Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Первый орден

№29 май 2017

Во время Великой Отечественной в СССР появилось немало новых наград. Но этот орден стал первым – его учредили 75 лет назад, в мае 1942 года. Из всех русских боевых наград только он получил название в честь самой войны, смыслом которой была защита Отечества от порабощения.

Орден Отечественной войны I степени

Орден Отечественной войны II степени (Фото: А. Свердлов/РИА Новости)

Конечно, сначала было не до новых наград. Но уже осенью 1941-го стало ясно: такого героического противостояния история еще не знала. Началась истинно народная война, решающая, без преувеличения, судьбы страны. Война, в которой можно выстоять и победить только всем миром. И потребовался орден, который по эмоциональному воздействию напоминал бы песню «Священная война» и первые плакаты Великой Отечественной.

Поручение Сталина

Весной 1942 года Иосиф Сталин поручил начальнику Главного управления тыла Красной армии генералу Андрею Хрулёву подготовить проект нового ордена для награждения бойцов и командиров, отличившихся в сражениях с гитлеровцами. В народе уже пели «немцы драпают от нас», но враг еще был неимоверно силен. Он рвался к Сталинграду и Кавказу, взял в смертельное кольцо Ленинград…

Согласно первоначальному замыслу, награда предназначалась для отличившихся в наступательных операциях: ее должны были вручать освободителям оккупированных областей страны. Кроме того, предполагалось другое название – «За воинскую доблесть». К работе над проектом привлекли лучших «орденских дел мастеров» – художников Александра Кузнецова и Сергея Дмитриева. За два дня они сделали несколько десятков эскизов, из которых Хрулёв выбрал всего четыре. Основное различие концепций художников состояло в следующем: у Кузнецова знак ордена получил форму звезды с перекрещенными мечами, а Дмитриев предложил очертания жетона. В композиции Дмитриева сочетались изображения красного знамени, красной звезды, средневекового русского щита и мечей, лавровых и дубовых венков. В центре эскизных знаков оба художника поместили герб Советского Союза.

Вскоре Верховному главнокомандующему представили пробные образцы из металла. Сталин одобрил вариант Кузнецова. Правда, не понравились перекрещенные мечи – устаревшее оружие! Он распорядился поменять их на винтовку и шашку. А проект Дмитриева подарил новому ордену не одну только надпись «Отечественная война», поскольку именно эти слова подсказали и само название награды. Были утверждены также материал и цвет орденской ленты: она стала шелковой, муаровой, цвета бордо, с продольными красными полосками. Неожиданно Сталин предложил учредить две степени ордена – такого в советской практике еще не бывало.

Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена и утверждении его статута был подписан 20 мая 1942 года. В статуте говорилось: «Орденом Отечественной войны награждаются лица рядового и начальствующего состава Красной армии, Военно-морского флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск». Награждение орденом Отечественной войны I степени предусматривалось в 30 различных боевых ситуациях, орденом II степени – в 25.

Новый орден имел уникальную особенность: это был единственный на тот момент знак отличия, который могла сохранить семья после смерти награжденного – как память о подвиге в Великой Отечественной войне. Все остальные награды надлежало возвращать государству.

Право вручать орден передавалось военному командованию – от командующих фронтами и флотами до командиров корпусов включительно. Награждение часто происходило в боевой обстановке, сразу же после совершения подвига. И в этом тоже – особая специфика ордена Отечественной войны.

Первые кавалеры

Первый указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами Отечественной войны I и II степени вышел 2 июня 1942 года. Кавалерами нового ордена стали артиллеристы – боги войны, как тогда говорили. По статуту орден I степени присуждался тому, «кто лично уничтожил 2 тяжелых или средних или 3 легких танка (бронемашины) противника, или в составе орудийного расчета – 3 тяжелых или средних или 5 легких танков (бронемашин) противника». Бойцы 32-го гвардейского артиллерийского полка, прикрывавшие фланг 42-го гвардейского стрелкового полка на Харьковском направлении, превысили установленные «нормы». За два дня дивизион Ивана Криклия уничтожил 32 вражеских танка.

