Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Основоположница советской школы

21 Января 2019

Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. В 18-летнем возрасте она окончила с золотой медалью частную гимназию в Петербурге, а уже в 22 года стала учителем в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Нарвской Заставой. Пятилетний опыт работы был прерван арестом и ссылкой за революционную пропаганду. Позже, длительное время находясь в эмиграции, под влиянием марксистских идей Крупская сформировала собственное представление о необходимых изменениях в области образования, просвещения и воспитания. Помимо марксизма важным источником, повлиявшим на педагогические взгляды, воззрения и принципы Крупской, стал исторический и современный опыт зарубежной и отечественной педагогики. «Мы имеем богатейший опыт Запада,  США, опыт дореволюционной России. Он должен быть глубже изучен и переработан», говорила она. Переработка этого опыта через призму и под углом марксистско-ленинской теории, по мнению Крупской, заключалась в приоритете коллективного над индивидуальным, общественного над личным, в реализации принципов интернационализма и антирелигиозного воспитания, соединения обучения с производительным трудом, учёте особенностей детей разного возраста, создании детских и юношеских организаций.

После Октябрьской революции она стала работать в Народном комиссариате по просвещению: заведующая внешкольным  отделом, руководитель Главполитпросвета, председатель научно-педагогической секции Государственного учёного совета, член коллегии Наркомпроса. Особую значимость влияния Надежды Константиновны определяло то, что она могла напрямую общаться с главой Советского правительства и своим супругом Владимиром Лениным. Педагогические поиски и новации первых лет после Октябрьской революции и 20-х годов ХХ века явились как бы продолжением строк пролетарского гимна «Интернационал»:

«Весь мир насилья мы разрушим

 До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим...»

Так произошло и со школой. Попытка максимально приблизить школу к трудовой деятельности, к производству, сделать её не «школой учёбы, а школой жизни» привела к запрету всех религиозных дисциплин, фактическому отказу от изучения истории и литературы (реально в рамках обществоведения изучалась история классовой борьбы, история революций и борьба с самодержавием), отказу от системы преподавания предметов. Заимствовали для школы американский метод проектов. Но если в Америке он был индивидуалистичным и повышал уровень знаний конкретного ученика, то в СССР он стал коллективным методом. Группа учеников, реализующих проект, оценивалась по ответу одного школьника, как правило, лучшего. Таким образом, объективности в оценивании остальных было мало. В нач. 1930-х годов от метода проектов отказались.

Крупская выступила за идею всеобщего образования, то есть доступного для детей из различных социальных слоёв (прежде всего из бедных семей); бесплатного образования; совместного обучения мальчиков и девочек; образования, связанного с разнообразным производительным трудом. Советская власть пришла к реализации этих идей постепенно: если в период разрухи в 1920-е годы допускалась оплата за обучение, то с 1930 года вводилось всеобщее и бесплатное обязательное начальное обучение, позже семилетнее. Правда, в 1940 году ввели платное обучение в старших классах школы, в средних и высших учебных заведениях, но в сер. 1950-х годов всё это было отменено.

Проблема с доступностью образования неожиданно вернулась к Крупской в 1920–1930-е годы: теперь школы и вузы не принимали детей дворян, кулаков, священников... Крупская осталась верна своим взглядам: «Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Пожалуй, не требует доказательств, что доступность советской школы стала фактом. 

 С производительным трудом получилось несколько сложнее. Крупская полагала, что человек не должен быть «всю жизнь прикован к какой-нибудь одной узкой специальности, а мог бы применять свои силы в разных областях труда». (В чём-то это напоминает современную систему российского образования, где возможно обучение на уровне СПО, бакалавриата и магистратуры по не связанным друг с другом направлениям подготовки). Однако позже она признала: «Думали, что будет политехнизм, если научить нескольким ремеслам, а получалась большая нагрузка, поверхностное обучение, и ничему в конце концов не обучали. Это все было ошибкой». Так, уже в школьных аттестатах 1930-х годов редко можно увидеть предмет «трудовое обучение». Окончившие семилетку теперь шли в фабрично-заводские училища, которые готовили кадры для индустриализации. Кстати, в какой-то степени это явилось продолжением идеи Крупской об организации профессиональных курсов при фабриках и заводах для получения специальных знаний.

Выдвинула Крупская и тезис об организации бесплатного питания школьников, бесплатной раздачи учебных пособий и одежды. Старшее поколение прекрасно помнит и бесплатное обеспечение всех учебниками из школьной библиотеки, и достаточно бюджетное питание в школьных столовых. Да и сегодня ученики российских школ обеспечиваются учебниками бесплатно, а в начальной школе существуют бесплатные завтраки.   

Крупская предложила также создать широкую систему яслей или материнских школ, чтобы все работающие матери могли туда отправлять малышей. Как известно, в годы Советской власти эта проблема была решена. Нетрудно угадать и в озвученной Крупской идее создания летних школ прообраз пионерских лагерей. Они должны были создаваться для укрепления здоровья детей и трудового обучения. В наши дни также пользуются большой популярностью не только оздоровительные лагеря, но и тематические смены для детей и подростков.

