Высокое служение
№22 октябрь 2016
День учителя – особый праздник. Потому что учитель – это не только профессия. Испокон века это еще и самая настоящая миссия.
Фото: Сергей Скопцов/Пресс-служба Минобрнауки
На протяжении всей человеческой жизни встречаются люди, чье влияние на выбор нами жизненного пути мы считаем решающим. Мы благодарны им за то, что они повлияли на наш выбор, помогали нам развиваться в профессиональном и человеческом плане, служили для нас нравственным ориентиром, мерилом добросовестного отношения к делу и к нашим ближним. Таких людей мы называем нашими учителями, нашими духовными наставниками.
Это не случайно. Потому что практически у каждого из нас самый первый наставник – это первый учитель. Его имя и отчество, как правило, мы помним всю жизнь. Помним первую встречу с ним, его первые слова.
Моя первая учительница – Анна Александровна Прусихина. Ее давно уже нет на свете, но ее имя, ее удивительная доброта остались в моей памяти навсегда. Она была очень мягкая, очень домашняя. Я помню, что для меня не было красивее человека. Класс был большой, но она управлялась с нами очень спокойно. Не помню, чтобы она когда-то повышала голос, и это при том, что я, например, была достаточно активным ребенком и давала много поводов меня журить. Она, конечно, была строгая, и авторитет ее был непререкаем. Сейчас, спустя годы я думаю: могу ли я назвать Анну Александровну своей второй мамой? Думаю, что могу…
Увы, в последние десятилетия мы во многом утратили благоговение перед учителем. В 1990-е годы он был задавлен безденежьем, престиж профессии резко упал, а саму школу едва не перевели в сферу услуг. Мы перестали говорить о том, что учитель – это не только профессия, не просто набор профессиональных умений и навыков, как сейчас говорят – компетенций. Все чаще можно было услышать, что школа – это место оказания образовательных услуг и что прямая и главная обязанность учителя как раз и состоит в оказании таких услуг.
Между тем учительство – это не оказание услуг. Это прежде всего призвание, это состояние души, это то, что называют миссией, служением. Это такое же служение, как служение врача или священника. Именно эти служения испокон века почитали как самые почетные, но и самые ответственные. Так было и, уверена, так будет всегда.
Учителя не случайно оказались в этом ряду. Альберт Эйнштейн говорил, что «школа формирует личность, а не узкого специалиста». На протяжении всей истории человечества в процессе передачи знаний она формировала человека. Человека, у которого есть нравственный стержень, которому небезразличны понятия «справедливость», «доброта», «любовь», «уважение к старшим», «забота о младших». Человека, для которого такие слова, как «милосердие», «сострадание», «любовь к Родине», – не пустой звук.
На мой взгляд, сегодня перед нами стоят две равновеликие задачи – забота о наших детях и забота о тех, кто их учит. О тех, кто стоит у доски и за университетской кафедрой: о школьных учителях, о вузовских преподавателях, о тех, кто преподает в колледжах, ведет кружки в учреждениях дополнительного образования, занимается воспитанием детей в дошкольных образовательных учреждениях. И начать, как мне кажется, нужно с того, чтобы освободить учителей от того количества бюрократических отчетов, которые от них требуются сейчас. Учитель должен заниматься своим творчеством – прекрасным, сложным, требующим много сил. Именно в этом и состоит его общественное призвание.
Часто можно услышать, что воспитание детей – исключительно сфера ответственности семьи, а школа должна сосредоточиться лишь на образовании. Думаю, это ошибочное мнение. Сегодня, когда интенсивность воздействия на маленького человека со стороны агрессивной внешней среды возросла в разы, только совместные усилия родителей и педагогов способны сформировать нравственный фундамент личности.
Есть два школьных предмета, на которых в этом смысле лежит наибольшая ответственность, – это история и литература. Никакой другой предмет так не учит человека нравственным качествам, как литература.
Но и роль истории огромна. История дает нам связь с традицией, с опытом, выработанным поколениями наших предков. Это та почва, без которой мы не сумеем твердо стоять на ногах, это тот фундамент, без которого мы не сможем уверенно смотреть в будущее. Но это только одна сторона.
В свое время Василий Осипович Ключевский полемически заметил, что «история ничему не учит, а только наказывает за невыученные уроки». Думаю, классик допустил сознательное преувеличение.
Конечно, история не учит в том смысле, что не дает нам готовых рецептов. Но она знакомит нас с примерами беззаветного мужества, героизма, стойкости, указывает нам на образцы достойного и образчики недостойного поведения. Не в этом ли состоит главная миссия учительства – научить отделять добро от зла, хорошее от дурного? А раз так, история и есть одна из главных, как говорили древние, magistra vitae – «учительниц жизни».
Ольга Васильева,доктор исторических наук, министр образования и науки РФ
Ольга Васильева