Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Карманная хронология

№37 январь 2018

Есть календари, но есть и календарики. Обычные карманные календарики, которые теперь встречаются все реже и реже

Всего два-три десятилетия назад они были широко распространены: их продавали на каждом углу, в каждом доме валялись эти небольшие прямоугольнички с яркой картинкой на лицевой стороне и колонками цифр на обороте. Теперь их потеснили смартфоны и планшеты. Но, к счастью, остались коллекции карманных календарей. Эти частные собрания и хранят такие детали нашей истории, о которых не расскажут другие источники.

Коллекционирование времени

Не так давно выяснилось, что в России карманные печатные календари известны как минимум с 1761 года! Это, конечно, был относительно еще не в полном смысле слова карманный календарь – книжка небольшого формата, но само понятие появилось именно тогда. Сохранилось таких календарей немного: в Москве ни одного экземпляра нет, зато есть в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

С тех пор календарики успели побывать и карманными ежедневниками, и средством просвещения, и носителем рекламы – политической и торговой… Лучше всех об этом знают люди, которые посвятили свою жизнь коллекционированию таких календарей.

И не только коллекционированию. Москвич Дмитрий Малявин известен как исследователь: из-под его пера вышли наиболее полные и аккуратные описания истории отечественных карманных календарей последних полутора веков.

Календарь на 1913 год. Товарищество И.Д. Сытина

«Свою коллекцию я начал собирать в 1969 году. Я работал во Внешторге, и меня попросили сделать подборку карманных календариков, – говорит Дмитрий Малявин. – Их тогда много было. Я собирал-собирал, набрал штук сто, и мне уже жалко стало их отдавать. Так и началась моя коллекция. Сколько в ней календариков сегодня, я точно не скажу, но порядка 100 тыс. штук. А самая большая из известных мне коллекций – это свыше миллиона календариков. Ее собрал московский коллекционер Александр Лидерс».

У каждого коллекционера календариков есть одна или несколько любимых тем. «Меня интересуют прежде всего календари эпохи Советского Союза. Это, можно сказать, уже закрытая тема, ведь никаких новых советских календариков не появится. Интересуют меня и дореволюционные календари», – признается Дмитрий Малявин.

Календарь на 1915 год. Фигуры трех военнослужащих символизируют страны Антанты

Рекламный прогресс

Если говорить о календариках в современном смысле слова, то их история насчитывает почти полтора столетия. «Первый известный карманный табель-календарь был выпущен как приложение к "Живописному обиходному календарю" на 1886 год типолитографией товарищества "И.Н. Кушнерев и Ко", – рассказывает коллекционер. – С этого момента в России карманные календари начинают широко использоваться, и прежде всего как средство дешевой и общедоступной рекламы. Выпускались такие календари красочно и со вкусом оформленными, часто применялось тиснение, в том числе сусальным золотом. Ориентированные в основном на женскую аудиторию, они украшались трогательными изображениями цветов, ангелочков, другими романтичными или юмористичными картинками – в общем, всем тем, что впоследствии стали характеризовать словом "мещанское". Впрочем, они и были предназначены главным образом для представителей мещанского сословия. Имели хождение и календари с лубочными картинками, явно рассчитанные на менее образованные слои населения. Кстати, встречались карманные календари на французском языке – это было рекламным ходом. Парижский флер привлекал».

Календарик на 1914 год с рекламой фабрики «А. Катык и Ко» (справа) выполнен не из бумаги, а из алюминия

Интересно, что уже во втором десятилетии ХХ века появились календарики с печатью на алюминии – металле, который только начинал входить в быт. Заказывали их, как правило, в Германии. В целом же, по мнению коллекционеров карманных календарей, качество полиграфии отдельных изданий того времени не превзойдено до сих пор. Тисненые, красочные, иногда даже с золотым обрезом, смотрятся они великолепно.

