Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Денацификация

№93 сентябрь 2022

Как излечить страну от ее нацистского прошлого? Впервые этот вопрос был задан победителями во Второй мировой войне в отношении гитлеровской Германии



В тот самый день, когда рейхспрезидент Германии Пауль фон Гинденбург назначил лидера Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) Адольфа Гитлера рейхсканцлером, был дан старт нацификации Германии. В семь часов вечера 30 января 1933 года через центр Берлина двинулась нескончаемая колонна нацистов, несущих в руках факелы. Более 60 тыс. человек. Правда, они ходили кругами, чтобы создать впечатление сотен тысяч участников шествия.

На протяжении всех 12 лет существования гитлеровского режима нацификация не останавливалась ни на мгновение. В итоге нацистская идеология проникла во все сферы германского общества: не осталось ни одной, казалось бы, даже самой далекой от политики области, которая не подверглась бы нацификации. Результат был налицо: нацистское государство развязало самую кровавую войну в мировой истории, ввело в ежедневную практику геноцид (правда, в те годы этого термина еще не существовало) и массовые убийства. И когда после долгих лет кровопролитной войны стало ясно, что скорый крах режима неминуем, возникла вполне закономерная, лежащая на поверхности мысль: если была нацификация, которая привела Германию к тому, к чему привела, то для возвращения страны к нормальному существованию необходима денацификация.

 

Принцип «четырех Д»

Вопрос о денацификации был поднят на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей стран антигитлеровской коалиции. На тот момент война была еще в разгаре, хотя и стремительно катилась к своему завершению, и на повестке дня стояло много и других важных вопросов. В результате эта тема нашла отражение лишь в заявлении, опубликованном уже после завершения конференции – 13 февраля 1945 года. В нем декларировалось, что целями союзников являются «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет нарушать мир всего мира».

В развитие этого положения главными направлениями политики в отношении Германии объявлялись демилитаризация, денацификация и демократизация. Чуть позже был сформулирован принцип «четырех Д» – к трем вышеуказанным добавилась еще и демонополизация. Сложность заключалась в том, что если с демилитаризацией и демонополизацией вопросов не возникало, они подразумевали под собой принятие совершенно конкретных мер, то в иных случаях оставалось много неясного. Во-первых, говоря о демократизации, западные державы и Советский Союз имели в виду совершенно различные процессы. Во-вторых, если с тем, что такое денацификация, все было понятно – очищение всех областей жизни (в том числе культуры, искусства, образования, судебной системы и т. д.) от нацистской идеологии, то вот как воплотить это в реальность – никто не знал. Подобного опыта столь масштабного переформатирования общества не было ни у кого. Именно этот комплекс вопросов и обусловил многочисленные проблемы, связанные с процессом денацификации.

Ключевые решения по денацификации принято связывать с договоренностями, достигнутыми на состоявшейся в июле-августе 1945 года Берлинской (Потсдамской) конференции. В документе под названием «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период» были сформулированы основные положения, то есть то, чего, собственно, собирались добиться страны-победительницы. Непосредственно к денацификации относилось следующее:

«3. II. Убедить немецкий народ, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности… поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фанатическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.

III. Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду. <…>

4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация – правовая, административная или иная – не будет терпима.

5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.

6. Все члены нацистской партии, которые были больше чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. <…>

7. Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей.

8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии».

Yalta_summit_1945_with_Churchill,_Roosevelt,_Stalin 1.png

Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль (справа налево) на Ялтинской конференции. Февраль 1945 года

 

Замена таблички с названием бывшей улицы Адольфа Гитлера в Трире. Май 1945 года

Evgenij-Dolmatovskij-768x1151 1.png

Военный корреспондент и поэт Евгений Долматовский со скульптурной головой Гитлера в Берлине. Май 1945 года

Теория и практика

Базовыми документами по денацификации стали Законы Союзнического Контрольного совета (СКС) в Германии № 1 «Об отмене нацистских законов» от 20 сентября 1945 года и № 2 «Прекращение и ликвидация нацистских организаций» от 10 октября 1945-го. Второй закон декларировал, что «упраздняются и объявляются вне закона» НСДАП, «ее образования, примыкающие организации и органы, находившиеся под ее наблюдением, включая полувоенные организации, и все другие нацистские учреждения, установленные в качестве орудий для осуществления партийного господства» без возможности «преобразования любой из ныне перечисленных организаций под прежним или другим названием». Наконец, Закон СКС № 10 «О наказании лиц, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира и против человечности» от 20 декабря 1945 года регламентировал привлечение к ответственности военных преступников, определял составы преступлений (против мира, против человечности, военные преступления, а также принадлежность к определенным категориям нацистских организаций – НСДАП, гестапо, СС и др.).

