Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Русь непокорённая

27 Июля

Изображение картины

Эта картина нелегко далась знаменитому художнику Карлу Брюллову. После громкого успеха «Последнего дня Помпеи» от него ждали подвигов в жанре эпического полотна. Патриоты России надеялись, что художник обратится к героическим страницам отечественной истории — и получится картина-манифест, картина-высказывание, картина, выражающая дух России — страны, одолевшей Наполеона и освоившей необозримые пространства Сибири, страны золотых куполов и несгибаемых героев. Никто не навязывал художнику такую задачу. Он сам принял этот крест. Брюллов долго искал тему, пока не избрал для «национальной» картины сюжет трагический, но духоподъёмный. Ливонская война, героическая оборона Пскова, ставшего в те годы символом стойкости и мужества. Идею полотна художнику предложил сам император Николай I, который даже составил композицию для будущей картины. Художник проявил своеволие, отверг царскую разработку, хотя тему принял. Брюллов побывал во Пскове, проникся духом этого древнего города, сделал несколько натурных зарисовок. Над картиной он работал четыре года и создал сложнейшую композицию, в которой ощущается истинно брюлловский темперамент. Завершить картину ему не удалось, однако и тот вариант, который ныне выставлен в Третьяковской галерее, впечатляет размахом и мощью. Развеваются в дыму русские хоругви. Кажется, весь Псков вышел на бой — и раненые, и дети... Враг дрогнул. Русь останется непокорённой, непобедимой. Тут многое переплелось. Брюллов вспоминал и Отечественную войну 1812 года, и ополчение князя Дмитрия Пожарского...  А может быть, и в будущее заглядывал.

Картина не повторила славу «помпейского» полотна, но для русской исторической живописи стала этапной. И Василий Суриков, и Илья Репин, обращаясь к сюжетам из русского прошлого, учились у Брюллова, у его «Осады Пскова».