Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

10 фильмов об истории россии, которые стоит посмотреть. 1953–2000

21 Февраля 2016

1. ГЕРОИ ШИПКИ (1954)

Этот фильм легендарного режиссёра Сергея Васильева (одного из «братьев Васильевых», авторов «Чапаева») можно отнести ещё к «сталинскому» циклу исторических кинополотен. Но фильм создан в 1954-м. Наконец-то массовой аудитории рассказали об одной из самых справедливых войн в истории. Россия воевала за свободу братского народа.

Ключевые сцены снимали в Болгарии, именно там, где шли сражения в 1877–1778 годах… Невозможно забыть Евгения Самойлова в роли Михаила Скобелева. Бравый, энергичный «белый генерал» просто выпрыгивал с экрана в зал, подмигивая персонально каждому зрителю. Запомнился и Георгий Юматов — молодой казак Сашко Козырь, полюбивший болгарскую девушку.

Дружба и боевое братство православных народов не было мифом ни для героев фильма, ни для тогдашних зрителей. Есть в «Героях Шипки» конъюнктурные политические оценки, но главное в этом ярком, цветном батальном фильме — подвиг армии, подвиг полководцев.

На Каннском фестивале 1955 года фильм приняли восторженно, а Сергей Васильев получил приз за лучшую режиссуру.

2. ШЕСТОЕ ИЮЛЯ (1968)

Эта картина стала поворотной в истории киноленинианы. Молодой мастер политической драмы Михаил Шатров написал пьесу и сценарий о событиях лета 1918-го к их пятидесятилетию. За дело взялись не мэтры, а молодые художники: режиссёр Юлий Карасик, актёр Юрий Каюров, сыгравший Ленина в непривычно скупом, жёстком, документальном стиле.

В классическом фильме Михаила Ромма Ленин отказывался пользоваться оружием, у Карасика он привычным жестом берёт браунинг — и все понимают, что ситуация приняла опасный оборот. Эсеровскую Жанну д’Арк — Марию Спиридонову — эффектно сыграла Алла Демидова. После этой роли Спиридонова для советских людей, неравнодушных к истории, из абстракции превратилась в живой образ.

Карасик показал политический кризис без мелодраматического сантимента, без излишнего пафоса. После дискуссии с большевиками о Брестском мире левые эсеры решились на вооружённую борьбу за власть. Арестован Феликс Дзержинский, вооружённые отряды левых эсеров берут под контроль пол-Москвы. Об этом можно было рассказать топорно, а у фильма «Шестое июля» есть стиль.

3. АНДРЕЙ РУБЛЁВ (1966)

У этого выдающегося фильма немало поклонников и критиков. Во многом по «вине» режиссёра Андрея Тарковского в конце 1960-х многих заинтересовала Древняя Русь, а древнерусская эстетика стала проявляться повсюду, от панно в массовых столовых до серьёзных научных трудов. Тарковский вглядывался в судьбу художника, в психологию творчества, но и скрупулёзно создавал ту фактуру XV века, которая ему привиделась. После «Иванова детства» Тарковского числили в гениях, однако столь глубокого размышления о язычестве и христианстве, о смирении и предательстве даже от него не ждали. Последняя, открыто метафорическая новелла фильма — «Колокол» — тронула скрытые струны, провозгласила единство нашей истории. Показала, что не одинок Рублёв и не прервётся нить.

«Тягучая полоса безрадостной, беспросветной унылой жизни, сгущаемая к расправам и жестокостям, к которым автор проявляет интерес натурального показа, втесняя в экран чему вовсе бы там не место», — писал о «Рублёве» Солженицын. Едва ли справедливо. Фильм получился нервный, колкий, единственный в своём роде.

4. ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ (1973)

Это, конечно, не самый серьёзный фильм о царстве Московском, и в нашем списке он «на особом счету». Броские образы — как в комиксе, комические репризы — каскадом, песни — тоже цепкие, праздничные, приморские. Одна из удачных работ Леонида Гайдая — прирождённого комедиографа. Однако эта яркая картина о путешествиях на машине времени приоткрывает эпоху Ивана Грозного.