Календарь на 1895 год с рекламой парфюмерной фабрики «А. Ралле и Ко» – первой подобной мануфактуры в России, открытой еще в середине XIX века

Переломной стала революционная эпоха. Изменилось время, а вместе с ним и календарики. «В конце 1916-го петроградское издательство "Отто Кирхнер" выпустило календарь на 1917 год. Он был абсолютно неинформативен – без рисунков и рекламы. Только лишь перечень праздников, неприсутственных дней, – поясняет Дмитрий Малявин. – Следующей осенью в этом же издательстве вышел в свет аналогичный календарь на 1918 год. Это совершенно одинаковые на первый взгляд календари. Но стоит поставить их рядом, видишь: между ними – эпоха. Праздников стало меньше, и совпадают лишь церковные. Исчезли все те, что были связаны с царской семьей. Добавлены новые. Однако к 1 января 1918 года, когда второй календарь должен был начать выполнять свои практические функции, он уже успел устареть! А после 31 января и вовсе стал не нужен, ведь страна перешла на григорианский стиль».

Календари, сохраненные с риском для жизни

С началом советского периода полиграфическое качество карманных календарей резко упало. Бумаги не хватало, в ход шли старые запасы, купить новую за границей не удавалось… «Но в таком низком качестве есть какое-то свое очарование, очарование времени, – считает коллекционер. – Как и книги 1920-х годов, выпущенные тогда календари – на серой бумаге, в одну или две краски, со своеобразным шрифтом – несут на себе ясный отпечаток эпохи. Потому их и в руки брать приятно и волнительно».

За хранение такого календарика с портретом Льва Каменева (справа) можно было поплатиться свободой, если не жизнью

Практически не дошли до наших дней карманные календари периода расцвета частного предпринимательства в Советской России – эпохи нэпа. «До последнего времени не было известно ни одного экземпляра, но недавно мне попалось несколько таких календариков, – говорит Дмитрий Малявин. – Среди них есть, так сказать, "частный" – с рекламой магазина ружей, хотя в основном, конечно, это "государственные" календари. Календариков того времени сохранилось мало, наверное, прежде всего потому, что те, кто мог позволить себе заказывать рекламу, попросту не верили, что новая экономическая политика продлится долго, как оно, собственно, и случилось. А вот ружья, видимо, остро нуждались в рекламе».

Веха в истории советских карманных календарей – 1924 год. Тогда было выпущено сразу несколько серий календариков, например Русского театрального общества. Но наибольший интерес представляет политическая реклама – изданная по заказу Деткомиссии ВЦИК серия календарей с портретами членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК РКП(б). Ее тираж составлял 600 тыс. экземпляров. Однако до наших дней дожила лишь малая его часть.

Коллекционер карманных календарей Дмитрий Малявин

«Судя по всему, серия была большая: она включала календари с портретами всех членов и кандидатов в члены тогдашнего Политбюро, – делится своими предположениями коллекционер. – У меня лично есть с портретом Льва Каменева и Михаила Калинина, а вообще я видел такие календари с Львом Троцким, Феликсом Дзержинским и, разумеется, Владимиром Лениным. А вот календарь с Иосифом Сталиным никому не попадался: то ли таких в этой серии не печатали, то ли они не сохранились. Хотя почему бы им не сохраниться? Если уж с Троцким и Каменевым дошли до наших дней, а ведь за хранение такого календаря люди могли и под расстрел попасть! Кстати, календарь с Троцким я видел один-единственный раз на выставке в 1989 году, когда впервые в СССР решили устроить выставку частных коллекций. Тогда всплыли совершенно уникальные вещи. Так что отсутствие календарей со Сталиным из серии 1924 года до сих пор остается загадкой».

