Игры престолов
№51 март 2019
Начался выпуск серии альбомов «Большая игра», посвященных противостоянию и альянсам ведущих европейских держав в период с конца XV века до Первой мировой войны. О новом издательском проекте «Историку» рассказал руководитель АНО «Руниверс» Михаил Баранов
Красочный альбом «Большая игра, период 1667–1792 гг.», выпущенный при поддержке ПАО «Транснефть», состоит из множества схем, карт, исторических иллюстраций. Фактически это первая часть задуманной «Руниверсом» серии книг по истории международных отношений, которая охватит огромный период протяженностью четыре с лишним века.
(Фото: Наталья Львова)
– Почему «Большая игра»?
– Традиционно «Большой игрой» называют длительное соперничество России и Великобритании в XIX веке в Средней Азии, Иране и Афганистане. Но мы используем понятие «Большая игра» гораздо шире – применительно ко всей истории непрерывных военно-политических отношений великих и региональных держав в Европе на протяжении четырех с лишним столетий.
Нам кажется важным восполнить системный пробел в представлении исторических знаний. Ведь как получается? Курсы истории России и всемирной истории в Новое и Новейшее время у нас как в средней школе, так и в вузах – это два разных учебных предмета. История России, таким образом, отделяется от истории Европы и всемирной истории в целом. Тогда как на самом деле речь идет о едином процессе. И едва ли не нагляднее всего это отражается в создании и эволюции стратегических альянсов европейских держав Нового времени.
Или другой пример: история международных отношений и военная история – это традиционно также две самостоятельные дисциплины, притом что войны и дипломатия совершенно очевидно являются аспектами единого процесса, который шел непрерывно. Ни в одном отечественном учебнике или монографии читатель не найдет системного, сквозного описания европейских альянсов, противостояния держав и военных конфликтов XVI–XIX веков. Эту задачу мы и пытались решить в форме иллюстрированного альбома, с инфографикой и картами, но базирующегося на объективном научном историческом знании.
– Началом «Большой игры» в Европе можно считать именно рубеж XV–XVI веков? И если это так, то чем определяется хронология первого издания вашей серии – 1667–1792 годы?
– В конце XV – начале XVI столетия в Европе возникли государства нового типа – так называемые государства Нового времени, в которых сильная центральная власть способна была создать и содержать армию, вооруженную огнестрельным оружием, в первую очередь артиллерией. В России это эпоха Ивана III, который, соответственно, стоит в одном ряду с другими «ренессансными» европейскими монархами. Время его правления как раз совпадает с началом «Большой игры» в Европе, причем наша страна сразу же стала ее постоянным участником. Эта «Большая игра» шла непрерывно с тех пор и продолжается по сей день.
Историю последних нескольких веков можно рассматривать с точки зрения самых разных методологических подходов. Но не вызывает сомнения, что какой бы период с XVI столетия мы ни брали – международную ситуацию каждого из них определяет ряд великих держав. Вплоть до XX века, до выхода на мировую авансцену США, все эти государства были европейскими. До XVIII столетия Россия была крупным региональным игроком, а в первой четверти этого столетия, после победы над Швецией в Северной войне 1700–1721 годов, она вошла в клуб великих держав Европы наряду с Францией, Великобританией и Австрией. Пруссия появилась в этом клубе несколько позже. Период с середины XVIII века и до 1914 года – это время так называемой «пентархии» или «Европейского концерта», когда мировую политику определяли именно пять великих держав Европы: Россия, Франция, Великобритания, Австрия и Пруссия. В тот период, когда США еще даже не стали государством, Россия уже была одной из великих европейских держав.
– Что с точки зрения такого подхода делает государство – участника «Большой игры» именно великой державой?
– В первую очередь такое сочетание военного потенциала и политической централизации, которое позволяет данному государству проводить активную самостоятельную внешнюю политику, формировать коалиции и вести масштабные боевые действия вдали от своих границ.
– Вернемся к периоду с середины XVII до конца XVIII века. Почему вы решили посвятить ему первое издание серии? Чем он важен и знаменателен?
– Этот период «Большой игры» – от эпохи войн Людовика XIV до начала войн европейских монархий с революционной Францией – особенно важен и интересен потому, что международная политика во всех регионах Европы тогда стала взаимозависимой, а состав великих держав принял тот вид, в котором он и просуществовал уже вплоть до Первой мировой войны. Ранее, до середины XVII века, конфликты в Западной Европе, на Балтике и на Балканах, а также в Причерноморье еще могли происходить мало влияя друг на друга.
Кроме того, противостояние и череда альянсов в европейской «Большой игре» в XVII–XVIII веках, в отличие от эпохи Наполеоновских войн и XIX столетия в целом, гораздо меньше описаны и менее понятны даже для тех, кто всерьез интересуется историей. В общественном сознании закрепились отдельные сюжеты, к примеру Полтавская победа 1709 года, некоторые эпизоды Семилетней войны 1756–1763 годов и русско-турецкие войны XVIII века. Но что было между этими событиями и что им предшествовало? Что происходило в то же самое время с другими европейскими державами? Почему Россия оказывалась в той или иной коалиции, объединялась именно с этими странами против других? Почему вчерашние противники могли стать союзниками или наоборот?
На страницах нашего альбома в сжатом и наглядном виде представлено, когда и при каких обстоятельствах в ходе борьбы за влияние на европейской арене возникали и распадались различные альянсы, в результате каких событий и как менялись границы, каким образом то или иное государство повышало свой статус до великой державы или, напротив, теряло свои позиции. Такой формат позволяет решить проблему фрагментарности и отрывочности знаний.
– Структура альбома линейная, хронологическая?
– Не только. Полтора столетия «Большой игры» в Европе в нашей книге разделены на несколько крупных периодов. По каждому из них есть как общая инфографика в виде карт-схем, так и ряд описаний отдельных важных процессов, ключевых событий и военных конфликтов. А еще альбом содержит сведения обо всех правителях и многих государственных деятелях ведущих европейских держав того времени с объяснением их роли в описываемых событиях и процессах.
– Каким вы видите дальнейшее развитие издательского проекта «Большая игра»?
– С участием профессиональных историков уже ведется работа над двумя следующими альбомами – по Наполеоновским войнам и периоду 1815–1914 годов. Но этот проект не ограничивается изданием таких иллюстрированных книг. От описаний противостояния, альянсов и войн мы со временем планируем перейти к составлению научно-справочных баз данных по происходившим территориальным изменениям в Европе, по всем вооруженным конфликтам и по составу вооруженных сил ведущих европейских держав с конца XVII века до 1914 года с указанием (по годам) их общей штатной численности, количества полков и мест их дислокации.
Словом, работа предстоит весьма обширная, а ее результаты постепенно будут представляться читателям как в книжном, так и в электронном форматах.
Беседовал Никита Максимов