Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что прочитать и что увидеть в декабре

№72 декабрь 2020

Визель М. 

Пушкин. Болдино. Карантин. Хроника самоизоляции 1830 года 

М.: Бослен, 2020 

«В кризис открывается окно возможностей», – цитирует автор книги Михаил Визель мотивационных спикеров, проводящих тренинги по всему миру, и тут же «переводит» эту фразу на русский язык: «Всякий карантин может обернуться Болдинской осенью». И действительно, если разобраться, это же просто удивительно, как краткая и сугубо хозяйственная поездка в нижегородское имение осенью 1830 года неожиданно стала для 31-летнего Пушкина трехмесячной «творческой командировкой». Одним словом, Александр Сергеевич той осенью попал в такую же ситуацию, как и мы с вами весной и осенью 2020-го, однако ай да Пушкин – сколько же он всего успел! С 5 сентября по 1 декабря 1830 года им был дописан «Евгений Онегин», созданы «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», поэма «Домик в Коломне», не говоря уже про несколько десятков лирических стихотворений. 

Изолированный от невесты, родных, друзей, получая от них лишь редкие письма, находясь в крайне раздраженном состоянии, он все же смог воспользоваться ситуацией, повернув ее на пользу себе – и нам. Нужен ли более яркий пример того, как воля человека, вдохновение и желание творить способны превратить ограничения в подарок судьбы? 

У Михаила Визеля образ поэта необычайно живой и понятный: «Александр Пушкин, старший сын небогатого помещика, решает жениться. Он политически неблагонадежен… знаменит, ему платят огромные гонорары, он лично общается с царем…» Комментарии автора к письмам Пушкина («До нас дошло 19 писем разным корреспондентам – в первую очередь, разумеется, невесте – m-lle Гончаровой, 18-летней Наташе») позволяют нам воспринять его переписку с Натальей Николаевной иначе, как если бы мы читали ее, открыв собрание сочинений поэта. Как отмечает Визель, «в нашем распоряжении теперь оказалось что-то вроде "Инстаграма" или "Фейсбука", по которому мы можем восстановить: чем именно занимался Пушкин в свою Болдинскую осень? Как она оказалась – Болдинской? Письма Пушкина и дают понять – как». 

Пушкин пишет будто про нас. Чего стоит эта запись в дневнике: «…карантины остановили всю промышленность, заградили путь обозам, привели в нищету подрядчиков и извозчиков… Покамест карантины тут… народ будет более беспокоиться о своем продовольствии, о угрожающей нищете и голоде, нежели о болезни неведомой». 

Автор замечает: для Пушкина «Болдино стало не просто “островком спокойствия”, импровизированным домом творчества, но местом переосмысления и пересборки самого себя». В итоге он сумел воспользоваться карантином «на все сто». Вот, оказывается, в чем еще можно Пушкину подражать. 

 

Редькова И.С. 

Город глазами средневекового монаха (по экзегетическим текстам первой половины XII в.) 

М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, Петроглиф, 2020 

Город как новый феномен социальной жизни Средневековья возник в Европе в XII веке: первые попытки осмыслить данное явление были предприняты интеллектуалами той эпохи. В книге кандидата исторических наук Ирины Редьковой показано, как в комментариях к Священному Писанию находили отражение темы, которые волновали людей того времени: взаимоотношения со светскими и церковными властями, ремесленниками и купцами, контакты с иноверцами, проживавшими в городе, трудности с торговлей, налоги, бедность и богатство, роль и место женщины, городские развлечения. В итоге сквозь очертания библейских городов – прежде всего Вавилона и Иерусалима – начинает просматриваться облик средневековых городов с их подъемами и спусками, улочками и площадями, укреплениями и башнями, рынками и храмами. Хотели ли добиться этого эффекта средневековые книжники? Кто ж теперь знает… 

 

Эскин Ю.М. 

Иван Никитич Хованский 

М.: Квадрига, 2020 

Известный историк, замдиректора Российского государственного архива древних актов Юрий Эскин написал книгу о крупном государственном деятеле XVII века Иване Хованском (?–1656). «Хованщина», увековеченная в опере, к нему не относится, да и умер он за много лет до переломных событий в истории страны. «Королевичев приход», Смоленская война, «Балашовщина», несчастливое сватовство датского принца к русской царевне, Новгородское и Псковское восстания 1650 года, поход будущего патриарха Никона за мощами святого митрополита Филиппа на Соловки, начало Тринадцатилетней войны и сопутствовавшая ей страшная чумная эпидемия – вот основные вехи служебно-политической биографии царского воеводы. И во всех этих событиях проявляется незаурядная индивидуальность Хованского, который даже в свое жестокое время всегда стремился к наименее болезненному решению, предпочитал компромисс конфронтации и войне. 