Крупская активно выступала за внедрение в педагогическую деятельность индивидуального подхода к ребёнку, за учёт его особенностей, поощрение талантов. В этом плане она показала серьёзное знание основ возрастной психологии. «Уметь будить в ребятах новые интересы, растить всесторонне развитых людей», знать возрастные особенности восприятия и мышления ребёнка, учитывать слабые и сильные стороны ученика, уважать его труд, учёбу, убеждения, быть примером, не допускать шаблона и уравниловки в подходе к детям, не задавать и не ставить непосильной задачи, которые «только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям», не сводить работу к нравоучениям, одёргиванию и морализаторству таковы рекомендации Надежды Крупской, адресованные учителям, директорам школ, педагогам, активистам.

В плане воспитательной работы мы вполне справедливо называем Надежду Крупскую идеологом коллективизма, инициатором создания пионерской организации, внедрения школьного самоуправления. И сейчас ведётся спор на тему,  а что важнее: «я» или «мы», коллективное или индивидуальное? Как показывает опыт, истина где-то посередине. Человек не может прожить без общества, а общество состоит из индивидуальностей. Крупская полагала, что жизнь в коллективе, конечно же, лучше. При этом Надежда Константиновна не отрицала и индивидуальность. «Индивидуальная работа вплетается в работу коллективную. Тот, кто не умеет индивидуально работать, будет плохим работником и в коллективе». Школа же должна научить умению «ставить себе общественные задачи», «разрешать их коллективно», «вовлекать в свой коллектив новые силы», «договариваться с другими коллективами». По сути, мы видим, что в процессе этой деятельности школьники будут приобретать опыт и навыки коммуникации.

Ставила Надежда Константиновна и вопрос о необходимости создания детских домов для занятости детей во внешкольное время. Мы и сейчас без труда можем догадаться, что речь идёт о современных центрах детского творчества, центрах молодёжи, которые в Советском Союзе именовались дворцами пионеров. В них работали кружки, студии, секции...  Крупская не использовала термин «внешкольное образование», хотя реально такое образование стало формироваться в России во второй пол. ХIХ века. Однако она заложила основы внешкольной работы в государственном масштабе и на уровне государственной системы.

Вопросам школьного самоуправления и пионерского движения посвящено значительное количество работ Крупской. Она исходила из того, что «формы руководства не должны подавлять самостоятельности ребят», но сами ученики должны научиться подчиняться воле коллектива. Пионерские отряды изначально были при комсомольских ячейках фабрик, заводов, учреждений и лишь в 1930-е годы вошли в систему школы. Крупская считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию, но при этом «пионерская организация это организация самих детей, а не для детей».

Да, у Крупской были ошибки, заблуждения, противоречия. Известна её оценка «Крокодила» Корнея Чуковского как «буржуазной мути». О сказке Александра Пушкина «О рыбаке и рыбке» она говорила: «Будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта». В этом состояла, по её мнению, скрытая мораль произведения, «мало имеющая общего с моралью коммунистической». Высказывала она и мысль о том, что в школе должна быть «сказка-правда». Мы вправе задуматься: а такое бывает?

Справедливости ради надо отметить, что Крупской никогда не отказывало здравомыслие. Она могла признать свою неправоту, ошибки, не замалчивала негативные моменты советской школы. В 1926 году Крупская говорила,  что «массовая школа до черта бедна. Она работает нередко в две-три смены... Надо смотреть правде в глаза и учитывать нашу нищету». Надежда Константиновна отказалась от метода проектов и Дальтон-плана, которые оказались несостоятельными в советской школе с коллективными началами.

Отрицая, как индивидуально-ориентированную, методику Монтессори, Крупская считала, что её надо приспособить к нашим российским условиям, взять из неё рациональное зерно. Методика Монтессори очень популярна в системе дошкольного воспитания и образования современной России.

В 1929 году Надежда Крупская обратила внимание на такое явление, как рецидив, или возвращение неграмотности. Подобное стало возможным ввиду отсутствия постоянной работы ликвидационных пунктов по закреплению в дальнейшем знаний. А ведь ответственность в этом процессе лежала и на ней самой.

Борясь с религией, изгоняя её из школы, Крупская действовала не как воинствующий безбожник, а как материалист, понимая, что «естественные науки имеют громадное значение», а школа должна быть светской.

И, конечно же, она была человеком своей эпохи, своего времени. Практически все работы Надежды Константиновны пронизывают идеи марксизма-ленинизма, задачи построения коммунистического будущего, требования идейного содержания в обучении и воспитании. По её мнению, и содержание детских книг должно быть коммунистическим, и воспитывать нужно будущих коммунистов, и учебники должны соответствовать партийным установкам...

С конца 1920-х годов Крупскую назначают заместителем наркома просвещения РСФСР. Она теперь курирует библиотечную работу. А школа в большей степени начинает воплощать сталинский прагматизм и становится вновь «школой учёбы».

Время Крупской это время революции, время ломки прежнего общественного строя. Вдумчиво подходя к процессу, она отмечала, что, «ломая старое, не умеют создать новое».

Роль Крупской в том, что она не побоялась рискнуть, искать новое, внедрить в жизнь то, о чём говорили многие, но так и не реализовали в масштабах страны, в масштабах всего общества и государства. А жизнь ярко показала, что из её наследия осталось в педагогике, а что нет.

Михаил Юдин, кандидат исторических наук