Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События января

№49 январь 2019

430 лет назад

Иов Московский

В России учреждено патриаршество

Русская православная церковь де-факто обрела самостоятельность и независимость от Константинополя в 1441 году, когда великий князь Московский Василий II отказался признать Флорентийскую унию, заключенную с католиками, и изгнал присланного из Греции митрополита Исидора. С 1448 года митрополиты избирались в Москве, однако юридически автокефалия не была закреплена. После захвата Константинополя турками Великое княжество Московское осталось единственным в мире православным государством. Позже, при Иване Грозном, оно стало Русским царством, что определило и повышение статуса Русской церкви, к которой за помощью обращались теперь иерархи других поместных православных церквей. Борис Годунов, оказывавший большое влияние на государственную политику при царе Федоре Иоанновиче, решил официально закрепить создавшееся положение.

Впервые речь об учреждении патриаршества в России зашла в 1586 году, когда в Москву за милостыней приехал глава Антиохийской церкви – патриарх Иоаким. Вскоре его примеру последовал патриарх Константинопольский Иеремия II. С ним и начались долгие и сложные переговоры о даровании Русской церкви статуса Московского патриархата, которые увенчались успехом. В январе 1589 года Иеремия II дал добро на создание патриаршей кафедры в Москве и подписал соответствующую Уложенную грамоту. Ее легитимность подтвердили Соборы, проходившие в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Правда, в диптихе – списке поминовения предстоятелей поместных автокефальных православных церквей во время богослужений – за патриархом Московским было утверждено только пятое место, после Иерусалимского.

Первым патриархом при поддержке Годунова был избран митрополит Московский Иов. Он титуловался так: «Святейший патриарх царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия». Впоследствии Иов отблагодарил Годунова, выступив за его кандидатуру на Земском соборе при избрании нового царя после смерти Федора Иоанновича. Первый патриарх Московский Иов был причислен к лику святых Русской православной церковью в 1989 году, когда праздновалось 400-летие Московского патриаршества, а в 2012 году его канонизировала и Старообрядческая церковь.

365 лет назад

Объединительная Рада

Гетман Богдан Хмельницкий присягнул Москве

В середине XVII века конфронтация между запорожскими казаками и польской шляхтой достигла апогея. Притеснения православного населения со стороны католиков, захваты земель польскими магнатами – все это вылилось в крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Сначала гетману сопутствовала удача, затем положение восставших стало ухудшаться. В этих условиях казаки решили обратиться за помощью к русскому царю Алексею Михайловичу. Во второй раз направить в Москву просьбу о покровительстве (то есть протекторате) Хмельницкого заставило крупное поражение от поляков. 1 октября 1653 года Земский собор объявил о принятии Гетманщины в состав Русского государства. Посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным, отправившееся в Запорожье, сообщило гетману и его сторонникам об этом решении.

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве

Для присяги русскому царю казачья верхушка собралась в городе Переяславе (с 1943-го он носит название Переяслав-Хмельницкий). 8 (18) января 1654 года открылся генеральный военный совет казачьих старшин Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств Речи Посполитой, вошедший в историю как Переяславская рада. Отвергнув власть польского короля и отказавшись перейти в подданство турецкому султану или крымскому хану, собравшиеся заявили о желании получить покровительство Москвы. Была зачитана царская грамота, после чего в церкви Успения Пресвятой Богородицы казаки принесли присягу быть «вечными подданными его царскому величеству всероссийскому и наследникам его». Бутурлин передал Хмельницкому символы гетманской власти – хоругвь, булаву и горлатную шапку. По решению Переяславской рады в состав Русского государства вошла Левобережная Украина вместе с Киевом. Правобережная Украина была присоединена к Российской империи только в 1795 году, после Третьего раздела Польши.

 

250 лет назад

Резаная бумага

В Российской империи ввели в оборот государственные ассигнации

Начавшаяся очередная Русско-турецкая война уже к декабрю 1768 года спровоцировала колоссальный дефицит госбюджета – 1,8 млн рублей. Чтобы покрыть его, решено было воспользоваться опытом других европейских держав и впервые в российской истории выпустить бумажные деньги. 29 декабря 1768 года (9 января 1769-го по новому стилю) императрица Екатерина II обнародовала манифест «О учреждении в Санкт-Петербурге и Москве государственных банков для вымена ассигнаций». В документе, в частности, говорилось, что «тягость медной монеты, одобряющая ея собственную цену, отягощает ея ж и обращение» и что «дальний перевоз всякой монеты многим неудобностям подвержен». Были созданы два банка для выпуска и «вымена» ассигнаций – в Москве и Петербурге. Екатерина повелела «государственным ассигнациям иметь обращение во всей империи нашей наравне с ходячею монетою». Правда, обмен осуществлялся лишь по месту выпуска: конторы в Петербурге и Москве обменивали на монету только ассигнации своего банка. Манифест предусматривал выпуск государственных ассигнаций на 1 млн рублей, в равных долях для обоих городов. Купюры были четырех номиналов: 25, 50, 75 и 100 рублей, и на каждый приходилась ровно четверть первой государственной эмиссии.

Государственная ассигнация в 25 рублей 1769 года

Всего за годы царствования Екатерины Великой банки выпустили ассигнаций на огромную сумму – 157,7 млн рублей. Первые российские бумажные деньги были несовершенны. Бумага на них шла очень тонкая, а к водяным знакам предъявлялось лишь одно требование: чтобы они не располагались вверх ногами. Поначалу ассигнации были обеспечены монетой, но скоро обесценились: уже в 1796 году за 1 бумажный рубль давали 79 копеек серебром, а в 1812-м – 25,2 копейки.

