Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Святой адмирал

24 Февраля 2020

Фёдор Ушаков единственный российский военачальник, канонизированный Русской православной церковью. За какие заслуги канонизируют исторических деятелей такого масштаба и кто из них точно не может быть причислен к лику святых? Об этом в интервью «Историку» рассказал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьёв.

По словам отца Владимира, Фёдор Ушаков был уникальной фигурой — одновременно и выдающимся флотоводцем, и искренне верующим, праведным человеком. Последнее обстоятельство сыграло решающую роль в момент обсуждения вопроса о причислении адмирала к лику святых. Это произошло сравнительно недавно — в 2001 году. Тогда и появился в святцах ещё один святой — праведный воин Феодор Ушаков. 

 

Уникальный случай 

Почему было принято решение о канонизации Ушакова? 

— Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был праведным человеком. Он всегда поступал по своей христианской совести, всегда молился Господу. В конце своей жизни, когда был уже в отставке, он полностью посвятил себя Богу. В браке он не был, никаких внебрачных отношений у него никогда не было, он никогда не стремился к богатству, ни блестящей карьеры, ни почестей не искал — всё это в совокупности и дало основания для канонизации. 

Достаточно ли этого для прославления в лике святых? 

— Не будем забывать, что он был ещё и настоящим героем, который свою жизнь, по существу, ежечасно готов был отдать за своё православное Отечество, а значит, и за православие в целом. Ведь Россия к тому времени давно уже была единственной в мире православной империей. Так что, укрепляя позиции Российской империи, он одновременно укреплял позиции православной церкви в мире. Думаю, он и сам именно так понимал смысл своего служения — не как агрессию в Средиземном море, а как борьбу за православие. 

Но вообще говоря, прославление полководца такого уровня, такого масштаба это скорее уникальный случай. Вы с этим согласны? 

— Абсолютно неординарное событие, уникальный случай. В Синодальной комиссии мы постоянно получаем письма, в которых нам задают вопрос о том, скоро ли прославят Суворова… 

И что вы отвечаете? 

— Пока не находится достаточных оснований для этого. 

Почему? 

— Потому что Александр Суворов — фигура более сложная. Такой удивительной однозначности, простоты и чистоты, которая была у адмирала Ушакова, у него всё-таки нет. 

Чего не хватает? Может быть, это позволит лучше понять мотивы канонизации Ушакова? Какие черты Суворова всё-таки вызывают сомнения? Это поведение бытовое, или это недостаточная крепость веры, или это ещё какие-то факторы? 

— Александр Васильевич был очень верующим человеком. Он, безусловно, был настоящим христианином. В этом нет сомнений. И он тоже воевал и тоже за православную веру. Может быть, масштаб его деятельности был значительно больше, чем у Ушакова, и поэтому ему приходилось чаще бывать при царском дворе, а это обычно сильно сказывается на жизни человека и может на него отбрасывать какую-то тень. У него была семья, и эта семейная жизнь была очень драматической. Я не исключаю того, что Суворов был тоже близким к святости человеком. Но однозначно это утверждать пока не получается. Может быть, пройдёт время, выявятся ещё какие-то свидетельства, и что-то изменится. Но с Ушаковым получилось очень просто, потому что ничего, никаких противоречащих канонизации событий в его жизни не было. Праведный воин, и этим всё сказано.

Негласный главный святой военно-морского флота… 

— Естественно. Больше таких нет. И его почитание растёт. Строятся всё новые и новые храмы, часовни в его честь. Он действительно удивительный герой. Ни одного поражения не потерпел. И никогда не старался убивать ради того, чтобы побольше убить… 

 

Типы святости 

Должны ли быть для прославления таких людей светских всё-таки, не мучеников за веру какие-то ещё подтверждения святости, в виде чудес например? 

— Вообще в истории Церкви мы знаем два главных типа святости. Один тип святости связан с мученичеством за веру, и здесь для прославления в лике святых никогда не требовалось никаких чудес. Если человек отдал свою жизнь за веру в Бога, то это всегда признавалось достаточным для его прославления. Хотя очень часто случалось так, что именно от таких мучеников бывали и чудеса — от их мощей, по молитве к ним. И таких примеров очень много: Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский… Но при прославлении не чудеса играли роль, а мученичество. 