Проекты знака первого ордена войны художников С.И. Дмитриева (слева) и А.И. Кузнецова

Капитан Криклий, находившийся на фронте с первых дней войны, лично подбил пять фашистских машин, но сам был смертельно ранен. Старший сержант Алексей Смирнов, когда несколько номеров орудийного расчета погибли, продолжал вести огонь даже после того, как осколком снаряда ему оторвало кисть руки. Криклий, Смирнов, а также младший политрук Иван Стаценко были удостоены ордена Отечественной войны I степени. Красноармейцы Николай Григорьев, Алексей Кулинец, Иван Петрош, старший сержант Степан Жарков, сержанты Михаил Немфир и Петр Нестеренко стали кавалерами ордена Отечественной войны II степени.

При этом орден I степени под № 1 до поры до времени никому не вручался. Решение о награждении им было принято только в январе 1943-го. Его передали семье погибшего старшего политрука, заместителя начальника политотдела 52-й стрелковой дивизии Василия Конюхова, которого посмертно наградили «за проявленное мужество и отвагу в боях подо Ржевом в 1942 году».

«Стою на огненной черте…»

В галерее кавалеров ордена отразилась вся история войны – и ее география, и разные рода войск, и несколько фронтовых поколений, и вехи сражений. Даже скупые, телеграфные сведения о героях говорят о многом.

Бои в Сталинграде, 2 октября 1942 года. Гитлеровцы рвались на завод «Красный Октябрь». Красноармеец Михаил Паникаха пытался остановить вражеские танки, забрасывая их гранатами и бутылками с горючей смесью. Когда пуля попала в одну из бутылок, жидкость разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, он бросился на решетку моторного люка немецкого танка и разбил об нее вторую бутылку. Танк загорелся и остановился. За этот подвиг 9 декабря 1942 года Михаил Паникаха был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Таким же орденом – и тоже посмертно – наградили и всех участников двухдневного боя у реки Северский Донец в январе 1943-го. 30 кавалеристов штурмовой группы, которой командовал лейтенант Аннаклыч Атаев, удерживали высоту до подхода основных сил. Они отразили семь вражеских атак, уничтожили около 300 гитлеровцев, три танка и бронемашину. 29 смельчаков полегли рядом с командиром…

Орден Отечественной войны I степени был присужден и 18 бойцам (большинству – посмертно), ставшим прототипами героев песни «На безымянной высоте», – воинам 718-го полка 139-й стрелковой дивизии. Тот бой происходил в сентябрьские дни 1943 года на высоте 224.1 у деревни Рубежанка в Калужской области. «Из восемнадцати ребят», которые сражались против 500 фашистов, выжили только двое – рядовой Герасим Лапин и сержант Константин Власов.

Кавалеры военных лет

С 1942 по 1945 год орденом Отечественной войны были награждены 1 млн 276 тыс. человек, из них 350 тыс. удостоены ордена I степени.

Орденоносец-рекордсмен

Гвардии капитан Константин Пухликов (1922–2008) свой первый орден Отечественной войны II степени получил 30 октября 1943 года, второй (вновь II степени) – ровно через месяц, 30 ноября. В течение 1944 года он был награжден этим орденом трижды: 13 февраля и 28 июля (оба раза – I степени) и 30 ноября (II степени). Шестой орден (вновь I степени) был вручен ветерану весной 1985-го.

Награда для Теркина

Многим известны слова главного героя поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин»: «Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль». А ведь Теркин, согласно статуту, заслужил орден Отечественной войны II степени – за то, что «из личного оружия сбил один самолет противника».

Гвардия Великой Отечественной

Самым титулованным кавалером ордена стал артиллерист, гвардии капитан Константин Пухликов, уроженец казахского города Урда. Его трижды награждали орденом Отечественной войны I степени и трижды – орденом II степени. Последний орден I степени Константин Алексеевич получил в 1985 году. Громкой славы он не стяжал – просто воевал на совесть и заслуживал награды в соответствии со статутом…

У летчика же Ивана Федорова биография такая, что не на один кинофильм хватит. Яркая легенда советской авиации, он стал кавалером четырех орденов Отечественной войны I степени и одного ордена Отечественной войны II степени.

Начальный боевой опыт Федоров получил в 1937 году в Испании. Там, в первой схватке с фашистами, совершил более 150 вылетов и сбил два самолета в районе Картахены. С 1940 года был летчиком-испытателем, с февраля 1942-го работал на Горьковском авиазаводе № 21 имени Серго Орджоникидзе, где испытывал истребители ЛаГГ-3. Его категорически отказывались отпускать на фронт. Тогда он в прямом смысле слова самовольно улетел в действующую армию в июле 1942-го. Через пару месяцев, 23 сентября, над аэродромом Бошарово Федоров в одиночку вел воздушный бой против 24 самолетов люфтваффе, в котором сбил одну и подбил две машины. Свой первый орден Отечественной войны I степени он получил за 82 боевых вылета, 6 воздушных боев, 6 сбитых и 5 подбитых вражеских самолетов. Войну закончил в должности заместителя командира 269-й истребительной авиационной дивизии, в звании полковника. А в 1947 году его наградили уже не за фронтовые подвиги: Федоров поднял в небо и провел испытания первого отечественного истребителя со стреловидным крылом Ла-160. А на Ла-168 он первым в Советском Союзе достиг скорости 1000 км/ч.

Награждение танкиста орденом Отечественной войны

На Балтийском флоте с июня 1941 года служил старший лейтенант Георгий Егоров – штурманом на подводной лодке «Щука» (такое название закрепилось за торпедными подлодками проекта Щ). Осенью 1942-го его субмарина прорвалась через минно-сетевые заграждения в Померанскую бухту и потопила немецкий транспорт. Когда лодку подбили, Егоров сделал все для того, чтобы спасти свою «Щуку». В 1970-х, будучи уже адмиралом флота СССР, он командовал Краснознаменным Северным флотом – самым мощным в стране. Регалий к тому времени у него было немало: звезда Героя, ордена Ленина, Красного Знамени, Октябрьской революции… Но с особой теплотой Егоров относился к двум орденам Отечественной войны I степени (третий он получит в 1985-м), которые заслужил в годы великого противостояния с морскими силами Третьего рейха. Тут все переплелось: и воспоминания о военной молодости, о ежедневном подвиге, и память о погибших товарищах…

В Невельской операции 1943 года отличился молодой командир Виктор Куликов: он смог провести танковый батальон через проход в минном поле, совершить тактический маневр, благодаря которому было выиграно время в наступательном бою. Закончив фронтовой путь в чине майора, имея два ордена Отечественной войны I степени (третий он получит в 1985-м), Куликов решил навсегда связать свою судьбу с армией. В 1977 году ему было присвоено звание маршала, он стал главнокомандующим Объединенными Вооруженными силами государств – участников Варшавского договора.

А вот Герой Советского Союза, кавалер четырех орденов Отечественной войны летчик Дмитрий Коркоценко после разгрома Германии уволился в запас. Редкий случай для столь молодого и заслуженного офицера! Но его тянуло в науку. Коркоценко окончил МГУ, защитил кандидатскую диссертацию, а потом много лет был заведующим кафедрой истории КПСС Московского станкоинструментального института.

В прошлом году ушел из жизни полковник в отставке, летчик-штурмовик Степан Борозенец. Он уничтожил около 120 вагонов, 84 автомашины, 36 артиллерийских батарей, 9 складов с горючим и боеприпасами, 3 танка противника. В июле 1944-го в районе белорусского города Слоним его самолет подбили. Он сумел посадить горящую машину на железнодорожную насыпь, пересекавшую лесной массив, получил при этом серьезные травмы. Несмотря на ранения, вернулся в строй и продолжил бить врага. Победу Степан Николаевич праздновал в небе над Берлином. На его счету – три ордена Отечественной войны I степени и один – II степени.

