Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Хроника смутного времени: май 1917 года

№29 май 2017

21 апреля (4 мая)

Создана Красная гвардия

В Москве на 1-й областной конференции РСДРП(б) было принято решение о создании Красной гвардии. Прообразом ее послужили боевые дружины рабочих, участвовавшие в революционных событиях 1905 года. Теперь речь шла о добровольных вооруженных отрядах, которые должны были подчиняться местным Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, где большинство составляли представители левых партий – эсеры, большевики, анархисты и меньшевики. Инициаторами создания таких отрядов стали большевики. В промышленных районах формирование Красной гвардии осуществлялось преимущественно путем организации отрядов рабочей охраны на предприятиях. Красногвардейцами становились рабочие, состоявшие в социалистических партиях или профсоюзах. На Урале гвардия строилась как ряд боевых партийных дружин. В некоторых центральных губерниях и на Урале организовывались также отряды сельской Красной гвардии из батраков, бедноты и солдат. Красногвардейцы принимали активное участие в демонстрациях против Временного правительства, оказывали противодействие «полицейщине». К осени 1917-го в Красной гвардии по всей России состояло около 200 тыс. человек.

4 мая (17 мая)

В Россию из эмиграции вернулся Лев Троцкий

Известный революционер, активный участник событий 1905 года, Лев Троцкий вернулся в Россию после 10 лет эмиграции. Несколько лет он позиционировал себя как внефракционного социал-демократа. Февральская революция застала его в Нью-Йорке. Узнав о свержении самодержавия, Троцкий без промедления принял решение о возвращении в Россию. По дороге, в канадском порту Галифакс, он был арестован британскими властями. После того как его освободили по письменному запросу Временного правительства как заслуженного борца с царизмом, революционер продолжил свой путь на родину через Швецию и Финляндию. Прибыв в Петроград поездом, прямо с Финляндского вокзала Троцкий отправился на заседание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, где в память о том, что он был председателем Петербургского совета в 1905 году, ему предоставили место с совещательным голосом. В Петросовете он оказался едва ли не самым радикальным критиком Временного правительства, а в октябре 1917-го и вовсе стал одним из главных организаторов государственного переворота, приведшего к власти большевиков.

21 мая (3 июня)

Михаил Алексеев смещен с поста Верховного главнокомандующего

Временное правительство Верховным главнокомандующим русской армии назначило генерала от инфантерии Михаила Алексеева. Поначалу он надеялся, что новая власть сумеет укрепить дисциплину в армии и восстановить порядок в стране, но уже вскоре в одной из телеграмм главнокомандующим фронтами он указывал, что правительство не имеет реальной силы, а потому «рассчитывать на его помощь в борьбе с пропагандой невозможно». Кризисные явления в армии ощущались особенно остро. 21 мая (3 июня) Алексеев обратился к военному министру Александру Керенскому с предложением немедленно восстановить деятельность военных судов в войсках, приговоры которых следовало бы приводить в исполнение «без всяких смягчений и изъятий». Он также потребовал расформирования полков, в которых солдаты отказывались выполнять боевые распоряжения командиров. «Развал внутренний достиг крайних пределов, дальше идти некуда», – в отчаянии писал генерал. В тот же день он был смещен с должности и назначен военным советником Временного правительства. Преемником Алексеева на посту Верховного главнокомандующего стал генерал Алексей Брусилов.

25 мая (7 июня)

В Москве открылся III съезд партии социалистов-революционеров

Партия эсеров была крупнейшей в России: к маю 1917 года в ней состояло около 800 тыс. человек. На съезд партии, который впервые проходил легально, собралось 306 делегатов с решающим голосом и 40 – с совещательным. Почетным председателем был избран Виктор Чернов. Съезд потребовал от Временного правительства принять «программу мира без аннексий и контрибуций с осуществлением права всех народов на самоопределение», при этом указав на необходимость стратегического единства с союзниками. Кроме того, было одобрено участие представителей партии в коалиционном Временном правительстве. Однако на съезде выявились острые разногласия между его левым крылом (Мария Спиридонова, Борис Камков и др.) и большинством. Левые требовали прекратить сотрудничество с Временным правительством. Так обозначился раскол партии на правых и левых эсеров. В октябре 1917-го последние вошли в коалицию с большевиками, которая продержалась до 6 июля 1918 года, когда противоречия, связанные с отношением к Брестскому миру, привели к вооруженному столкновению недавних союзников. Победу одержали большевики, а левым эсерам, так же как и их правым собратьям, достались ссылки и запрет на политическую деятельность.

30 мая (12 июня)

В Петроград приехал Петр Кропоткин

Более 40 лет выдающийся теоретик анархизма князь Петр Кропоткин прожил на чужбине – в Англии, в Швейцарии, во Франции. После Февральской революции из «государственного преступника» он превратился в национального героя. 74-летний романтик революции решил вернуться во взбаламученное Отечество. Сам он так вспоминал о возвращении: «В Петроград добрались только в 2 ч. ночи… Толпа ждала спокойно, но, когда поезд медленно входил в вокзал под звуки "Марсельезы" и крики караула семеновцев, все старания удержать пришедших встречать были напрасны, и толпа в 60 000 человек бросилась к вагонам, колыхаясь волнами из стороны в сторону. Когда я попытался выйти и не захотел, чтобы несли на руках, постарался пройти к почетному караулу семеновцев; меня чуть не раздавили…» Популярный журнал «Нива» поместил портрет Кропоткина на обложке с подписью: «Старейший из мучеников русской революции. П.А. Кропоткин вернулся на родину, чтобы стать в ряды созидателей новой жизни России». На вокзале его встречали военный министр Александр Керенский и старый друг Николай Чайковский, после Февраля ставший членом Исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Керенский предложил Кропоткину войти в состав Временного правительства, но тот ответил отказом. Отверг он и предложение о ежегодной пенсии, которую посулила ему новая власть.

Историк