Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Один на один

№42 июнь 2018

Ге привнес в историческую живопись напряжение открытого конфликта – и этим покорил аудиторию. Его интересовало столкновение характеров, идеологий, систем ценностей. Ге дружил с историком Николаем Костомаровым, и, возможно, именно он незадолго до 200-летия со дня рождения первого российского императора заинтересовал художника этим сюжетом. Конфликт отцовской любви и государственной целесообразности с античных времен занимал философов, драматургов, художников. Ге приступал к работе будучи безоговорочным поклонником царя-реформатора. Но, изучив документы, он проникся сочувствием к Алексею Петровичу. К Петру же стал относиться куда более критически, хотя и пытался понять его правду…

Художник поместил отца и сына в зал петергофского дворца «Монплезир». Картина так и называется: «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Ге не настаивал на исторической достоверности такого допроса. Главным для него было показать столкновение характеров, за которыми – и семейный разлад, и историческая развилка.

Алексей почтителен к отцу, но он никогда не станет его копией, продолжателем его дела. Этот грустный долговолосый молодой человек как будто из другого теста. Он боится посмотреть на отца, который, напротив, сверлит взглядом «блудного сына». Петр энергичен, яростен, решителен. Художник подчеркивает бледность царевича и раскрасневшееся лицо гневного царя. Лед и пламень. Пол расчерчен на черно-белые квадраты – и это усиливает остроту противостояния. Более выразительного конфликта, молчаливого спора двух антагонистов русская живопись не знала.

Павел Третьяков купил эту картину «с первого взгляда», еще в мастерской художника. Она привлекла ажиотажное внимание на Первой передвижной выставке, открывшейся в ноябре 1871 года. Художник Иван Крамской признавал: «Ге царит решительно. На всех его картина произвела ошеломляющее впечатление». Картина приглянулась и императору Александру II. Никто не осмелился объявить самодержцу, что полотно уже продано. Специально для царя Ге создал авторскую копию, и поэтому в наше время картину можно увидеть и в Третьяковке, и в Русском музее.

В фильме «Петр Первый», снятом в 1937–1938 годах по одноименному роману Алексея Толстого, актер Николай Черкасов в роли Алексея «оживил» картину Ге, во многом повторив его образ царевича.

Евгений Тростин