Еще одна лакуна в истории советских карманных календарей – годы войны. «У меня в коллекции совсем немного календарей времен Великой Отечественной, – рассказывает Дмитрий Малявин. – Самый примечательный – на 1944 год, с гимном Советского Союза, принятым вместо "Интернационала". В первый раз текст гимна был напечатан в "Правде", а второй раз – на календарике. Есть еще отпечатанный в оккупированном Берлине на немецкой пленке календарь на 1946 год: его выпустили по заказу Особого монтажного управления Наркомата угольной промышленности – оно снабжало берлинцев углем. А самый потрясающий военный календарь – на 1942 год – был издан Московским зоопарком. Я видел его у коллекционера из Свердловска [ныне Екатеринбург. – А. Т.], который приезжал в Москву и показывал мне свое собрание».

Как и в дореволюционной России, в Советском Союзе карманные календари были прежде всего рекламным носителем

Такой календарик действительно является большой редкостью. Это малоформатный табель-календарь, вышедший полумиллионным тиражом и напечатанный в две краски – черную и красную. Создавали его, как указано в выходных данных, художники-графики М. Алексеева и Г. Будкин. В двух овальных медальонах слева и справа над полугодовыми блоками календарных чисел они поместили изображения льва и медведя, а между блоками – изображение слона.

Яркие календари на 1940 и на 1946 год славили Советскую страну

Незаконный «Ленин в Польше»

С календарями нередко связаны удивительные истории. Так, например, большой интерес представляет карманный календарь, посвященный фильму «Ленин в Польше» режиссера Сергея Юткевича. «В 1966 году "Совинфильм" выпустил этот календарь, заказав печать аж в Финляндии, – продолжает свой рассказ коллекционер, – а потом оказалось, что существует малоизвестный закон, по которому нельзя на календаре печатать фотографию актера в роли Ленина! Самого Ленина – можно, а вот если актер (в данном случае роль вождя исполнил народный артист СССР Максим Штраух) – то нельзя. И поэтому тираж так и не пошел в распространение. Он просто остался в Финляндии, а там сквозь пальцы смотрели на то, что кто-то начал растаскивать такую редкость. Вот десятка два раритетов и попали в Советский Союз.

Есть история, которая малоизвестна даже коллекционерам карманных календарей. Она связана со знаменитым "рыбным делом" [собирательное название для серии уголовных дел о коррупции и злоупотреблениях в Министерстве рыбного хозяйства СССР в конце 1970-х годов. – А. Т.], когда в банках с килькой обнаружили черную икру. Расследование было очень громкое, в результате расстреляли замминистра рыбного хозяйства. В этом деле оказалась замешана некая контора, которая как раз незадолго до начала следствия заказала печать календариков. Но как только ее руководителя арестовали, получать заказ в конторе отказались. Ничего особенного те календарики собой не представляли, но вот решили люди перестраховаться – и получился календарь с историей. А так на нем – красивый вид, и все.

Или, скажем, в Грузии вышла серия карманных календарей "Русская народная сказка". Что ж тут удивительного? Просто на одном из календариков серии оказалась надпись "По щЮчьему велению"! Изготовители быстро спохватились и ошибку исправили, но часть продукции уже поступила в продажу. И эти календари стали коллекционной редкостью. А в Белоруссии однажды издали серию календариков "Беловежская пуща", среди которых есть очень забавный. Сидит орел, расправивший крылья, а рядом надпись "Чибис"».

Антирекламные изделия

Первое постсоветское десятилетие превратило карманный календарь в распространенный носитель политической рекламы. Причем многие календарики того времени коллекционеры называют «антирекламными», хотя стремятся заполучить к себе в собрание такие экземпляры. Например, есть календарик Союза правых сил, где все представители КПРФ изображены в виде клопов, тараканов и т. д. Понятное дело, коммунисты подняли скандал, и такой карманный календарь сегодня встретишь далеко не в каждой коллекции.

Бывало и по-другому. «В 1996 году одновременно с выборами президента России в Москве выбирали мэра, – напоминает Дмитрий Малявин. – И в рамках этой кампании появился календарь, на котором не было указано никаких обязательных выходных данных (номер заказа, тираж, заказчик и т. д.). Зато на нем – изображение Лужкова в обнимку с Ельциным. В то время у Ельцина, как вы помните, был скромный рейтинг, и такой монтаж можно рассматривать лишь как политическую пакость Лужкову».