Мероприятия по денацификации, связанные с перестройкой отдельных сфер общества, проходили в различных зонах оккупации с различной интенсивностью, но в целом имели определенный успех. Так, появились новые учебники и учебные планы в области образования; началась реорганизация судебной системы (пусть и не столь активная в западных оккупационных зонах); естественно, были ликвидированы все нацистские и подобные им организации. В последнем случае никаких вариантов обхода решений СКС просто не существовало, поскольку были опубликованы приложения к закону с полным списком таких организаций.

Согласно директиве СКС № 38 от 12 октября 1946 года лица, привлекаемые к процессу денацификации, делились на пять групп:

1.      главные преступники;

2.      преступники (активисты, милитаристы и спекулянты);

3.      второстепенные преступники;

4.      последователи (к ним относились «все, кто был не более чем номинальным участником или приверженцем национал-социалистской тирании»; например, к этой категории могли быть отнесены все бывшие военнослужащие, «которые, по мнению командующего зоны, будут по своим качествам опасны для союзных целей»);

5.      реабилитированные лица, то есть «лица, которые, несмотря на свое формальное членство или кандидатство или какие-либо другие внешние признаки, не только занимали пассивную позицию, но и активно сопротивлялись национал-социалистской тирании по мере своих сил, терпя вследствие этого невыгоды».

Поначалу мероприятия по денацификации осуществлялись созданными на основании постановления СКС специальными комитетами, находившимися в ведении исключительно оккупационной администрации. Однако постепенно к процессу денацификации во всех зонах стали активно привлекать немецкие судебные органы.

Надо отметить, что масштабы денацификации населения с самого начала предполагались достаточно ограниченными. Если учитывать, что в НСДАП, по данным на 1945 год, состояло около 8,5 млн человек, в СС – более 265 тыс., в вермахте и войсках СС – 7,8 млн, то во всех оккупационных зонах было интернировано лишь около 250 тыс. человек, при этом уже к 1 января 1947 года из лагерей по денацификации было освобождено почти 95 тыс., то есть 38%. Правда, по зонам были некоторые различия:

– американская зона: интернировано около 95 250 человек, освобождено 44 250 (46%);

– британская зона: интернировано около 64 500 человек, освобождено 34 000 (53%);

– французская зона: интернировано около 19 000 человек, освобождено 8000 (42%);

– советская зона: интернировано 67 179 человек, освобождено 8214 (12%).

Несмотря на все директивы СКС, процесс денацификации населения в трех западных зонах оккупации (с 1948 года – Тризонии) стал развиваться по совершенно иным принципам, нежели в советской зоне. На западе он был более забюрократизирован, имел большой резонанс, широкое освещение в прессе, но в конечном счете фактически провалился, не дав ожидаемого эффекта даже в незначительной степени. В советской же зоне рассмотрение дел по денацификации в отношении граждан Германии стало логичной и реальной составной частью всего процесса денацификации и тем самым свою роль полностью выполнило.

Всего в Западной Германии до февраля 1950 года «проверку в рамках мероприятий по денацификации» (весьма расплывчатая формулировка) прошли 6,08 млн немцев – и дела в отношении почти 4 млн человек были закрыты. Из всего этого колоссального количества людей к 1-й категории (главные преступники) было отнесено менее 1700 человек, ко 2-й (преступники) – около 23 000, к 3-й (второстепенные преступники) – более 150 400, а к 4-й (последователи) – чуть больше миллиона (заметим, что люди, попавшие в эту категорию, особым преследованиям не подвергались и их наказание не было связано с ограничением свободы).

