Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Было дело на кавказе…

26 Апреля

Изображение картины

Выдающийся художник-баталист Франц Алексеевич Рубо (1856–1926) немало сил отдал изучению Кавказской войны. Несколько картин из истории тех сражений он написал для Кавказского Военно-исторического музея — «Храма Славы» в Тифлисе, созданного в 1888 году русским правительством «для увековечивания подвигов русской армии при завоевании Кавказа, а также русско-турецких и русско-персидских сражений».

В 1888 году Рубо написал картину, посвящённую штурму аула Ахульго, и эта тема так увлекла его, что художник задумал создать панораму — первую в истории русского искусства. В Париже и Берлине к тому времени экспонировались десять батальных панорам…

В ауле Ахульго, на горном плато, находилась ставка Шамиля. В июне 1839-го войска генерала Павла Граббе начали операцию по захвату аула. Горцы превратили Ахульго в неприступную крепость. Оборонялись отчаянно. Русским удалось занять Сурхаеву башню — важную высоту. Но аул продолжал сопротивление. 21 августа Граббе предпринял пятую попытку генерального штурма. На следующий день и над Старым, и над Новым Ахульго развевались русские знамёна. Бежать удалось только двум десяткам горцев, которые спасли своего раненого вождя — Шамиля. Жена и сестра имама погибли, старший сын попал в плен… Среди противников России ходили горделивые слухи о том, что в Ахульго погибли 33 тыс. русских. Это, конечно, огромное преувеличение. Хотя и реальные потери оказались велики: около шестисот человек убитыми, две с половиной тыс. ранеными. Историю решающего штурма Рубо подробно перенёс на огромный панорамный холст. Работа шла в специальной мастерской в Мюнхене. Францу Алексеевичу помогал целый коллектив живописцев. Получилась впечатляющая панорама размером 120х12 м.

Первыми панораму Рубо увидели мюнхенцы, затем её выставили в Париже. Наконец, в 1896 году панорама была представлена в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке в специально выстроенном павильоне. Посетил её и император Николай II, личным экскурсоводом которого стал сам Рубо. В результате правительство приобрело панораму, и её перевезли в Тбилиси. Дальнейшая судьба первой русской панорамы плачевна. К началу Первой мировой она находилась в Петербурге, однако хранили её небрежно, специального помещения не отводилось. Холст пострадал от наводнений. В результате в дагестанском музее оказались лишь фрагменты величественной панорамы. Сравнительно недавно их отреставрировали и выставили в постоянной экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств.