Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Образ государства и династии

27 Июля

Изображение картины

Перед нами – символ царства Московского XVII века, метафора Руси Православной. Образ Богородицы в обрамлении молящихся героев нашего государства. Работа славного иконописца Симона Ушакова

Вокруг образа Богоматери Владимирской вьется посаженное митрополитом Петром и великим князем Иваном Даниловичем розовое дерево. Они склонились над корнями. За плечами основоположников – громада кремлёвского Успенского собора, который, впрочем, был построен только при Иване Третьем. На каждой стороне дерева — по десять медальонов. Слева изображены высокопоставленные государственные и церковные деятели, справа —святые подвижники, молитвенники. В самом низу слева стоит царь Алексей Михайлович, а напротив, справа — царица Мария со своими двумя детьми. Они стоят за кремлёвской стеной. Видим мы и Спасскую башню с двуглавым орлом на шпиле. К тому времени силуэт стен и башен Кремля уже воспринимался как символ государства.

Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, ныне находится в Третьяковской галерее. Его назначение – воплощать идеологию государства. Русь, окружённая исламскими и католическими государствами, в те времена остро нуждалась в сплачивающей идее. Симон Ушаков видел истину в симфонии государства и церкви, в преданности царскому дому.

Симона (Пимена) Фёдоровича Ушакова (1626 – 1686) называют последним великим иконописцем Московской Руси. Он соединил древнерусскую традицию с новым направлением живописи.

Талантливый и трудолюбивый художник завоевал большой авторитет при дворе царя Алексея Михайловича. Он расписывал царские покои, кремлёвские храмы… Без Ушакова не обходился ни один царский заказ. Новый взгляд на задачи иконописи Ушаков изложил в "Слове к люботщательному иконного писания", где восхищается свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить действительность… Именно Ушаков привил на Руси иконографию генеалогического древа. В отличие от мастеров прошлого, он нередко подписывал свои произведения. То есть, смирению противопоставил артистическое «я». Ушаков и его ученики создали стиль эпохи расцвета Московского царства.