Наиболее широким охватом мероприятий по денацификации населения могла похвастаться американская зона оккупации, где каждый взрослый немец должен был заполнить составленную служащими специального отдела военной администрации анкету, которая содержала 131 (!) позицию. Работа предстояла большая и долгая: командующий оккупационными силами США в Германии генерал Дуайт Эйзенхауэр определил срок, необходимый для денацификации, в 50 лет, а военный губернатор американской оккупационной зоны (в 1947–1949 годах) генерал Люциус Клей – в период жизни одного поколения. Однако все завершилось значительно быстрее…

Уже 5 марта 1946 года в соответствии с законом «Об освобождении от национал-социализма и милитаризма» проведение денацификации и, следовательно, лагеря, в которых содержались военные преступники, были частично переданы в компетенцию местных властей. Кроме того, они должны были создавать суды присяжных по денацификации из трех-пяти немцев (оккупационная администрация, естественно, оставляла за собой право корректировать принятые ими решения). 545 таких судов рассмотрели за время своего существования более 950 тыс. дел. 90% обвиняемых были оправданы, часто за взятки; нередко справки о денацификации продавались на черном рынке.

12523784589.png

Американцы заставляют жителей Веймара смотреть на трупы погибших узников концлагеря Бухенвальд. 1945 год

357899.png

Первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр (1876–1967)

35673.png

Скамья подсудимых на Нюрнбергском процессе. 1946 год

Коррективы холодной войны

Американцы начали терять интерес к денацификации уже где-то в 1948 году: на первый план выходила борьба с Советским Союзом и бывшие нацисты теперь стали все чаще казаться перспективными партнерами в этой борьбе. Военная администрация американской зоны объявила амнистию молодым и социально незащищенным бывшим национал-социалистам (около 2,8 млн человек).

Оккупационные органы в британской зоне были «честнее» американцев: они с самого начала не спешили проявлять показного энтузиазма и стали спускать процесс денацификации на тормозах. Имел место просто вопиющий факт. Американцы арестовали миллиардера Гюнтера Квандта – бывшего фюрера военной экономики, владельца множества заводов, на которых во время войны активнейшим образом использовался труд заключенных концлагерей (и по совместительству – первого супруга Магды Геббельс, жены министра народного просвещения и пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса). Большинство предприятий Квандта находились в британской зоне, куда американцы и послали запрос. Однако британская администрация была чрезвычайно заинтересована в поставках с его заводов аккумуляторов AFA. Процесс был полностью провален, и Квандт благополучно избежал ответственности.

Англичане сформировали комитеты по денацификации из членов постепенно воссоздававшихся в Германии демократических партий, а для суда над лицами 1-й и 2-й категории – немецкие трибуналы. Состоялось 24 200 судебных процессов. Много это или мало? По оценкам американцев, если бы обвинения были предъявлены всем членам объединений, признанных преступными на Нюрнбергском процессе, то таких судов должно было быть не менее 5 млн… Из лиц, выведенных на процессы, большинство отделались штрафом – лишь 3,7% были отправлены отбывать срок наказания в лагерь Эстервеген.

Поскольку французские оккупационные силы входили в состав 6-й американской группы армий, то на подведомственную им территорию распространялись американские нормы. Впрочем, французы в целом проявили мало интереса к денацификации интернированных, так как их руководство посчитало, что подобная попытка безнадежна и на нее не стоит тратить силы.

После создания ФРГ (1949 год) осуществлялось преследование лишь лиц, относимых к 1-й и 2-й категориям, притом что практически все они амнистировались. В принципе к этому моменту денацификация в Западной Германии окончательно потеряла всякий смысл. Ее начали ограничивать на законодательном уровне, а весной 1951 года был принят «Заключительный закон о денацификации», разрешивший чиновникам, уволенным со службы в ходе денацификации, подавать прошения о восстановлении в своих должностях. Правительство Западной Германии испытывало дефицит кадров; социалистов и христианских демократов, которые не были связаны с нацистским режимом, катастрофически не хватало (тем более что социалисты находились в глухой оппозиции к Конраду Аденауэру, первому канцлеру ФРГ). Поскольку новой Германии, взявшей курс на безоговорочное вхождение в «семерку демократических государств», требовались высококвалифицированные кадры (прокуроры, дипломаты, полицейские, учителя, чиновники и многие другие), их нацистское прошлое было предано забвению.

