Новости истории и археологии
29 Января 2016
Мы отобрали восемь самых интересных новостей о нашем прошлом — совсем недавнем и весьма далёком.
В Смоленске начал работу «Советский Нюрнберг»
Немецкие военные преступники на скамье подсудимых. Смоленск. 1945 год
Выставка, организованная Российским историческим обществом и Российским военно-историческим обществом, посвящена судам над нацистскими преступниками, которые проходили в СССР в 1943–1949 годах.
В частности, в Смоленске судебный процесс над фашистскими палачами проходил с 15 по 19 декабря 1945 года. Как раз в эти дни работал знаменитый Нюрнбергский трибунал. Отсюда и название выставки — «Советский Нюрнберг». В экспозиции — фотографии, документы, личные вещи фашистских палачей и их жертв, материалы уголовного дела и судебных слушаний.
На скамье подсудимых в Смоленске оказались 10 преступников, участвовавших в массовых расстрелах советских военнопленных и мирных жителей. За годы оккупации в Смоленске погибло 35 тыс. мирных граждан, 90 тыс. было угнано в Германию.
Семерых преступников приговорили к повешению, ещё троих — к длительным тюремным срокам. Приговор привели в исполнение сразу же после вынесения: 20 декабря 1945 года семь военных преступников были повешены на Колхозной площади в Смоленске. Свидетелями казни стало около 50 тыс. жителей города.
Как рассказал руководитель Смоленского отделения Российского военно-исторического общества Игорь Корнеев, аналогичные судебные процессы в сер. 1940-х годов прошли ещё в двух десятках советских городов. 252 военных преступника из Германии, Австрии, Венгрии, Румынии и Японии понесли заслуженное наказание.
Известно, что после Смоленска выставка «Советский Нюрнберг» будет показана в Крыму, а затем и в других городах России, где проходили открытые судебные процессы в отношении нацистов.
В Иерусалиме нашлись неизвестные письма Феофана Затворника
Во время разбора архива Русской Духовной Миссии в Иерусалиме неожиданно обнаружились четыре письма святителя Феофана Затворника архимандриту Антонину (Капустину). Из содержания писем можно понять, что переписка между ними была достаточно обширной. И это вполне понятно, ведь Феофан (в миру Георгий Говоров) и Антонин (в миру Андрей Капустин) были хорошо знакомы ещё по Киевской духовной академии, где оба учились (правда, на разных курсах) в конце 1830-х годов.
Обнаруженные письма Феофана своему давнему знакомому Антонину представляют немалый интерес для исследователей истории русского православия. В каждом письме поднимается разнообразный круг вопросов — как внутрицерковных, так и общеполитических.
Величайший русский святитель, богослов и писатель Феофан Затворник родился в 1815 году. Учился в Киевской духовной академии. 15 февраля 1841 года на последнем курсе обучения принял постриг с именем Феофан. Служил помощником инспектора Санкт-Петербургской духовной академии, ректором Олонецкой духовной семинарии, настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, ректором Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1872 году ушёл со всех постов в церковной иерархии и уединился в Вышенской пустыни Тамбовской епархии, где вдали от мирской суеты занялся литературной и переводческой деятельностью. В 1988 году на Поместном соборе РПЦ причислен к лику святых «как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества».
На месте встречи Петра Великого и калмыцкого хана Аюки установлен памятник
Памятник Петру I в селе Шумейка
Открытие монумента состоялось 13 января в старинном казачьем селе Шумейка Энгельсского района Саратовской области. Как уверяют местные краеведы, именно в этих местах в июне 1722 года произошла историческая встреча российского царя Петра I и калмыцкого хана Аюки.
Встреча проходила на галере Петра I. В июне 1722 года Пётр, направляясь в Персидский поход, сделал остановку на территории нынешней Саратовской области, чтобы повстречаться с калмыцким ханом.
По свидетельствам очевидцев, Аюка приехал на лошади. Пётр I сошёл с судна на берег, ласково встретил калмыцкого хана и пригласил его на борт своей галеры, где представил императрице Екатерине I.