Календари с ошибками для некоторых коллекционеров – предмет особой страсти и повышенного интереса

Между тем ценность карманным календарикам придает не только опечатка или ошибка, но и автограф, данный уникальным человеком в уникальном месте. «У меня есть в коллекции календарь, посвященный первой ледокольной экспедиции на Северный полюс, в которой участвовал ледокол "Арктика" [1977 год. – А. Т.]. Непосредственно на Северном полюсе капитан ледокола Юрий Кучиев расписался на нескольких календариках, и это один из них», – гордится Дмитрий Малявин.

Берегите коллекционеров!

Филотаймия – а именно так называется коллекционирование и изучение карманных календарей – действительно служит сохранению уникальных страниц истории нашей страны. Сегодня молодые люди с удивлением смотрят даже на простые бытовые приборы 1960–1970-х годов, не говоря уже о таких ярких приметах времени, как календарики. Между тем традиции любого коллекционирования держатся на энтузиазме, на страсти.

«Мне трудно сказать, насколько сейчас распространена филотаймия, но думаю, что не слишком, поскольку снизился интерес к коллекционированию вообще, – говорит Дмитрий Малявин. – По моим оценкам, 100 тыс. таких коллекционеров сегодня в России найдется. Но в Советском Союзе их было гораздо больше! В 1990 году образовалось Всесоюзное общество коллекционеров, и в нем была секция календарей, в которой числилось 200 тыс. человек. Правда, эта секция быстро закрылась в связи с тем, что общество существовало под эгидой Министерства культуры СССР и, как только Советского Союза не стало, прекратилось и финансирование. В 1990-х вообще было не до этого. Тогда многие коллекции пошли в продажу, и сегодня иногда можно встретить на рынке редчайшие предметы из тех собраний. Лишь в последнее время, как мне кажется, ситуация начинает выправляться. Хотя, на мой взгляд, государство вообще-то должно поддерживать коллекционеров, ведь это не просто собирательство – это прежде всего сохранение важных вех нашей истории и в каком-то смысле воспитание патриотизма. Любой коллекционер непременно знает историю той предметной области, в которой лежат его интересы, гораздо лучше и глубже обычного человека».

В свое время в Ялте работал небольшой народный музей карманного календаря, который организовал коллекционер Дмитрий Одинцов. Возможно, когда-нибудь в России все-таки появится настоящий такой музей или хотя бы откроется посвященная календарям экспозиция в каком-нибудь крупном музее. И тогда все желающие смогут познакомиться с историей отечественной «карманной хронологии».

 

 

Времен императрицы Елизаветы

Когда появился первый карманный календарь? Некоторое время назад историк Елена Предеин обнаружила документ, свидетельствующий о том, что это могло произойти еще в царствование Елизаветы Петровны

«Недавно найденный документ позволяет отнести время появления российских карманных календарей (подчеркиваем, речь идет именно о печатных и именно о карманных изделиях) на целое столетие вспять. <…>

В отделе письменных источников Государственного исторического музея сохранился черновик письма Якоба Штелина президенту Академии наук и художеств К.Г. Разумовскому от 18 февраля 1760 года (Ф. 273, дд. 1–5) – об одобрении наследным принцем Карлом Петром Ульрихом (будущим императором Петром III) образца маленького (карманного) календаря, поданного ему "в подходящий момент". О предполагаемом тиражировании свидетельствует фраза: "Академия извлечет из этого некоторую прибыль. Он стоит нам 10 коп., мы продаем его за 25 коп.".

Какого вида был этот календарь – неизвестно. Но что был он, во-первых, карманным, а во-вторых, печатным, сомнений не вызывает. Следовательно, мы имеем все основания датировать "первый известный российский карманный печатный календарь" не 1886-м, а по меньшей мере 1760 годом».

Предеин Е. Первый российский карманный календарь // Московский журнал. 01.02.2001

Антон Трофимов