Воля самозванца
09 Декабря
К этому сюжету художник Василий Перов возвращался несколько раз — под влиянием пушкинской «Капитанской дочки». Он погрузился в историю пугачёвского бунта и воссоздал один из эпизодов времён торжества лихого самозванца. На крыльце помещичьего дома сидит Пугачёв, окружённый толпой своих приближённых. Дворяне, над которыми они вершат суд, как будто люди с другой планеты. Художник подчеркнул опасную пропасть, которая пролегла между аристократами и «мужиками» в XVIII веке. За спинами пугачёвцев на зловещем фоне пожара вырисовываются конструкции виселиц. Один из пленённых дворян выглядит горделиво, непреклонно. А Пугачёв слегка растерян. Он как будто сам удивляется собственному могуществу. Художник несколько раз переписывал картину. И постепенно придал Емельяну Ивановичу черты почти героические. По крайней мере он стал производить впечатление сильной личности. А гордый аристократ в парике исчез... Почему же Перова обуревали сомнения? Наверное, загадка Пугачёва, над которой ломали головы Александр Суворов и Александр Пушкин, заслуживает наших сомнений и колебаний. Прямолинейных диагнозов эта тема не терпит.