Святой праведный воин Феодор Ушаков. Икона храма Николая Чудотворца на крейсере «Аврора». Худ. А.Н. Усалёв. 2007 год

Второй тип святости — различные другие подвиги: это преподобные, святители, благоверные князья. В таких случаях, конечно, важнейшее значение при решении вопроса о канонизации имели чудеса как доказательные свидетельства самого Бога праведности и святости подвижника. Без этого прославление невозможно, требуются чудеса. Конечно, с благоверными князьями и святителями немного сложнее, но всё-таки тоже нужны чудеса. 

Каких-то особых чудес в истории прославления Феодора Ушакова вроде бы мы не находим, кроме невероятной победоносности его военных действий. Так что и в этом смысле это достаточно уникальная ситуация. 

Но получается, чудеса необязательны в данном случае? 

— Да. Потому что он хоть и не мученик, но во время битвы жертвовал своей жизнью. Он бросался в бой, где ему явно грозила смерть, никогда за чужими спинами не прятался, всегда был готов умереть за победу добра над злом, а он именно так понимал смысл войн, которые вёл. 

Вы сказали о том, что в Синодальную комиссию по канонизации часто обращаются по поводу Александра Васильевича Суворова. Есть ли ещё  извините за такой, может быть, светский термин какой-то список людей, которых предлагают причислить к лику святых? 

— Есть. Например, часто обращаются по поводу современного воина Евгения Родионова. 

Который погиб в Чечне? 

— Да. И его имя обсуждается постоянно, но пока канонизация не проходит. Хотя его вполне можно было бы канонизировать. 

Потому что это как раз мученичество? 

— Да, это мученичество за веру, при этом он ещё и воин. Трудность с канонизацией заключается в том, что документов, точно подтверждающих это мученичество, пока нет. Есть свидетельства, и очень яркие: известно, что его мать ездила в Чечню, нашла его тело, отрезанную голову, привезла сюда, погребла здесь, в Подмосковье. О том, что там случилось и привело Евгения к смерти, она узнала со слов убийцы, но никаких других свидетелей казни не было. Он рассказал, что, когда воин Евгений попал в плен к боевикам, те предложили ему снять крест и тем самым спасти свою жизнь, но он отказался это сделать, после чего ему отрезали голову. Эта версия некоторыми членами комиссии подвергается сомнению: может быть, он был умучен не за веру? Поэтому решение о канонизации пока не принимается. 

Но правильно ли я понимаю, что это не окончательный отказ? 

Памятник адмиралу перед собором Святого праведного воина Феодора Ушакова в Саранске

— Я думаю, что не окончательный. Дело в том, что есть ещё третий аргумент при канонизации — это народное почитание. А народное почитание в отношении Евгения Родионова очень большое. В его честь уже строят храмы, причём в России это делать нельзя, хотя и строят часовни тоже, а в Греции можно, и там есть храм в честь Евгения Родионова. 

 

Кутузов, Жуков, Сталин 

Известны случаи достаточно позднего прославления исторических деятелей. Например, Дмитрий Донской и Андрей Рублёв были прославлены пять с половиной шесть столетий после кончины, уже в наше время, в 1990 году. Почему такой долгий срок? 

— Так часто бывает. Очень не скоро был прославлен, например, патриарх Гермоген — спустя 300 лет. И это не единственный случай, а довольно распространённый. Одна из причин в том, что синодальный период, длившийся с 1700 по 1917 год, был очень неблагоприятным временем для прославления святых. За весь синодальный период канонизаций святых было немного. В итоге, как мне кажется, церковное священноначалие и народ просто отвыкли от самой постановки вопроса о канонизации. 

Почему так? 

— Не считали даже нужным. Рассуждали так: «А зачем? И так много святых прославлено, зачем ещё кого-то прославлять?» Всё-таки нужно помнить, что императорская власть была у нас с достаточно сильным немецким компонентом в менталитете, а в лютеранстве святых не почитают. Патриарха не было, а Святейший синод весьма сильно зависел от императора. 