После беседы на борту галеры российский император и калмыцкий хан продолжили общение в ставке Аюки. Пётр I подарил хану дорогую саблю, а Аюка подтвердил желание калмыцкого народа служить русскому царю и в знак своей преданности выделил 400 лучших калмыцких всадников для участия в Персидском походе Петра.
В память об этом событии в селе Шумейка и был установлен бюст Петра Великого. В церемонии открытия памятника приняли участие саратовские чиновники, представители общественности и жители села. Право снять с памятника покрывало предоставили лучшим ученикам местной школы.
Следы «золотого» обоза Колчака нашли на дне алтайского озера
Тайна так называемого золота Колчака до сих пор будоражит воображение исследователей. В течение многих лет энтузиасты пытаются обнаружить его следы. И вот очередная сенсационная находка: изучая материалы городского архива, иркутские археологи наткнулись на несколько листков, оставшихся от записной книжки генерала Андрея Бакича.
В этих листках чётко указано местонахождение обоза, в котором находилось пресловутое колчаковское золото. Судя по записям, обоз, за который отвечал генерал Бакич, ныне покоится на дне одного из глубоководных озёр Чемальского района Алтайского края.
Известно, что адмирал Александр Колчак, провозгласивший себя «Верховным правителем России», имел в своём распоряжении половину золотого запаса Российской империи — 651,5 млн рублей и ещё 100 млн рублей кредитными билетами. Эта колоссальная по тем временам сумма была захвачена в 1918 году в Казани восставшим чехословацким корпусом, а затем передана адмиралу Колчаку.
После разгрома колчаковской армии в начале 1920 года значительная часть золота бесследно исчезла. И вот теперь, после находки в иркутском архиве, исследователи уверены, что вышли на след пропажи.
Дело за малым: поднять золотишко с глубины в несколько десятков метров. Дата предстоящей операции, так же как и точное местоположение предполагаемого «золотого» обоза, держатся в строжайшем секрете.
В Тамбове на территории Спасо-Преображенского собора установят бюст Николая II
Бюст Николая II будет установлен у часовни близ источника
В Тамбове последний русский император был проездом всего один день — 20 декабря 1914 года. Однако пребывание Николая II в городе оказалось весьма насыщенным.
В своём дневнике государь оставил такую запись:
«В 10 час. прибыли в Тамбов. После встречи поехали в собор, знакомый мне по 1904 году. Владыка Кирилл отлично и скоро отслужил литургию. Приложились к мощам св. Питирима и пошли к его колодцу. Заехали в военный лазарет и в поезд к завтраку. После завтрака посетили еще три лазарета и под конец заехали на полчаса к А.Н. Нарышкиной. Она нездорова и не могла выехать из дома. Уехали из Тамбова под отличным впечатлением всего виденного».
Долгие годы территория Спасо-Преображенского кафедрального собора пребывала в запустении. В настоящее время на территории идут реставрационные работы. В планах — вернуть первоначальный облик не только самому собору, но и аллее, которая ведёт от храма к святому источнику, названному в честь чудотворца Питирима Тамбовского.
Именно по этой аллее 20 декабря 1914 года гулял Николай II.
У часовни близ источника и появится бюст царственного страстотерпца. Бронзовый памятник будет отлит в российской национальной скульптурной мастерской «Артпроект» по заказу Тамбовской епархии и Войсковой Православной Миссии.
Чукотский лёд уничтожил китобойный флот США
Останки затонувших китобойных судов у берегов Аляски. Фото NOAA
Американским специалистам удалось при помощи сонаров и другой современной техники найти на морском дне деревянные корпуса двух кораблей, а также якоря, якорные цепи и другое морское снаряжение. Археологи уверены, что это останки китобойной флотилии, затонувшей в Чукотском море близ побережья Аляски в сентябре 1871 года. Об этом сообщило Национальное управление США по вопросам исследования океанов и атмосферы (NOAA).
Исследовав морское дно, специалисты не сомневаются в том, что обнаружили место крушения той самой китобойной флотилии. В неё входили 33 судна. Оказалось, что все они затонули недалеко от берега возле небольшого городка Уэйнрайт.
