Что прочитать и что увидеть в январе
№49 январь 2019
Низвергнутые троны Российского престола
Науч. ред. Н.Ю. Гусева, Н.В. Углева
М.: Государственный исторический музей, 2018
Слово «трон» переводится с древнегреческого просто – «сиденье». Но это емкое определение дает представление об особом положении человека, который может восседать, в то время как окружающие должны стоять. Формально трон не принадлежит к числу традиционных монарших регалий, среди которых скипетр, держава и корона. Между тем фразеологизмы «быть на троне», «лишиться трона», «тронная речь» или «борьба за трон» свидетельствуют о том, что трон давно уже воспринимается как не менее важный атрибут власти. Мечту Наполеона «мечом низвергнуть троны» лицеист Александр Пушкин отнес к одному из смертных грехов – гордыне. И к слову, популярный сейчас телесериал «Игра престолов» по-английски называется Game of Thrones – «Игра тронов».
Одно из первых описаний русского трона оставил немецкий купец Георг Паерле, посетивший Москву в Смутное время. Побывав при дворе Лжедмитрия I, он писал: «… [самозванец] сидел на высоких креслах из чистого серебра с позолотою, под балдахином; двуглавый орел с распущенными крыльями, вылитый из чистого золота, украшал сей балдахин; под оным внутри было распятие, также золотое, с огромным восточным топазом, а над креслами находилась икона Богоматери, осыпанная драгоценными каменьями. Все украшения трона были из литого золота; к нему вели три ступени; вокруг его лежали четыре льва серебряные, до половины вызолоченные, а по обеим сторонам, на высоких серебряных ножках, стояли два грифона, из коих один держал государственное яблоко, а другой – обнаженный меч».
Полтора столетия спустя, при дворе царя Алексея Михайловича, появился другой немецкий путешественник Адам Олеарий, который запомнил царский трон таким: «…сзади у стены поднимался от земли на три ступени, был окружен четырьмя серебряными и позолоченными колонками, или столбиками, толщиною в три дюйма; на них покоился балдахин в виде башенки, поднимавшейся на 3 локтя в вышину. С каждой стороны балдахина стояло по серебряному орлу с распростертыми крыльями. Впрочем, в это время готовили как раз трон гораздо более великолепный и роскошный, на который отпущено было 800 фунтов серебра и 1100 дукатов для позолоты; его, со всеми расходами на него, ценили в 25 000 талеров. Три года над ним работали немцы и русские…»
В уникальном альбоме, подготовленном по инициативе Государственного исторического музея, можно увидеть тронные кресла, находящиеся в cобраниях российских музеев (самые знаменитые и помпезные, разумеется, хранятся в Москве и Санкт-Петербурге). Подробный рассказ о каждом из них сопровождается красочными изображениями самого высокого качества.
26 декабря – 28 февраля 2019 года
«И пошел брат на брата…» Гражданская война в России. 1918–1922
Выставочный зал федеральных архивов
Москва, Большая Пироговская улица, 17
Выставка включает в себя более 300 экспонатов, среди которых подлинные архивные документы, музейные предметы, фотографии и произведения живописи. Так, рядом с телеграммой большевика Александра Белобородова, рапортующего в Москву о расстреле царской семьи в Екатеринбурге, представлена пуля, которой Фанни Каплан ранила Владимира Ленина. Есть там и карта легендарного Ледяного похода со следами крови генерала Лавра Корнилова. Экспозицию дополняют графические, видео- и аудиоматериалы, благодаря технологии мультимедиа позволяющие глубже погрузиться в атмосферу тех страшных лет.
Посетители смогут увидеть оружие, военную форму, награды и отличительные знаки того периода. Некоторые из них принадлежали известным советским деятелям – Семену Буденному, Сергею Каменеву, Серго Орджоникидзе, другие – вождям Белого движения. Записи адмирала Александра Колчака, барона Петра Врангеля, командарма Михаила Фрунзе знакомят с их размышлениями о причинах революции и Гражданской войны. Заключительный раздел выставки содержит плакаты, листовки, пропагандистские и агитационные материалы. Главная цель экспозиции – показать трагедию национального масштаба, затронувшую буквально каждого человека.
