Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

О том, как красные отбили перекоп…

25 Апреля

Изображение картины

Николай Семёнович Самокиш (1860–1944) стал баталистом двух эпох — царской и советской. Без его полотен нельзя представить ни имперскую, ни советскую героику.

Он, академик живописи, иллюстрировавший «Коронационный сборник», после Октября вступил в Ассоциацию художников революционной России и стал летописцем Гражданской войны. И развернулся в полную силу!

Он работает над панорамой «Штурм Перекопа», создаёт об этом эпизоде Гражданской несколько впечатляющих картин. Самокиш был не только знатоком Крыма, но и тонким ценителем и знатоком лошадей. Это проявилось в его лучших полотнах и рисунках. В 1935-м он завершает программную работу — «Переход Красной армии через Сиваш». Через несколько лет эту картину отметят Сталинской премией, увидев в ней яркий образец эмоциональной батальной живописи. Экспрессию картины определяют боевые кони!

Самокиш редко писал вождей и полководцев. И на этот раз фигура Михаила Фрунзе, командовавшего боем, заметна не сразу — у левого края холста. Это единственный человек, смотрящий прямо на нас. Мы видим предрассветную мглу. Холодная вода, напряжение боя — всё это ощутимо. Не зря пожилой мастер несколько лет работал над своим крупнейшим полотном. Перекопская эпопея в те времена считалась центральным воинским подвигом всей нашей истории.

Есенин писал:

Хромой красноармеец с ликом сонным,

В воспоминаниях морщиня лоб,

Рассказывает важно о Будённом,

О том, как красные отбили Перекоп.

«Уж мы его — и этак и раз-этак, —

Буржуя энтого… которого… в Крыму…»

И клёны морщатся ушами длинных веток,

И бабы охают в немую полутьму.

А дело было так. Ударная группа 6-й армии форсировала Сиваш в ночь на 8 ноября 1920 года в морозную погоду, при сильном ветре. Сперва пешие разведчики по бродам добрались до проволочных заграждений, принялись резать проволоку, но были остановлены пулемётным огнём. На следующий день красноармейцы овладели Литовским полуостровом. С какого боку ни гляди — важный перекрёсток истории. И картина первостепенная.