С иронией, хотя и не без уважения.

И многие из нас представляют первого царя Московского исключительно с профилем Юрия Яковлева. Шутки шутками, но, когда вор Жорж Милославский, притворившись боярином, не отдаёт шведам «Кемску волость», в этом больше органичного патриотизма, чем в ином патетическом монологе о любви к России… Михаил Булгаков в пьесе «Иван Васильевич» не только ёрничал, не только вышучивал актрис и управдомов.

Он утверждал: у нас есть прошлое. И грозный царь Иван Васильевич — не чужой человек для нас. Да просто близкий родственник. Поглядите, как на нашего Буншу похож! А Ростов Великий всё-таки неплохо сыграл роль Москвы XVI века.

5. ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ (1975)

150-летие декабрьского восстания в СССР отмечали с размахом. Режиссёр Владимир Мотыль взялся за сакральную для советских времён тему. И у него получился зрелищный, поэтичный фильм, в котором исторические события показаны фрагментарно, но эмоционально. Требовать от художественного фильма сугубой исторической точности нельзя. На мой взгляд, напрасно режиссёры окарикатурили Николая I и упростили Михаила Милорадовича. Вот Александра I преподнесли не без изящества. При этом фильм пробуждает «чувства добрые», сопереживательные, а это немало.

Критика откликнулась на «Звезду…» кисло. Уж слишком поклонялась тогдашняя интеллигенция декабристам, потому и требовала полного соответствия собственным представлениям об истории. Безоговорочно хвалили только песню о кавалергардах.

Хотя в главном фильм победил: Мотылю удалось представить собственный миф о декабристах, и публика приняла его. С тех пор нам затруднительно судить о тайных обществах начала XIX века, отрешившись от «Звезды пленительного счастья».

6. УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ (1972)

Покорение космоса — самый мирный триумф в истории ХХ века. Режиссёр и сценарист Даниил Храбровицкий представил обобщённый образ конструктора ракет, потому и фамилию ему дали выдуманную — Башкирцев. Фильм не претендует на детальную историческую точность, тем более что речь идёт о засекреченной работе… Однако у Кирилла Лаврова получился истинный подвижник от науки. Это олицетворение советской мечты, которая была достойным противовесом мечте американской.

Он преодолевает препятствия, заряжает соратников энергией и верой в успех. Резкого, ершистого Башкирцева оттеняет мягкий, ироничный академик Огнев в исполнении Игоря Горбачёва. Башкирцев умирает у него на руках — в южной провинции, на обочине пыльной дороги. Он надорвался, отдал всё. Но после череды неудач ему удавалось главное — запуск первого искусственного спутника Земли, а затем — и первые шаги в истории пилотируемой космонавтики.

Для этого, как говорят герои фильма, необходима «промышленная культура» — и по «Укрощению огня» можно получить представления о том, как создавалась советская военная промышленность, подкреплённая научными лабораториями оборонного характера. Фильм снят с размахом и мастерством, достойным космической темы. Вера в человека, вера в технику, которую создаёт человек, — не худшая основа для цивилизации.

7. АГОНИЯ (1974)

Трагифарс Элема Климова о закате империи Романовых долго не выходил на экраны, хотя вроде бы вполне (и даже с перехлёстом!) соответствовал советским представлениям о предреволюционной ситуации. Идеологи побаивались ассоциаций с советскими 1970-ми, однако и тут аналогии просматриваются слабо. Фильм соответствует названию: нам последовательно и натуралистично показывают распад, гниение системы. Кутежи, похоть и коррупция. Это история в кривом зеркале, и в своём жанре фильм снят мастерски.

Яростный Григорий Распутин мало похож на своего исторического прототипа. Но легенду о демоническом Распутине Алексей Петренко воплощает с богатырской силушкой. При этом актёр Анатолий Ромашин в роли последнего русского императора не карикатурен. Он представляет своего героя не без симпатии вопреки обстоятельствам сценария. Всё заканчивается гробом Распутина. Фильм тяжёлый и пристрастный, однако это художественное высказывание, достойное внимания.

8. СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА (1968)

Сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид сочинили свою Гражданскую войну, в которой перемешались Антон Чехов, Исаак Бабель, Александр Дюма, американские вестерны и нашенские каторжные байки. Всё это завертелось в фильмах «Гори, гори, моя звезда», «Красная площадь», «Я, Шаповалов Т.П.»… Однако фильм режиссёра Евгения Карелова «Служили два товарища» даже из этого ряда выделяется.

На редкость органичная картина, в которой не видно швов, не видно режиссёрских стараний. И зритель поверил этому фильму. Когда мы вспоминаем о Гражданской войне, чуть ли не в первую очередь проносятся перед глазами сцены из фильма Карелова. Это и белые офицеры, уходящие в море, но не сдавшиеся. И безногий красный командир на коне. И споры двух товарищей, один из которых — шумный и непримиримый, а другой — молчаливый философ. И конечно, финал, когда поручик Брусенцов на переполненном пароходе покидает Россию, а за ним плывёт конь Абрек. И — выстрел.

Эта сцена напоминает стихи поэта Николая Туроверова: «Уходили мы из Крыма Среди дыма и огня; Я с кормы все время мимо В своего стрелял коня». Вряд ли авторы фильма знали стихи белоэмигранта. Тем точнее попадание в исторический образ.

9. КРАСНЫЕ КОЛОКОЛА. Я ВИДЕЛ РОЖДЕНИЕ НОВОГО МИРА (1982)

Не вовремя вышел этот фильм… Официальная трактовка Октября к тому времени у многих вызывала если не отторжение, то апатию. А через несколько лет, когда сменилась конъюнктура, «Красные колокола» и вовсе списали в архив. Между тем в этом фильме едва ли не самые впечатляющие массовые сцены в истории кино. Только у Сергея Бондарчука затяжные многотысячные массовки превращались в классическую симфонию, в сильный образ. Бондарчук представил не привычный для кинотрадиции взгляд на взятие Зимнего, на подготовку Октябрьской революции.

Мы впервые (не считая фильмов о юности Володи Ульянова) увидели бритого Ленина. Безусого, безбородого. Ведь в октябре 1917-го он в конспиративных целях побрился… За рождением нового мира наблюдает потрясённый американский журналист Джон Рид. В эту роль вжился Франко Неро, звезда европейского экрана. Хотя самое впечатляющее актёрское соло исполнил, пожалуй, Богдан Ступка в роли Керенского.

Ну а музыка Георгия Свиридова — настоящий шедевр оркестрового осмысления истории. В каждой ноте рождается новый мир: тут и тревога, и восторг, и мрачная осень.

10. ВАТЕРЛОО (1970)

Этот фильм иногда воспринимают как эпилог к эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». И действительно, итальянский продюсер предложил советскому режиссёру наполеоновский проект на волне успеха «Войны и мира». Но «Ватерлоо» — не экранизация классического романа. Тут другой жанр — историческая хроника, преимущественно батальная. Именно хроника: фантазии драматурга почти не видны. Крупнейший международный проект с участием «Мосфильма» стал классикой.

Последний акт Наполеоновских войн Бондарчук срежиссировал с затягивающей достоверностью. Лучшая в мире массовка для батальных сцен — Советская армия. Больше двадцати тыс. солдат срочной службы приняло участие в съёмках. Битва при Ватерлоо состоялась на западных рубежах СССР, в Закарпатье.

Американский актёр Род Стайгер, только недавно получивший Оскара, играл Наполеона добросовестно и мощно. Советские артисты запомнились в небольших ролях — как Серго Закариадзе — фельдмаршал Гебхард фон Блюхер, переломивший ход сражения, а возможно, и ход истории.

Более грандиозного батального кинозрелища история не знает. Никогда компьютерная премудрость не заменит Бондарчука, его батальоны красноармейцев, которые обернулись наполеоновской гвардией.

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

Арсений Замостьянов