Очень большое количество людей, занимавших при национал-социализме высокие руководящие посты, благополучно влилось в элиту новой Западной Германии. Более того, представители экономической и финансовой элиты вообще фактически не пострадали: рабский труд заключенных был забыт и уже к началу 1950-х годов большая часть конфискованного ранее имущества была возвращена прежним владельцам. Вновь замелькали знакомые названия – «Крупп», «Сименс – Хальске», «Сименс – Шуккерт», «Рейнметалл», АЭГ и многие другие.

Таким образом, столь широко разрекламированный процесс денацификации в Западной Германии оказался почти полностью провален. С другой стороны, внешне все было достаточно корректно: нацистская символика запрещена, позже последовательно запрещались неофашистские партии. Первой в истории ФРГ запрещенной партией в 1952 году стала неонацистская Социалистическая имперская партия (впрочем, в 1956-м была запрещена и Коммунистическая партия Германии). И все же в 1961 году среди 521 депутата бундестага оказалось 129 (24,76%) человек, которые ранее являлись членами НСДАП… Вывод однозначный: процесс денацификации в Тризонии оказался направлен не на «уничтожение германского милитаризма и нацизма», а лишь на их внешнее облагораживание при одновременном приспосабливании страны под нужды форпоста США на Востоке.

123.png

Немецкий промышленник, член НСДАП с 1938 года (первый слева на скамье подсудимых) Альфрид Крупп на судебном процессе, который провели американцы в своей зоне оккупации. 1947 год

Советский опыт

Диаметрально противоположный эффект имел процесс денацификации в советской зоне оккупации, хотя формально он проводился по тем же самым принципам. Здесь оккупационные власти действовали достаточно жестко и решительно (тем более что общий надзор за денацификацией был возложен на органы НКВД и Смерш): все функционеры нацистского режима были отстранены от своих должностей, часть отправлена в спецлагеря. Постепенно на местах были сформированы комиссии по денацификации, куда обычно включали по одному представителю от Христианско-демократического союза и Либерально-демократической партии Германии, два от СЕПГ (компартии) и еще три от общественных организаций.

Масштабы чисток различались в зависимости от региона: где-то увольняли лишь руководителей, где-то – всех без исключения членов НСДАП. Поскольку формируемый в Восточной Германии режим был априори антифашистским и все связанное с прежним порядком подлежало немедленной и полной ликвидации, никаких противоречий между различными областями денацификации не возникало. При такой ситуации власти могли совершенно не опасаться даже гипотетической возможности «возрождения фашизма», и в связи с этим никакой необходимости полного исключения из общественной жизни всех связанных с нацистским режимом немцев не было. В 1947 году из официально зарегистрированных в оккупационных органах почти 830 тыс. бывших членов НСДАП без работы оставались всего 1,6%. В то же время в советской зоне оккупации гораздо более последовательно, чем в Тризонии, проводилась политика по недопущению бывших членов нацистской партии к работе в сфере образования и воспитания, в полиции и во внутренней администрации, а также в судебной системе. Позже СЕПГ начала активно привлекать к работе «перековавшихся» бывших нацистов: в 1954 году они составляли 8,6% ее членов.

Всего в советской зоне к августу 1947-го процесс денацификации прошло около 800 тыс. человек, но в отличие от Тризонии процент вынесенных обвинительных приговоров был значительно выше (их получило до полумиллиона человек). Именно к этому времени мероприятия по денацификации в будущей ГДР были в основном завершены и стали необратимыми. Поскольку денацификация была здесь непосредственно связана с коммунизацией общества и оккупационные власти прекрасно представляли, кем будут заменены нацистские структуры (чего совершенно не понимали в Тризонии), необходимости в осуществлении комплекса мер уже не возникало. 16 августа 1947 года приказом начальника советской военной администрации в Германии «номинальные участники деятельности нацистской партии» были освобождены от преследования, а 26 февраля 1948-го мероприятия по денацификации объявлены завершенными. Точка в этом процессе была поставлена 2 октября 1952 года, когда законом Германской Демократической Республики все бывшие члены НСДАП (естественно, за исключением осужденных за военные преступления) были уравнены в правах с остальными гражданами ГДР.

Текст: Константин ЗАЛЕССКИЙ

Константин Залесский