Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что прочитать и что увидеть в марте

№39 март 2018

ОЛЕГ ВЕЩИЙ

Пчелов Е.В.

М.: Молодая гвардия, 2018

В серии «ЖЗЛ» вышла новая книга постоянного автора журнала «Историк», кандидата исторических наук Евгения Пчелова, посвященная легендарному объединителю Новгородской и Киевской земель, «преемнику» Рюрика – Вещему Олегу.

Для российского исторического сознания князь Олег – персонаж до известной степени парадоксальный. С одной стороны, канонический – прежде всего благодаря поэтическому образу пушкинской «Песни». С другой – окутанный мраком фактологической неизвестности. Не случайно введение к книге так и называется – «Великан исторического сумрака», а сама работа представляет собой не традиционную биографию, как было бы с деятелем более позднего времени, а скорее попытку прояснить главные загадки, связанные с узловыми моментами жизни и правления Олега. Откуда он происходил? В каких отношениях состоял с Рюриком и его сыном Игорем? Вешал ли свой щит на врата Царьграда? Мстил ли «неразумным хазарам»? Принял ли смерть от собственного коня?

Вопрос, занимающий многие поколения историков, – о клубке родственных связей первых древнерусских князей. Если Рюрик поручил соплеменнику-варягу Олегу «регентствовать» при своем малолетнем сыне Игоре, то три с лишним десятилетия – не слишком ли долгий срок для такого попечения? Быть может, Олег на самом деле и был отцом Игоря? Но тогда совершенно неясно, зачем летописец выдумал столь сложную конструкцию. Или, как предполагали некоторые историки, эти двое являлись соправителями, причем за Олегом закрепились прежде всего сакральные, жреческие функции? Однако и это не подтверждается аутентичными источниками. Поэтому автор приходит к выводу, что Олег, скорее всего, оттеснил Игоря от реального управления.

Но, узурпировав власть, он добился не только личных целей, но и выдающихся геополитических успехов, определивших русскую историю на века вперед. По словам Пчелова, князь Олег, присоединив к своим владениям Киев, «позиционировал себя в качестве ведущего правителя Восточной Европы, а Русь – в качестве государства, не уступающего по значению Хазарскому каганату». Далее исследователь рассказывает о взятии Константинополя в 911 году и о том, почему к походам Руси на хазар Олег, напротив, отношения, скорее всего, не имел.

Наконец, он приводит интригующий источниковедческий анализ легенды о смерти князя, сравнивая летописное описание с древнескандинавской «Сагой об Одде Стреле», героя которой – также по колдовскому предсказанию – убивает змея, выползшая из черепа любимого коня. Автор не отождествляет прямо древнерусского князя с полуфантастическим героем эпоса, но допускает, что в легенде о скоропостижной кончине отразилось внезапное исчезновение Олега из восточнославянских земель, объяснение которому летописец нашел в скандинавской эпической традиции.

При скудости источников едва ли возможно вывести такого героя, как князь Олег, из «исторического сумрака», но вот осветить саму эпоху Евгению Пчелову, безусловно, удалось.

 

1 февраля – 1 апреля

СЛОВО И ДЕЛО МИХАИЛА КАТКОВА

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Москва, улица Достоевского, 2

Михаил Никифорович Катков (1818–1887) – одна из самых противоречивых фигур русской общественной жизни середины XIX века. Выставка приурочена к 200-летию со дня его рождения. Долгие годы Катков являлся редактором крупнейшего литературного журнала «Русский вестник». Именно он стал одним из главных идеологов русского консерватизма, видевшим «наше варварство – в нашей иностранной интеллигенции». Менее известно о вкладе публициста в развитие образования, о котором также рассказывает экспозиция. В 1868 году он учредил лицей в память цесаревича Николая – элитное учебное заведение, выпускниками которого были, в частности, художник Игорь Грабарь и патриарх Алексий I. Сейчас в здании бывшего Катковского лицея располагается Дипломатическая академия МИД России.

 

15 февраля – 28 мая

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ В СТРАНЕ И МИРЕ

Русский музей, Михайловский замок

Санкт-Петербург, Садовая улица, 2

Эпоха Екатерины II среди прочего интересна тем, что высокое искусство как никогда тесно сплелось с государственной политикой, став, по сути, «монументальной пропагандой». На выставке в Русском музее посетители увидят политтехнологии эпохи Просвещения, которые сегодня воспринимаются исключительно как произведения искусства. В экспозиции собраны парадные портреты Екатерины II и ее современников, а также аллегорические произведения, представляющие императрицу в образе воительницы и покровительницы искусств Минервы. Места, которые посещала государыня во время путешествий по России, отражены в пейзажах Михаила Иванова (виды Старого Крыма) и Федора Алексеева (виды Бахчисарая и Николаева). Морское сражение при Чесме запечатлел по заказу русского двора немецкий художник Якоб Филипп Хаккерт.

 

1 марта – 20 марта

100 РАРИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Новый Манеж

Москва, Георгиевский переулок, 3, стр. 3

Выставка приурочена к столетнему юбилею создания отечественной государственной архивной службы. Большинство экспонатов включены в Государственный реестр уникальных документов, многие никогда ранее не покидали мест хранения. Среди них как древнейшие памятники – Остромирово Евангелие, Саввина книга, «Повесть временных лет», «Русская Правда», так и свидетельства правовой культуры Московской Руси – Судебники 1497 и 1550 годов и Стоглав. Соборное уложение царя Алексея Михайловича экспонируется вместе с серебряным ковчегом-футляром, сделанным по заказу Екатерины II. Петровская эпоха представлена указом об учреждении Сената, «Табелью о рангах», реляцией о заключении мира со Швецией и принятии Петром I императорского титула. Выставка знакомит с документами и более поздних эпох, вплоть до наших дней.

 

1 февраля – 15 мая

ЖЕНЫ

Музей русского импрессионизма

Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11

Более 40 портретов возлюбленных и жен русских художников конца XIX – первой половины XX века представлено в новой экспозиции Музея русского импрессионизма. Своих спутниц запечатлели Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Константин Юон, Сергей Судейкин, Юрий Пименов и многие другие живописцы. Глядя на созданные ими портреты, можно увидеть, как от классических образов, тяготеющих к декоративности и простому воспеванию женственности, через слом художественных основ русское искусство пришло к образу новой амазонки – советской женщины.

 

30 января – 29 апреля

ШОА-ХОЛОКОСТ. КАК МОГ ЧЕЛОВЕК СОТВОРИТЬ ТАКОЕ?

Музей Победы

Москва, площадь Победы, 3

Уничтожение нацистскими преступниками 6 млн евреев продолжает будоражить мир. Ни одно напоминание о Холокосте не будет лишним, ведь в основе его лежало не сумасшествие отдельных людей, а бесчеловечная идеология и жестокая бюрократическая логика. Экспозиция включает фотографии, документы и воспоминания жертв Холокоста. Помимо материалов, предоставленных Яд Вашемом – главным мемориальным музеем Иерусалима, на выставке представлены экспонаты из московского Музея еврейского наследия и Холокоста: личные вещи узников концлагерей, письма с фронта бойцов Красной армии и многое другое. Посетители также увидят факсимильную копию легендарного «списка Шиндлера» и смогут больше узнать об истории немецкого фабриканта, ставшего еврейским «праведником мира».

 

СЕМЬ «ПОЧЕМУ» РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Ганин А.

М.: Пятый Рим, 2018

Название книги доктора исторических наук Андрея Ганина, приуроченной к столетию начала Гражданской войны в России, отсылает к работе известного американского советолога Ричарда Пайпса «Три "почему" русской революции». Ганина же интересуют прежде всего военные аспекты той исторической драмы. Его вопросы – это на чьей стороне оказалось русское офицерство? Какую роль в войне играло казачество? Был ли шанс на победу у «розовой» контрреволюции? Почему проиграл адмирал Колчак? Какова была роль спецслужб обеих сторон конфликта? Брали ли красные в заложники семьи военспецов? И главное – почему в Гражданской войне победили большевики? Впрочем, форма вопросов достаточно условна, книга композиционно и содержательно богаче своего заглавия.

 

ЛЕОНИД ГАЙДАЙ

Новицкий Е.И.

М.: Молодая гвардия, 2017

«Документальный роман в двух частях о гении кинокомедии с прологом и эпилогом» – так определил жанр вышедшей в серии «ЖЗЛ» биографии Леонида Гайдая ее автор, кинокритик Евгений Новицкий. Здесь нетрудно заметить намек на начальные титры «Бриллиантовой руки» – «киноромана в двух частях из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом». А цель свою Новицкий видел в том, чтобы развеять устойчивый стереотип, согласно которому «Бриллиантовая рука» и другие комедии Гайдая середины 1960–1970-х годов навсегда останутся в золотом фонде отечественного кинематографа, а вот его более поздние работы иначе как творческой неудачей не назовешь. Писатель уверен, что все фильмы режиссера в конечном счете складываются в отточенный роман о жизни самого Гайдая. И если, дочитав книгу, вы захотите пересмотреть что-то из поздних картин мастера, то свою задачу автор выполнил.

