экибастузского угля. До приезда отца станция работала на мазуте, что делало электроэнергию баснословно дорогой. Благодаря его усилиям уже через три месяца Экибастузская ТЭЦ перешла на уголь и через год по экономическим показателям вышла на первое место в Казахстане. Работавшие на станции люди стали получать премии.
Из Экибастуза родители вернулись в марте 1968 года. Умерла мать отца, Анастасия Георгиевна. После ее похорон он вышел на пенсию. Сначала родители жили в подмосковном поселке Удельная, в доме Анастасии Георгиевны, потом купили кооперативную квартиру в Лефортове, а позже по распоряжению Юрия Андропова получили двухкомнатную квартиру на Фрунзенской набережной.
Георгий Максимилианович Маленков (сидит слева) в кругу семьи. 1987 год
– Как по прошествии времени ваш отец воспринимал июньский Пленум ЦК 1957 года, на котором осудили «антипартийную группу Маленкова, Кагановича, Молотова»?
– Переоценки этих событий у него не произошло. В 1957-м, видя авантюризм Хрущева, отец считал необходимым снять его с занимаемой должности. Никакие репрессии или высылка тому не грозили. Его руководство, по мнению отца, представляло опасность для государства, и он был уверен в том, что отстранение Хрущева неизбежно. Поэтому в 1957 году поддержал Вячеслава Молотова и Лазаря Кагановича, от которых первый секретарь ЦК КПСС стремился избавиться. Отец не был близок с ними. Молотов в январе 1955-го помог Хрущеву сместить отца с поста председателя правительства. А Кагановича близко я впервые увидел в 1954 году в Крыму. Он был похож на медведя. Он меня потряс, во-первых, тем, как здорово играл в городки. А во-вторых, своими матерными выражениями. У нас в семье мат был вообще исключен.
Попытка отстранить Хрущева от управления страной оказалась неудачной: ему удалось обмануть и привлечь на свою сторону Георгия Жукова, который в политике разбирался плохо. Когда членов ЦК КПСС спешно собирали на внеочередной пленум, их доставляли в Москву на военных самолетах. Догадливые партийные работники сразу же поняли, на чьей стороне армия.
Я дружил с дочерью Жукова, Эллой. Однажды мы устроили телефонный разговор наших отцов. И в беседе с Маленковым Жуков признал, что в 1957 году допустил ошибку, поддержав Хрущева.
Беседовал Олег Назаров
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
МАЛЕНКОВ А.Г. О моем отце Георгии Маленкове. М., 1992Молотов, Маленков, Каганович. 1957. Стенограмма июньского Пленума ЦК КПСС и другие документы. М., 1998
Олег Назаров