Напомним, что в конце 1860-х годов, после того как американцы завладели Аляской, они развернули в регионе настоящую охоту за китами. У берегов Аляски орудовал целый флот. И вдруг через несколько лет китобойный промысел в регионе был резко свёрнут.
Теперь, после находки подводных археологов, понятно, что именно послужило тому причиной. Дело в том, что суда, входившие в китобойную флотилию, в сентябре 1871 года попали в ледовую ловушку. Чтобы не погибнуть, капитаны 33 кораблей приняли решение оставить суда, дорогостоящий китобойный инвентарь и прочие грузы и выбираться на чистую воду на вельботах. Замысел удалось реализовать, моряки спаслись из ледового плена. Но суда, зажатые льдами, затонули. Их останки и нашли участники организованной недавно подводной экспедиции.
По мнению экспертов, сумма убытков, которые понесли владельцы китобойных судов, раздавленных льдами, превысила 33 млн долларов. Восстановить китобойный промысел в прежних масштабах так и не удалось.
В горах Адыгеи нашли сундук со знаком «Аненербе»
Экспедиция «Аненербе» в горах Кавказа
Кроме символики нацистской организации в сундуке оказалась и немецкая карта Адыгеи, напечатанная в 1941 году. Изображение отличается поразительной точностью.
Это даёт основание утверждать, что Кавказ представлял для нацистов особый интерес. И как только летом 1942 года немецкие войска прорвались к предгорьям Кавказа, «Аненербе» тут же снарядила в Адыгею экспедицию, снабдив её точнейшей картой местности.
Что конкретно искали нацисты в этом районе Кавказа? Возможно, изучали дольмены, сохранившиеся на территории Адыгеи, или природную радиоактивную аномалию недалеко от Кишинского каньона. А может, пытались отыскать золото Кубанской рады, по слухам, исчезнувшее в окрестных местах во время Гражданской войны.
(Кубанская рада, напомним, существовала с апреля 1917 по март 1920 года, пытаясь лавировать между большевиками, деникинцами и горскими народами Кавказа.)
Так что весьма возможно, интерес «Аненербе» именно к этому району Кавказских гор был продиктован не просто мистикой и эзотерикой, но и чисто прагматическими соображениями.
В Москве хотят напомнить американцам о геноциде индейцев
Здание посольства США в Москве
Группа энтузиастов обратилась в администрацию президента России, Общественную палату РФ и мэрию Москвы с предложением установить в столице мемориал американским индейцам. В настоящее время идёт сбор подписей в поддержку этой акции. Есть и реакция со стороны Общественной палаты РФ: как заявил член Общественной палаты политолог Валерий Коровин, инициатива вполне может быть поддержана.
Место для будущего мемориала предлагается возле посольства США на Новинском бульваре. В интервью РИА «Новости» Валерий Коровин, в частности, заявил:
«Инициатива об установке памятника крайне своевременна как акт, напоминающий, с чего началась история США. Этот памятник должен стать немым укором нынешним американским элитам, которые значительно отступили от идеалистических основ, заложенных в фундамент американского государства».
Речь идёт о признании американскими властями самого факта геноцида коренных народов Америки. Несмотря на то что в период освоения англосаксами североамериканского материка погибло несколько миллионов индейцев, в самих США даже не поднимается вопрос о реабилитации индейцев как коренных народов Америки и о признании их геноцида. Янки предпочитают просто не замечать этой грязной страницы своей относительно недавней истории.
По словам Валерия Коровина, «…Россия имеет право призвать США к покаянию как государство, осуществившее высокоморальный акт признания ущемления прав народов во время Великой Отечественной войны и реабилитировавшее чеченцев, ингушей, крымских татар и другие народы. Без покаяния американского общества невозможно говорить о лидерстве этой страны, США не имеют морального права заявлять о правах и свободах тех или иных народов», — добавил политолог.
Альберт СЕРГЕЕВ
Альберт Сергеев