 

Козлов В.Ф., Смирнова А.Г. 

Жемчужина Замоскворечья. Усадьба Аверкия Кириллова на Берсеневке в истории и культуре Москвы и России 

М.: ИЦ «Краеведение», 2020 

Книга посвящена уникальному историко-архитектурному памятнику Москвы – усадьбе XVI–XVIII веков думного дьяка Аверкия Кириллова (1622–1682) на Берсеневской набережной. Кандидаты исторических наук Владимир Козлов и Александра Смирнова проследили историю памятников усадьбы, а также общественных организаций и учреждений, находившихся в этих зданиях с середины XIX века, – дореволюционного Московского археологического общества, советских и современных научных учреждений, связанных с изучением, реставрацией, охраной памятников, музейным делом, краеведением и историей культуры. 

 

Пчелов Е.В. 

Дамский век русской истории 

М.: ГИМ, 2020 

XVIII век – удивительное время в истории России. Первая четверть столетия ознаменовалась грандиозными преобразованиями Петра Великого, поставившего страну на рельсы европейского развития. 25 лет трудов, поражений и триумфов, невероятного напряжения сил и блестящих побед увенчались созданием нового государства и стали памятником гениальности одного человека. После смерти Петра на протяжении почти всего XVIII столетия у руля империи находились женщины. Этот «дамский век» представлял собой череду царствований четырех императриц, которые в общей сложности держали бразды правления огромной страной на протяжении 66 лет из 75. Мужчины же занимали трон на короткий срок: три года – подросток Петр II, один год – младенец Иоанн Антонович (при регентстве своей матери), полгода – неудачливый Петр III и четыре с небольшим – его чуть более везучий сын Павел I. Ни до ни после в истории России ничего подобного не случалось. Кандидат исторических наук Евгений Пчелов попытался понять, как и почему женщины оказались на вершине власти и какую память по себе они оставили. 

 

Ростиславлев Д.А. 

Политические идеи французской эмиграции в конце XVIII – начале XIX века и Россия 

М.: Книгодел, 2020 

Монография Дмитрия Ростиславлева посвящена анализу политических идей французских эмигрантов, которые не признали результатов революции конца XVIII века и не приняли бонапартистский режим в своей стране и чьи судьбы так или иначе оказались связаны с Россией. Автор исследовал переписку, проекты, сочинения и другие документы известных деятелей эмиграции: Людовика XVIII и его представителей при петербургском дворе; генерала Дюмурье, принца Конде, герцога Ришельё, Жозефа де Местра и других, в том числе и не столь именитых персон. 

 

Александр III. Русский государь 

Сост. А.Д. Яновский, Н.А. Каргаполова, С.С. Сергушкин 

М.: ГИМ, 2020 

Великолепно изданный альбом – это нечто большее, чем просто каталог открывшейся в октябре в Государственном историческом музее выставки, приуроченной к 175-летию со дня рождения Александра III (1845–1894). Скорее это иллюстрированная биография предпоследнего русского императора, позволяющая нам не только еще раз вспомнить основные этапы его жизненного пути, но и прикоснуться к подлинным документам эпохи и его личным вещам, вглядеться в произведения живописи, отразившие неповторимый облик самого царя-миротворца и его времени. Из последних царствований Романовых правление Александра III было самым непродолжительным – 13 лет 7 месяцев и 20 дней. Александр I занимал престол без малого четверть века, Николай I – более 29 лет, Александр II – 26 лет, и даже Николай II сумел удержаться на троне свыше 22 лет. А самому могучему из этой пятерки, царю-богатырю судьба отвела самый краткий срок правления. При этом ему пришлось решать сверхсложную задачу: после трагической гибели Александра II новому монарху было необходимо сберечь и укрепить самодержавную власть, сдержать нараставший натиск революционной стихии. И в конце 13-летнего царствования Александра III позиции России на мировой арене были крепки как никогда. Из всей когорты русских императоров такое удавалось лишь Петру I и Екатерине II, которые в немалой степени именно благодаря этому вошли в историю как «Великие». О жизни, о деяниях, возможно, «самого русского» за всю историю России императора – царя-миротворца Александра III – рассказывает новая книга. Она снабжена богатым иллюстративным рядом. В итоге читатели, которые из-за санитарных ограничений не смогли посетить саму выставку «Император Александр III. Царь-миротворец» в ГИМе, смогут познакомиться с ее главными экспонатами без всякого риска для здоровья. 

 

Монарх и монархия: к 150-летию со дня рождения императора Николая II и 100-летию убиения царской семьи 

Отв. ред. А.В. Анашкин 

М.: Издательство ПСТГУ, 2020 

В основу сборника легли материалы научной конференции «Монарх и монархия», которую провел в ноябре 2018 года Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет при участии журнала «Историк». Конференция была приурочена к 150-летию со дня рождения императора Николая II (1868–1918) и 100-летию расстрела царской семьи. Целью мероприятия было осмысление исторических событий царствования Николая II, роли императора в них, а также феномена монархии, ее символической и политической сущности. Сборник состоит из семи разделов. Среди них – «Образ правителя и идея монархии: от раннехристианской эпохи к Новому времени», «Образы монархии в общественной и исторической мысли России XVIII–XIX вв.», «Идея монархии в русском богословии XVIII–XX вв.». Следующие разделы посвящены восприятию Николая II в русском обществе, деятельности царя в годы Русско-японской и Первой мировой войн, взаимоотношениям последнего русского императора и Русской православной церкви. Последний раздел касается истории 1917 года, периода ссылки и казни царской семьи, а также вопросов, связанных с ее канонизацией. Статьи для сборника написали более 30 исследователей, в числе которых и постоянные авторы журнала «Историк» – доктора исторических наук Игорь Курукин, Федор Гайда, Зинаида Перегудова, Галина Ульянова, Александр Полунов, Василий Цветков, Вадим Демин, Александр Пученков. Сборник посвящен памяти организатора конференции доктора исторических наук, протоиерея Георгия Ореханова (1962–2020). 

 

Антонов В.С., Прокофьев В.И. 

Сахаровский 

М.: Молодая гвардия, 2020 

К столетию Службы внешней разведки России выпущена биография генерал-полковника Александра Сахаровского (1909–1983) – незаурядного человека и выдающегося чекиста, проработавшего на посту начальника Первого главного управления КГБ СССР (внешняя разведка) более 15 лет – с 1956 по 1971 год, в самый разгар холодной войны. Ветераны внешней разведки так характеризовали своего руководителя: «Сахаровского отличала внешняя и внутренняя строгость. К людям он относился требовательно, но без мелочной придирчивости. Работал Александр Михайлович допоздна, во все старался вникать сам. Говорил он просто, ясно, мысли выражал четко и лаконично, отчего слова его надолго запоминались». Когда Александр Михайлович покидал разведку, прощаясь с коллегами, он сказал: «Я оставил здесь все – здоровье, друзей и любимую работу!» Биография генерала Сахаровского – последняя книга недавно ушедшего историка спецслужб, писателя и журналиста Владимира Антонова (1943–2020). 

 

Бондаренко А.Ю. 

Юрий Дроздов: Начальник нелегальной разведки 

М.: Молодая гвардия, 2020 

Участник штурма Берлина генерал-майор Юрий Дроздов (1925–2017) вошел в историю прежде всего как руководитель нелегальной разведки – легендарного Управления «С» Первого главного управления КГБ СССР. Несмотря на то что должность требовала во всех смыслах тишины, он пришел на нее громко, под автоматно-пулеметные очереди и разрывы гранат, поскольку первой операцией, которой руководил Дроздов на этом посту, был штурм президентского дворца в Кабуле 27 декабря 1979 года. Почему начальник нелегальной разведки возглавил боевую операцию? И почему он сам вычеркнул свою фамилию из списка участников штурма, представленных к званию Героя Советского Союза? Чем занимался после того, как ушел в отставку буквально за полгода до распада СССР? На эти и ряд других вопросов ответил в своей книге Александр Бондаренко. 

 

3 декабря – 31 января 2021 года 

Больше чем архив. К 100-летию ГА РФ 

Выставочный зал федеральных архивов 

Москва, Большая Пироговская улица, 17 

В 2020 году Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) отмечает вековой юбилей. Этому событию посвящена выставка, основу которой составляют уникальные документы и предметы, хранящиеся в архиве. Среди них – серебряный ларец, изготовленный для хранения Акта о престолонаследии императора Павла I, ларец, созданный для хранения Конституции Царства Польского, подписанной Александром I в 1815 году. В экспозиции представлены также записные книжки российских императриц, украшенные драгоценными камнями и вышивкой; они хранят сведения о многих исторических событиях и известных людях. Например, в альбоме великой княгини Елены Павловны сохранилось стихотворение Александра Пушкина «Полководец», записанное рукой поэта. Не обойдена вниманием и новейшая история России – о ней расскажут подлинники советских Конституций и Договора об образовании СССР, материалы о расследовании смерти Адольфа Гитлера и другие уникальные документы. На выставке можно увидеть рукопись воспоминаний балерины Матильды Кшесинской, ее балетные туфельки и платье, сшитое для занятий в балетном училище. Многие из представленных артефактов прежде не демонстрировались широкой публике, так что посетителей ждут неожиданные открытия.

Нина Калембет, Варвара Рудакова