100 лет назад

Битва за хлеб

Совнарком объявил о начале продразверстки

Декрет «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства» вышел 11 января 1919 года. Он предписывал изымать у крестьян все зерно, «необходимое для удовлетворения государственных потребностей», то есть для снабжения рабочих и служащих в городах, а главное – бойцов Красной армии. Ситуация с продовольствием быстро ухудшалась: сельские жители не хотели менять хлеб на потерявшие всякую ценность советские деньги. Попытки отбирать зерно силой при помощи вооруженных продотрядов оказались малоудачными: у крестьян тоже хватало оружия, привезенного с фронта.

Новый декрет был призван заменить хаотичные меры по изъятию хлеба единой плановой политикой. По замыслу большевиков, каждая губерния, уезд, волость должны были сдать государству точное количество зерна и других продуктов, определенное на основе урожаев предыдущих лет, – это и называлось «продразверсткой». Отныне крестьянские общины, полностью сдавшие свою долю продуктов, получали бы не обесцененные «совзнаки», а талоны на приобретение необходимых товаров: спичек, мыла, керосина, ситца. План был хорош, но отоваривать талоны оказалось нечем – промышленность была разрушена. В итоге очень скоро власть вернулась к привычным попыткам конфискации хлеба с помощью продотрядов, а порой и воинских частей. При этом часто продукты отбирали не у кулаков, как предписывалось, а у всех, кто попадался под руку.

В 1919 году из запланированных 260 млн пудов зерна оказалось заготовлено лишь 100, а в 1920-м план заготовок выполнили всего на 3–4%. Главным результатом продразверстки стало озлобление крестьянства, выразившееся в повсеместных восстаниях. Продовольственную проблему удалось решить только после того, как в марте 1921-го решением Х съезда партии была «всерьез и надолго» введена новая экономическая политика – нэп.

70 лет назад

Экономический интернационал

Создан международный Совет экономической взаимопомощи

В Москве 5 января 1949 года открылось совещание представителей правительств СССР, Румынии, Венгрии, Болгарии, Польши и Чехословакии – европейских стран, взявших курс на строительство социализма под руководством правящих коммунистических партий. Именно на этом форуме советские и румынские экономисты предложили проект новой межправительственной организации. Медлить с ее созданием не стали: уже 18 января того же года в Москве был подписан протокол об образовании Совета экономической взаимопомощи – СЭВ. Первыми его членами стали шесть государств, участвовавших в совещании. Через несколько месяцев к ним присоединилась Албания, а на следующий год и ГДР. В статусе наблюдателя с первых лет существования СЭВ и до 1961-го с ним сотрудничал Китай. В 1962 году было принято решение, что в СЭВ могут на общих основаниях входить и неевропейские социалистические страны. Так в него вступили Монголия, Вьетнам и Куба. В 1964-м в организации появился первый и единственный ассоциированный член – Югославия.

Здание СЭВ в Москве (Фото: ЕГОРОВ ВАСИЛИЙ, СТУЖИН АЛЕКСЕЙ /ТАСС)

Задачами экономического объединения были развитие взаимной торговли, организация обмена хозяйственным и научным опытом, оказание взаимной помощи сырьем, продовольствием, оборудованием. Разрабатывались единые стандарты и нормы для социалистического содружества, то есть создавалось единое экономическое пространство. С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчетов между входившими в СЭВ странами – с помощью «переводного рубля», условной международной валюты. Штаб-квартира организации располагалась в Москве, в здании-«книжке» на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат). После распада социалистической системы летом 1991 года страны – члены СЭВ подписали протокол о расформировании содружества. Но его опыт оказался востребованным для экономистов и дипломатов и для международных организаций, которые пришли ему на смену, таких как ЕврАзЭС и БРИКС.

 

50 лет назад

«Есть рукопожатие!»

Состоялась первая в истории стыковка космических кораблей

Космический корабль «Союз-4», пилотируемый Владимиром Шаталовым, вышел на орбиту 14 января 1969 года, а на следующий день стартовал «Союз-5», на борту которого находились космонавты Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов. 16 января, около восьми часов утра, корабли встретились на орбите. Их экипажам предстояло выполнить важнейшую задачу – провести первую в истории стыковку в космосе. Сначала «Союз-4» и «Союз-5» сближались автоматически, а когда между ними оставался интервал в 100 метров, стыковку перевели в ручной режим и проводили ее командиры кораблей – Волынов и Шаталов. Именно Шаталов, когда корабли состыковались, воскликнул: «Есть рукопожатие!» На следующий день эту фразу повторили сотни мировых газет.

Команда космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5»

Однако на этом миссия космонавтов не завершилась: членам экипажа «Союза-5» нужно было в открытом космосе перейти из одного корабля в другой. Телезрители в прямом эфире наблюдали за этим невиданным зрелищем. И многие заметили, что Хрунов, выплывая из люка, вдруг замер. Оказалось, что у космонавта в скафандре не сработала система вентиляции и охлаждения. Понадобилось несколько минут, чтобы разобраться и ликвидировать неполадку. Но в итоге все прошло благополучно. Хрунов и Елисеев перешли на борт «Союза-4», доставив Шаталову письма с Земли и свежие газеты, которые вышли уже после того, как он поднялся на орбиту. Через четыре с половиной часа корабли расстыковались. Шаталов, Елисеев и Хрунов возвращались на Землю на «Союзе-4», а Волынов – на «Союзе-5». В сообщении ТАСС подчеркивалось, что впервые на орбите на несколько часов была создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту. Это событие стало важным шагом на пути к постоянной работе в космосе на орбитальных станциях.

Историк