Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Счисляя лета от Рождества Христова»

№37 январь 2018

Обычай встречать Новый год 1 января появился три с небольшим века назад и стал одним из результатов календарной реформы, проведенной Петром Великим

Самый семейный и, пожалуй, самый любимый в России праздник – Новый год – объединяет миллионы людей разных возрастов, профессий, политических взглядов и культурных предпочтений. Традиция отмечать его в ночь на 1 января зародилась в нашей стране в 1700 году. Причем этому предшествовала весьма радикальная реформа, отменившая применение существовавшей до того системы летосчисления.

«Лета писать и числить годы»

Вскоре после возвращения из Великого посольства, ставшего неоценимой школой для государя и его ближайшего окружения, Петр I принял решение об отказе от традиционного для Руси летосчисления от Сотворения мира и переходе на новое – от Рождества Христова. По православному (византийскому) летосчислению Рождество Христово состоялось через 5508 лет после сотворения «рода человеческого». Таким образом, на момент нововведения, последовавшего в декабре 1699-го, шел 7208 год (не 7207-й, поскольку до петровских реформ Новый год праздновали 1 сентября).

Как и многие преобразования той эпохи, все происходило стремительно. 19 декабря 1699 (7208) года был издан указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира». Документом предписывалось: «В Розряде и во всех приказах в пометах, записках, в грамотах и во всех наших великого государя указах о всяких делах, и в приказных, и на площадях во всяких крепостях и в городах воеводам в списках, и в пометах, и в сметных и пометных списках, и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя генваря с 1 числа предбудущего 7209 году писать от Рождества Христова генваря с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, а с того нового года генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до генваря непременно и в прочие лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому ж».

Портрет Петра I. Худ. Годфри Неллер. 1698 год

Резкое изменение календаря требовало объяснений. Но никаких аргументов, кроме ссылки на то, что так принято «во многих христианских окрестных народах, которые православную христианскую восточную веру держат с нами согласно», в указе приведено не было. Будем жить как соседи – таков главный посыл документа.

Вместе с тем понимание, что столь стремительный переход на новое летосчисление может привести к путанице в документах и непредсказуемым последствиям в сфере делопроизводства, все-таки существовало, поскольку петровский указ разрешал двойное написание дат. «А буде кто похочет писать и от Сотворения мира: и им писать оба те лета – от Сотворения мира и от Рождества Христова – сряду свободно», – гласил законодательный акт.

Известно оптимистичное утверждение знаменитого историка, биографа Петра I академика Михаила Богословского: «Указ не остался мертвой буквой. Действительно, с 1 января 1700 года все официальные бумаги и в московских приказах, и в местных правительственных учреждениях стали помечаться по-новому. Новую датировку быстро освоили и в частной переписке». Однако не будем забывать, что с учетом огромных размеров страны и уровня развития средств коммуникации в то время лишь для доставки указа в самые отдаленные уголки потребовались месяцы. Да и разношерстному приказному люду необходимо было выработать привычку к написанию новых дат.

Когда зажигаются елки

На следующий день после выхода указа «О писании лета от Рождества Христова», 20 декабря 1699 (7208) года, Петр I в продолжение реформы издал еще один – «О праздновании Нового года». Этот документ во многом дополнял и разъяснял смысл предыдущего. Здесь более подробно был раскрыт аргумент о всеобщем распространении летосчисления от Рождества Христова: «Великий государь указал сказать: известно ему, великому государю, стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею церковью во всем согласны, как волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых вера наша православная принята, – все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова». Подробное перечисление православных народов, уже живших по только вводимой в России календарной системе, безусловно, было призвано рассеять сомнения в правильности принятого решения.

При этом примечательно, что приближавшийся новый, 1700 год не был обыкновенным. «…А будущего генваря с 1 числа настает новый, 1700 год, купно и новый столетний век, – подчеркивалось в указе, – и для того доброго и полезного дела указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 году».

Далее царский указ предписывал праздновать наступление Нового года. Михаил Богословский назвал этот документ одним из первых памятников регламентирующего полицейского законодательства, которое до мельчайших подробностей определяло каждый шаг обывателей. В самом деле, прописаны оказались многие детали. Во-первых, устанавливалось время празднования – «после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви». Во-вторых, говорилось о том, как надобно украсить дома и улицы. Знатные и «нарочитые» люди светского и духовного звания должны были перед своими воротами «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Ориентироваться следовало на образцы, «каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки». Между тем и люди бедные («скудные») не освобождались от праздничной повинности: повелевалось «комуждо хотя по древцу или ветви на вороты или над хороминою своею поставить».

Наконец, наказывалось всем веселиться и поздравлять друг друга с Новым годом и «столетним веком». Причем речь шла о фейерверках и праздничном салюте! Указ предписывал: сначала на «Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет», а потом «по знатным дворам боярам, и окольничим, и думным, и ближним, и знатным людям, палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится».

Простой люд на улицах больших и проезжих с 1 по 7 января по ночам должен был для веселия «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы». Там, где располагались мелкие дворы и пространство не позволяло устраивать костры, следовало «на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки и, наполня соломою или хворостом, зажигать».

«Отпраздновали со всякою радостью»

Сохранился ряд свидетельств о том, как в Москве встречали Новый год в январе 1700 года. В «Журнале, или Поденной записке Петра Великого» прежде всего подчеркивалось, что «по окончании ж сего 1699 года определено торжество Нового года генваря с 1 числа, а прежнее сентября с 1 числа отставлено». Далее там рассказывалось, что при литургии в Успенском соборе Московского Кремля, которую отслужил митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), состоялось благодарственное молебное пение «по обычаю новому лету». Упоминания в «Журнале» заслужили, конечно, и «троекратная пушечная стрельба и фейерверки». Говорилось и о праздничном убранстве города: «На Красной площади и в знатных местах сделаны были ворота наподобие триумфальных; також у многих знатных домов украшены были ворота ветвями от разных дерев и иллюминациями».

Изображение фейерверка, устроенного в Москве 1 января 1704 года. Гравюра А. Шхонебека. 1704–1705 годы (Фото предоставлено М. Золоторевым)

Похожую картину рисует австрийский дипломат Отто Антон Плейер. В донесении от 10 января 1700 года он информировал венский двор, что русские «согласовались с нами, немцами», перенесли празднование Нового года на 1 января и перешли на летосчисление от Рождества Христова. «Царь официально приказал, – писал Плейер, – чтобы начали этот год с 1 января и чтобы это отпраздновали со всякою радостью и роскошью, убрали дома зеленью, повесили фонари и устроили всякого рода иллюминации. Сам он в этот вечер устроил очень красивый фейерверк, целый день приказал стрелять из пушек, которых более двухсот свезено было к Кремлю, и эта стрельба из пушек и фейерверки, как и стрельба из мелкого ружья по всему городу, также иллюминации и другие изъявления радости в течение шести дней заключены были обыкновенным освящением воды, или иорданью, в день Святого Богоявления».

Осуществив переход на летосчисление от Рождества Христова и изменив дату празднования Нового года, Петр Великий тем не менее сохранил в России юлианский календарь, тогда как большинство европейских государств уже жили по григорианскому календарю. Новую календарную реформу провели большевики спустя 200 с лишним лет – в начале 1918 года.

Александр Самарин