 

СОЦИАЛИЗМ: PRO ET CONTRA

Авт.-сост. И.В. Борисов, И.А. Гончаров

СПб.: РХГА, 2017

Статьи, представленные в антологии, иллюстрируют три этапа развития социализма – от теоретической проработки понятия до выбора конкретных моделей реализации утопии и существования в качестве политической и цивилизационной альтернативы западному капитализму. Надо сказать, что составители сборника довольно критично настроены по отношению к социалистическому эксперименту, отмечая во введении, что его успех заведомо невозможен без появления нового человека, для которого труд становится главной потребностью. А откуда такой человек должен взяться, идеологи социализма не проясняли даже теоретически. Последующие проблемы с реализацией советского проекта были связаны с этой главной и непреодолимой трудностью, которая постоянно обрастала новыми деталями.

 

ЗЕЛЕНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В РОССИИ. КРЕСТЬЯНСКИЙ ФРОНТ МЕЖДУ КРАСНЫМИ И БЕЛЫМИ. 1918–1922 ГГ.

Посадский А.В.

М.: Центрполиграф, 2018

Гражданская война в России была более «цветастой», чем принято думать. Помимо красных и белых сражались, к примеру, «черные» – отряды анархистов. Но самым известным альтернативным цветом был, пожалуй, зеленый – цвет многомиллионного крестьянского фронта, воевавшего и против большевистской революции, и против разношерстной, но одинаково старорежимной контрреволюции. В фокусе внимания доктора исторических наук Антона Посадского 1919 год, который прошел под знаком «зеленого повстанчества». Однако автора интересует не только военный аспект, но и «зеленое существование» как стратегия выживания и реакция крестьян на вторжения со стороны власти как таковой, какой бы идеологии она ни придерживалась.

 

АРКТИКА ЗА ГРАНЬЮ ФАНТАСТИКИ. БУДУЩЕЕ СЕВЕРА ГЛАЗАМИ СОВЕТСКИХ ИНЖЕНЕРОВ, ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И ПИСАТЕЛЕЙ

Филин П., Емелина М., Савинов М.

М.: Паулсен, 2018

Один из полузабытых и грандиозных планов освоения территории нашей страны касался превращения советской Арктики в цветущий край будущего. Авторы книги изучили более 50 подобных проектов, часть из которых публиковалась в таких журналах, как «Техника – молодежи» и «Юный техник», а часть ложилась на стол партийным и государственным лидерам в качестве докладов. Наибольшее внимание разработчики проектов уделяли управлению климатом и автономному энергетическому обеспечению региона. Вплоть до 1960-х годов обсуждалась идея транспортировать грузы по Северному морскому пути на подводных лодках, но в итоге она была признана экономически неэффективной: к тому времени на воду вышли достаточно мощные атомные ледоколы.

 

БОЛЬШАЯ САДОВАЯ, 10. ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО ДОМА, РАССКАЗАННАЯ ЕГО ЖИТЕЛЯМИ

Опарин Д.

М.: Кучково поле, 2017

Расположенный в трех минутах ходьбы от Триумфальной площади дом № 10 по Большой Садовой улице сегодня известен всей Москве. Именно в нем находилась «нехорошая квартира», куда заселился булгаковский Воланд со своей свитой. В реальном мире этот дом знаменит не только тем, что здесь проживал сам Михаил Булгаков с семьей, но и тем, например, что тут, только в другой квартире, познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан, которая, увидев поэта, по преданию, произнесла: «Solotaya golova». История дома раскрывается через воспоминания его жителей, среди которых, помимо знаменитостей, были дореволюционные банкиры и присяжные поверенные, врачи и советские типографские работники, портнихи и милиционеры.

 

РУССКАЯ ЖЕНЩИНА: ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, СУДЬБА. XVIII НАЧАЛО XX ВЕКА

Пономарева В., Хорошилова Л.

М.: Ломоносовъ, 2018

Книга посвящена такому важному элементу эмансипации, как женское образование. В России начало ему было положено в 1764 году указом Екатерины II об учреждении Смольного института. В этот период складывается новый образ русской женщины – особы, которая владеет одним-двумя иностранными языками, умеет прекрасно излагать свои мысли как в разговоре, так и на бумаге. Однако к середине XIX века организация женского образования пришла в противоречие с насущными требованиями жизни. Закрытые и сословные институты благородных девиц были не в силах принять всех желающих учиться. Новый, всесословный этап развития системы женского образования начался с реформ Александра II.