21 декабря – 31 января 2019 года
Старый добрый Новый год
Музей Победы
Москва, площадь Победы, 3
В 1929 году советская власть отменила празднование Рождества. Специальные дружины патрулировали улицы городов, заглядывая в окна и следя за тем, чтобы никто не отмечал «старорежимный» праздник. Через шесть лет зимнее торжество вернулось – перенесенное на несколько дней и лишенное религиозной составляющей. Деда Мороза полностью «восстановили в правах», дети снова начали получать подарки. Только не рождественские, а новогодние, не у себя дома, а на общей елке, не индивидуальные, а одинаковые для всех. И все же спустя некоторое время Новый год, подобно Рождеству в дореволюционной России, стал главным семейным праздником. Выставка, на которой собраны в том числе елочные игрушки, рассказывает о советской новогодней традиции.
5 декабря – 10 марта 2019 года
Матвей Казаков и допожарная Москва
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Москва, улица Воздвиженка, 5/25
К 280-летию со дня рождения Матвея Казакова Музей архитектуры подготовил ретроспективу творчества этого выдающегося зодчего. Один из основоположников русского классицизма и самый известный представитель русской псевдоготики, он постигал основы мастерства по трактатам Витрувия, Палладио и Виньолы, но также впитал любовь к древнерусскому зодчеству. Это сочетание и определило его творческий стиль. На исходе правления Екатерины II Казаков стал ведущим архитектором Москвы, подарив городу Сенатский дворец в Кремле, здание Московского университета на Моховой, дом Благородного собрания, Голицынскую и Павловскую больницы, Петровский путевой дворец, усадьбы Демидова, Губина и Барышникова и другие сооружения, вошедшие в список архитектурных достопримечательностей Первопрестольной.
12 декабря – 15 апреля 2019 года
Конституция моей страны
Музей современной истории России
Москва, Тверская улица, 21
Российская Конституция принималась в экстремальных условиях – после длительного противостояния президента и парламента, закончившегося расстрелом Белого дома. При этом она оказалась более жизнеспособной, чем можно было предположить: отметив свое 25-летие, Основной закон России почти на десять лет превысил средний срок действия демократических конституций в мире. Во многом это заслуга авторов текста, заложивших в него основы политической системы и в то же время сделавших его достаточно гибким для адаптации под реалии жизни. Тем ценнее их участие в подготовке настоящей выставки. Экспозиция знакомит посетителей с тем, как шла работа над новым Основным законом на фоне конституционного кризиса начала 1990-х годов и стремительно меняющейся политической и социально-экономической обстановки.
На западных рубежах Руси
Юрасов М.К.
СПб.: Наука, 2018
Книга кандидата исторических наук Михаила Юрасова посвящена взаимоотношениям домонгольской Руси с западными соседями. На юго-западе, с Венгрией и Польшей, контакты были значительно активнее и разнообразнее, чем с жившими на северо-западе ливами и латгалами, и именно русско-венгерским и русско-польским отношениям автор уделяет основное внимание. Долгое время венгерские правители, находившиеся между Византийской и Священной Римской империями, боролись за собственное независимое существование. С распадом Польши и Руси, а также с падением Константинополя в результате Четвертого крестового похода Венгрия оказалась сильнейшим государством в регионе. Попытки венгров подчинить себе Юго-Западную Русь на исходе XII века и борьба с ними князей Даниила и Василька Романовичей – центральный сюжет монографии Юрасова.
Русско-Польская война 1654–1667 гг.
Курбатов О.А.
М.: Руниверс, 2018
Военный историк Олег Курбатов впервые обобщил историю Русско-польской войны 1654–1667 годов, которая полностью изменила расклад сил в Восточной Европе: Речь Посполитая, некогда мощнейшее государство региона, была вынуждена отдать пальму первенства России. Книга состоит из очерков об отдельных кампаниях этой многолетней войны; для удобства читателя каждая глава снабжена таблицами, где кратко изложены планы сторон, ход сражений и их результат, перечислены командующие, указаны силы войск и гарнизонов. Таблицы дополнены перечнем основных походов (операций), происходивших в рамках той или иной кампании, а также картами-схемами боевых действий, чтобы можно было лучше сориентироваться в географии описываемых событий.