Три ордена Отечественной войны I степени заслужил и выдающийся военврач Анатолий Георгиевский – начальник санитарного отдела 29-й армии, а затем заместитель начальника Военно-санитарного управления Калининского фронта. Бесконечная работа и суматоха медсанбатов не помешали этому поразительно трудолюбивому человеку в 1942 году защитить диссертацию «Санитарное обеспечение эшелона развития прорыва ударной армии». А сколько учеников Георгиевского спасали фронтовиков в действующей армии!

Военный орден присуждали не только бойцам и командирам, но и оборонным заводам, воинским частям и военным училищам, городам. Орденом Отечественной войны I степени награждены, в частности, Белгород, Волоколамск, Воронеж, Кандалакша, Кисловодск, Курск, Луга, Могилев, Можайск, Мурманск, Наро-Фоминск, Орел, Ржев, Ростов-на-Дону, Серпухов, Смоленск, Сочи, Тирасполь, Туапсе. А в августе 1969-го (в трудные месяцы «силового замирения» Чехословакии) такой же награды была удостоена чешская деревня Склабиня за помощь, которую ее героические жители оказали бойцам Красной армии в борьбе с фашистскими захватчиками. В конце 1960-х годов орден Отечественной войны также получили гражданка Польши Казимера Цымбал и ее муж Францишек Цымбал (посмертно), погибший в концлагере. В 1944-м в течение 156 суток эта семья укрывала в своем погребе экипаж подбитого на Сандомирском плацдарме советского танка.

В 1977 году произошло еще одно особое награждение: орден Отечественной войны был посмертно присвоен Епистинии Федоровне Степановой. Женщина, скончавшаяся в 1969-м, не сражалась с немцами, но шестеро ее сыновей отдали жизни, защищая Родину, а седьмой умер от боевых ран уже после Победы. До этого Степанова лишилась еще двоих сыновей: один был расстрелян белыми в Гражданскую, другой погиб на Халхин-Голе.

Благодарность фронтовому поколению

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 октября 1947 года представление к награждению гражданских лиц орденом Отечественной войны было прекращено. С этого момента и вплоть до 1985 года его присуждали лишь в исключительных случаях – за прежние заслуги.

В 1985-м за большой личный вклад в налаживание и укрепление советско-американского сотрудничества в годы Второй мировой и в связи с 40-летием Победы орденом Отечественной войны I степени был награжден легендарный американский политический деятель Уильям Аверелл Гарриман, в 1943–1946 годах бывший послом США в Советском Союзе. Поверенному в тайны войны шел тогда 94-й год.

В том же 1985-м, в канун празднования 40-летия Победы, вышел указ, согласно которому ордена Отечественной войны удостаивались все активные ее участники, включая партизан и подпольщиков. Орденом I степени награждались кавалеры любых орденов и медалей «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны», Ушакова и Нахимова, полученных во время войны, а также все те, кто был ранен, и все инвалиды войны. Фронтовикам, не вошедшим в эти категории, присуждался орден II степени. Конструкция юбилейных орденов была упрощена, все золотые детали заменили позолоченными серебряными. После «юбилейного» указа число кавалеров ордена Отечественной войны превысило 9 млн человек.

Иногда можно услышать мнение, что столь массовое награждение «девальвировало» эту высокую награду. Так ли это? Вряд ли. Победа была поистине всенародным свершением, и орден Отечественной войны стал символом именно народного подвига. К середине 1980-х годов пришло понимание того, что высокой награды достойны все фронтовики без исключения. Со стороны государства это был еще и знак благодарности всему фронтовому поколению.

Евгений Тростин

Евгений Тростин