 

ГЕОРГИЙ ДИМИТРОВ. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В КРАСКАХ ЭПОХИ

Полещук А.А.

СПб.: Алетейя, 2018

В исторической памяти Георгий Димитров (1882–1949) остался в первую очередь как человек, которого нацисты обвинили в поджоге Рейхстага. Яркая защитная речь, которую болгарский коммунист произнес перед немецкими судьями, не оставила тем никакой альтернативы, кроме как оправдать его. Димитров жил яркой и опасной жизнью профессионального революционера. После войны он возглавлял просоветский режим в Болгарии, что не мешает некоторым историкам подозревать советские спецслужбы в его отравлении во время лечения в СССР в 1949 году. Книга представляет, пожалуй, наиболее полную биографию Димитрова на русском языке. Для своего исследования автор использовал, в частности, не издававшиеся в России дневники болгарского политика.

 

ГЕРОИ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ

Родимцев И.А., Аргасцева С.А.

М.: Молодая гвардия, 2018

Авторы новой книги в серии «ЖЗЛ» Илья Родимцев и Светлана Аргасцева обращают внимание на удивительное сходство биографий военачальников Сталинградской битвы. Все они родились в крестьянских семьях, как правило бедных и многодетных. Сызмальства познали тяжелый труд, батрачили, редко имели какое-то образование, кроме начального. Вместе с жизненным опытом не занимать им было и боевого: первые десятилетия XX века дали для этого обширные возможности. «Солдаты Первой мировой войны – полководцы Великой Отечественной», они оставили многочисленные мемуары, но никогда ничего не говорили о себе и своем вкладе в Победу. По крупицам восстановить историю Сталинградской битвы через рассказ о ее участниках – задача, которую попытались решить авторы.

 

ПЕТР МАШЕРОВ. ЭПОХА И СУДЬБА. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ. СБОРНИК СТАТЕЙ И ВОСПОМИНАНИЙ

Под ред. С.Л. Кандыбовича, О.В. Солоповой

М.: Студия «Этника», 2017

Петр Машеров (1918–1980) – одна из самых ярких фигур поздней советской истории. Организатор партизанского движения на территории Белоруссии, после Великой Отечественной он активно участвовал в восстановлении родной республики, одной из наиболее пострадавших в ходе войны. В 1965 году Машеров был избран первым секретарем ЦК белорусской Компартии. Его трагическая гибель в автокатастрофе в 1980-м сразу же обросла многочисленными слухами, и до сих пор многие считают, что она была отнюдь не случайностью, а результатом борьбы за власть при стареющем Леониде Брежневе.

 

«ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В СССР» (1935 Г.): ИСТОРИЯ ТЕКСТА И ТЕКСТ ИСТОРИИ

Сост. М.В. Зеленов, Д. Бранденбергер

М.: РОССПЭН, 2017

В 1938 году был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный лично Иосифом Сталиным. Менее известно, что тремя годами ранее вышел первый том «Истории гражданской войны в СССР», которая стала своеобразной пробой пера «отца народов». Еще меньше знают, что вдохновителем нового советского исторического нарратива был Максим Горький, в переписке с которым у Сталина и зародилась идея написать историю военной победы большевиков. В нынешнем переиздании этой легендарной книги выделены все корректировки, которые генсек внес в первоначальный текст, благодаря чему читатель может проследить, как зарождался советский исторический канон. Приведенная в приложении переписка с Горьким позволяет понять, какова была его роль в этом процессе: если первый том, увидевший свет еще при жизни писателя, соответствовал его замыслу, то последующие несли на себе следы уже совершенно другого заказа. Кроме того, впервые публикуется не вошедшая в официальное издание десятая глава – «Международное положение России и внешняя политика Временного правительства». Она была написана Карлом Радеком, репрессированным в 1937 году.

 

Издательству «РОССПЭН» исполнилось 25 лет. Редакция журнала «Историк» с удовольствием поздравляет его коллектив и всех читателей с этим юбилеем. Книги, выпущенные РОССПЭНом, отвечают самым высоким научным стандартам, и неудивительно, что они получили уже более ста различных наград и премий. «Историк» желает издательству успеха в реализации всех его многочисленных новых проектов!

Дмитрий Пирин