Герой Бородина
10 Февраля

Князь Пётр Иванович Багратион заслужил репутацию «льва русской армии». Любимый ученик Александра Суворова, он стал воплощением чудо-богатыря, для которого на войне не существует невыполнимых задач. Участник потёмкинского штурма Очакова, Польской кампании 1794 года, великих суворовских походов 1799 года — Итальянского и Швейцарского. В XIX веке победно сражался с турками и шведами, участвовал во всех антинаполеоновских кампаниях. Всегда был там, где жарче, где труднее. 4 ноября 1805 года во главе 6-тысячного отряда Багратион, выручая армию, даёт под Шёнграбеном бой 30-тысячному корпусу французов. Когда же генерал получил весть об успешном отступлении основных русских сил, он прорвался через окружение и вскоре присоединился к Михаилу Кутузову — с пленными французами и трофеями! В 1812-м командовал 2-й армией. С негодованием подчинялся осторожной тактике военного министра Михаила Барклая-де-Толли. На Бородинском поле Кутузов доверил ему левый фланг, на котором предполагались самые жаркие бои. В упорнейшем сражении за Семёновские флеши, во время очередной контратаки русских, осколком гранаты Багратиону раздробило берцовую кость… Его вынесли с поля боя в бессознательном состоянии. Через две недели непобедимый генерал умер.
Алексей Иванович Вепхвадзе (1921–1982) родился в Тбилиси в семье художника. «Смертельное ранение генерала Багратиона на Бородинском поле» — его дипломная работа. Драматичная батальная картина, созданная вскоре после Великой Отечественной, стала классикой советской исторической живописи. Идёт невиданная по размаху битва, но воины бросились к раненому генералу. Он лежит, расстегнув мундир. Он стремится командовать, продолжать бой. Товарищи — от генералов до рядовых — смотрят на него с сочувствием и ужасом, а Багратион спокоен. В пылу сражения он на своём месте. И конечно, не верит, что очередное ранение станет роковым. Он ещё полон сил и не чувствует себя поверженным. Художник направил на главного героя луч света. Мы знаем, что это последнее сражение полководца, и воспринимаем картину как трагический и величественный похоронный марш.