А потом был советский период: тогда Церкви было не до канонизаций… 

— Совершенно верно. Так что около 300 лет можно вычесть из истории канонизации русских святых. И тогда сразу всё делается понятным. 

Русский герой Евгений Родионов. Худ. М.В. Фаюстов. 2009–2010 годы

К тому же каких-то чудес в отношении Дмитрия Донского, конечно, не было зарегистрировано. Сказать, что он умер за веру, нельзя: он был ранен во время Куликовской битвы, но остался жив. Что он в конце жизни был аскетом и подвижником, как, например, Ушаков после выхода в отставку, — такого нам тоже неизвестно. 

В честь великих российских полководцев названы современные награды России, но лишь Фёдор Ушаков удостоился ещё и причисления к лику святых. На фото: орден Ушакова, орден Суворова, орден Кутузова, орден Жукова

Почему о нём вспомнили? В конце XX века Русской церкви нужно было как-то выходить из того периода гонений, который продолжался 70 лет, и нужно было искать какие-то мосты с советской властью. Дмитрий Донской как раз тот государственный деятель, который спас Русь от нашествия Мамая, при этом он сам сражался с мечом в руках на поле брани, был ранен. Это был подвиг за веру и за Русь православную. И этот подвиг был признан в том числе и Советским государством… 

Так что и внутриполитическая ситуация располагала к такому шагу. Впрочем, такое было в истории Церкви и раньше. Потому что наивно думать, что святыми являются только те, кто у нас в календаре напечатан. Это же не так. Только один Бог знает, кто святой, а кто не святой. А люди могут ошибаться. Дело не в том, что Церковь кого-то назначает святым, а кого-то не назначает. Если мы видим эту святость воочию, мы прославляем святого, и это бывает на пользу всем. 

Так, например, было со святым Серафимом Саровским. При этом инициатива прославления, как вы знаете, принадлежала царю, а не Синоду. Синод как раз всячески тормозил процесс канонизации. Непонятно теперь даже почему, но так к тому времени сложились взгляды синодалов. А народу всё было очевидно: к этому времени уже множество чудес было явлено. 

Задам вам совсем наивный вопрос вы уж меня простите! Но есть ведь ещё великие воины Русской земли фельдмаршал Михаил Кутузов, маршал Георгий Жуков. Каждый из них в своё время спас страну от завоевателей. Жуков, правда, партийный билет носил в кармане. Может хотя бы гипотетически сложиться ситуация, когда люди такого масштаба и таких качеств будут прославлены в лике святых, или же всё-таки нет? 

— Гипотетически многое возможно. Но думаю, вряд ли это произойдёт. 

Партбилет препятствует всё-таки? 

— Конечно. Про Жукова даже нельзя сказать, был ли он верующим. И сама его жизнь совершенно не подходит под критерии православной жизни. И то, что он был полководцем и внёс большой вклад в победу над гитлеровцами, ещё не повод для канонизации. В отношении Кутузова есть вопросы, скажем мягко, к его семейной жизни, к его моральному облику, что тоже идёт вразрез с представлениями о праведности… 

Но при этом есть то ли секта, то ли какое-то течение в Церкви, которое даже Сталина пытается прославлять? 

— Нельзя сказать, что это в Церкви. Может быть, какие-то отдельные церковные, но наивные люди так думают, но чтобы течение — я такого не знаю. Сталин был настолько из ряда вон выходящим тираном, деспотом и гонителем Церкви, что непонятно, как можно так прельститься, чтобы сделать из него святого. Я знаю отдельных людей и даже священников, которые распространяют слухи, что будто бы он принял монашество перед войной, что он тайно покровительствовал Церкви и так далее, но это не выдерживает никакой критики. 

Но есть люди, которые, я понимаю, даже создают нечто подобное иконам с изображением Сталина. 

— В наше время неадекватных людей, как теперь говорят, очень много. Это какая-то самодеятельная инициатива, к Церкви не имеющая никакого отношения. 

Беседовал Владимир Рудаков 

 Фото: FINE ART IMAGES / LEGION-MEDIA, НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА, LEGION-MEDIA

Беседовал Владимир Рудаков