Русская повседневная культура XVIII века
Георгиева Т.С.
М.: Ломоносовъ, 2018
Создавая свое «регулярное государство», Петр I стремился догнать Запад в области морского и военного дела, промышленности и торговли, науки и культуры. Доктор философских наук Татьяна Георгиева, рассказывая о жизни первого российского императора, знакомит читателя с изменениями в повседневной жизни страны, которые зачастую начинались с семьи самого государя. Но рука преобразователя для многих была тяжелой. Еще более сильное, чем прежде, закрепощение подавляющего большинства населения автор называет «изнанкой наспех сшитого для громадной российской фигуры костюма западного покроя». Если перемены в жизни крестьян и происходили, то, как правило, в худшую сторону.
Дидро и цивилизация России
Мезин С.А.
М.: Новое литературное обозрение, 2018
Дени Дидро был единственным из корифеев эпохи Просвещения, кто посетил Россию. Русская тема занимает важное место в его политических сочинениях, но в них почти не найти прямых и однозначных оценок российской действительности и деятельности великих реформаторов – Петра I и Екатерины II. В некоторых научных и во многих популярных работах до сих пор бытует мнение о наивном философе, ловко одураченном или «купленном» русской императрицей. Между тем, полагает доктор исторических наук Сергей Мезин, отношение Дидро к России не было ни наивным, ни поверхностным, ни благостным. Он указывал на многие болевые точки в развитии нашей страны: слабую и неравномерную концентрацию населения на огромной территории, разрыв между столицей и провинцией, неразвитость дорожной сети, неэффективность прямых заимствований западных образцов.
Новороссия. Формирование национальных идентичностей (XVIII–XX вв.)
Марчуков А.В.
М.: Кучково поле, 2018
Впервые название Новороссия появилось на административной карте Российской империи в 1764 году, когда по указу Екатерины II на границах с Крымским ханством и Польшей была образована Новороссийская губерния. Прошло чуть больше ста лет, и Новороссия исчезла с карт, но продолжила существование в общественном сознании. Большевики, инициировав процесс ее украинизации, породили главный конфликт последнего столетия – между общерусской идентичностью и привнесенным в регион украинством. Полемическая книга кандидата исторических наук Андрея Марчукова посвящена не современным событиям, а их историческим первопричинам.
Гельмут Фон Мольтке. Отец современной войны
Власов Н.А.
СПб.: Наука, 2018
Еще при жизни Гельмута фон Мольтке (1800–1891) в Германии сложился его культ. И это неудивительно, если вспомнить, что во многом благодаря его полководческому гению раздробленные немецкие государства объединились в мощную империю. К тому же он был разносторонне развитым человеком, многие таланты которого – писательский, художественный, научный – полностью так и не раскрылись. Однако то, что в начале XX века именно Мольтке немцы считали самым выдающимся мыслителем минувшего столетия, оказалось мрачным предзнаменованием. Ведь все его главные идеи касались войны и завоеваний. И, что печально для Германии, они не вполне соответствовали реалиям новой эпохи: концепция войны на два фронта с блицкригом на одном и сосредоточением всех сил на другом плохо работала в изменившихся условиях тотального противостояния.
Политическая система Российской империи в 1881–1905 гг.: проблема законотворчества
Соловьев К.А.
М.: Политическая энциклопедия, 2018
Разговор о поздней Российской империи обычно сводится к вопросу: почему случился 1917 год? Доктор исторических наук Кирилл Соловьев предлагает сформулировать его иначе: почему столь сложное образование так долго существовало и даже динамично развивалось на протяжении XIX и в начале XX века? Причина удач, равно как и поражений, российского правящего класса крылась в одних и тех же его качествах. Это прежде всего корпоративное единство, заставлявшее сплачиваться в самые острые моменты, и аполитичный профессионализм, с которым бюрократия управляла, с одной стороны не претендуя на политическую власть, а с другой – не утруждая себя попытками стратегического анализа ситуации.
1919 год. 1921 год
Шульгин В.В.
М.: Кучково поле, 2018
Книга Василия Шульгина (1878–1976) под названием «1920 год» пользуется заслуженной популярностью как один из главных мемуарных источников по истории Гражданской войны. Но мало кто знал, что она входит в трилогию, две другие части которой впервые изданы полностью. «1919 год» – это настоящий шпионский детектив с перестрелками и погонями на улицах Одессы, Киева и в южнорусских степях, с белыми подпольщиками, красными командирами и крестьянами-анархистами в числе главных действующих лиц. «1921 год» рассказывает о русской эмиграции в Константинополе и о тайных поездках Шульгина в Крым и Советскую Россию. Все три книги остро
публицистичны и пронизаны размышлениями автора о том, почему большевикам все же удалось победить Белое движение.
Небесная голубизна ангельских одежд. Судьба произведений древнерусской живописи. 1920–1930-е
Осокина Е.А.
М.: Новое литературное обозрение, 2018
Доктор исторических наук Елена Осокина, автор книги о Торгсине как источнике финансирования сталинской индустриализации, в своей новой работе, появившейся, по ее признанию, неожиданно для нее самой, пишет о другом способе получения валюты Советским государством – продаже за рубеж древнерусских икон. В книге показана вся парадоксальность подобного экспорта. Торговля предметами национального культурного достояния позволила увидеть в них не просто образцы религиозной живописи, но и ценные произведения искусства, нуждающиеся в особом, музейном хранении.
Безумный риск. Секретная история кубинского ракетного кризиса 1962 г.
Фурсенко А.А., Нафтали Т.
М.: Политическая энциклопедия, 2018
Выступая перед конгрессом, президент США Джон Кеннеди заявил о готовности послать на Кубу бомбардировщики, чтобы уничтожить расположенные там советские ракеты. Однако, подчеркнул он, нет гарантий, что в результате воздушного налета будут ликвидированы все ракеты противника. И это сделало бы военную акцию «безумным риском». Данное высказывание послужило названием совместной работы классика отечественной историографии, академика РАН Александра Фурсенко и его американского коллеги Тимоти Нафтали. Впервые книга была выпущена на английском языке; в нынешнем, третьем, русском издании исправлены некоторые ошибки первоначального перевода.
Рейган
Чернявский Г.И., Дубова Л.Л.
М.: Молодая гвардия, 2018
Рональд Рейган (1911–2004) в голливудских фильмах играл практически самого себя – обыкновенного парня из американской глубинки, который не особенно задумывается над мировыми проблемами. Не изменился он и после вступления на политическое поприще – и как профсоюзный активист, и как губернатор Калифорнии, и как президент США. Тем интереснее, что именно на его правление пришлись глобальные перемены, связанные с окончанием холодной войны. Возможно, дело в том, что определенная простота (если не сказать примитивизм) мышления и нежелание (если не сказать неумение) различать нюансы при твердой уверенности в своей правоте сочетались у Рейгана с идеями, поражавшими воображение и нередко почерпнутыми из того же голливудского кино. Неудивительно, что они зачастую были противоречивыми, но зато и прорывными – как для международной политики, так и для самих Штатов.
Курильский пинг-понг. 100 лет борьбы за острова
Кошкин А.А.
СПб.: Питер, 2018
Подробно разбирая все эпизоды исторической драмы, связанной с судьбой Курильских островов, доктор исторических наук Анатолий Кошкин приходит к выводу, что претензии Японии на Южные Курилы необоснованны и даже противозаконны. Они прямо нарушают условия Потсдамской декларации и Акта о капитуляции Японии, подписанного «от имени его величества императора Великой Японской империи и японского правительства». В данном случае, считает автор, можно говорить об открытом непризнании итогов Второй мировой войны и требовании их пересмотра.
Дмитрий Пирин