Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Сыграть "Сильву" и остаться жить

15 Ноября 2023

Воркутинский драматический театр отмечает юбилей. 80 лет назад тогдашний театр Воркутстроя открылся легендарной опереттой Имре Кальмана.

воркута.png

Классики тоже иногда ошибаются. Даже для зрителя театр всё-таки начинается не с вешалки. Сперва ему необходимо купить билет. А чтобы иметь причину это сделать, нужно увидеть на афише интригующее название пьесы, фамилию любимого артиста, режиссёра или драматурга. В крайнем случае – услышать отзывы о спектакле по сарафанному радио. Но с чего театр начинается для тех, кто собирается создать его с нуля?

Константину Сергеевичу Станиславскому и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко судьба явно благоволила. Деловая встреча, устроенная в одном из самых респектабельных московских ресторанов, продолжилась дружеской беседой в родовой усадьбе одного из собеседников, и через восемнадцать часов завершилась составлением обстоятельного «протокола о намерениях», реализация которого у партнёров заняла почти год. Так на свет появился Московский художественный театр. К театру Воркутстроя судьба изначально была куда более сурова, но, с присущей ей иронией, воспользовалась тем же приёмом: у «колыбели» новорожденного и в этом случае стояли две неординарных и страстных натуры. Правда, статусы этих людей, в отличие от отцов-основателей Художественного театра, отличались кардинально.

Инженер-полковник Михаил Митрофанович Мальцев с первых дней войны служил в инженерных войсках – руководил возведением оборонительных укреплений в тылах Резервного, Брянского и Юго-западного фронтов. Весной 1942 года он возглавил 24 управление оборонительного строительства Главного управления оборонительных работ (ГУОБР) НКВД СССР в задачу которого входило инженерное обеспечение боевых действий под Сталинградом. После Сталинградской битвы Мальцев получил новое назначение. Не на фронт, а в тыл – в Заполярье. Но задача снова была боевая – в кратчайшие сроки повысить добычу угля на шахтах Воркутинского угольного бассейна. Он был главной на то время топливной базой в европейской части СССР: на Донбассе ещё хозяйничали фашисты, а Подмосковному угольному бассейну только предстояло набрать обороты после долгого пребывания в прифронтовой зоне. Мальцева, наделённого незаурядными организаторскими способностями, можно сказать, бросили в прорыв.

Михаил Митрофанович был натурой неоднозначной. «Давний работник системы НКВД, волевой, порой беспощадный, а порой рассудительно благожелательный, умеющий подбирать себе работоспособных людей, на Воркуте сразу проявил себя как квалифицированный и энергичный администратор. Вырастало вольнонаёмное население. Посёлок при лагере превращался в город. Начальник комбината, с которого жёстко спрашивали уголь для осаждённого Ленинграда (и он его давал), помнил древний лозунг «Хлеба и зрелищ». В то время, когда население страны голодало, воркутинские вольнонаёмные получали приличные заполярные пайки. Они были, конечно, разными для офицерского состава органов и для бывших заключённых, но и для последних – достаточными, чтобы за них крепко спрашивать работу. А вот зрелища… "Возникали и распадались кружки самодеятельности… Но все это было не то! Растущему городу нужен был театр", – вспоминал о том времени член художественного совета театра Эммануил Котляр, бывший заключённый, оставленный в Воркуте на поселении.

В середине лета 1943 года Мальцев собрал совещание. В частично сохранившейся стенограмме есть фрагмент его пламенной речи: «Здесь, в Заполярье, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, мы должны создать театр яркой зрелищности, весёлый и лиричный, с музыкой лёгкой и красивой, чтобы наши труженики, придя в свой театр, могли отдохнуть, развлечься, полюбоваться зрелищем радующим и бодрящим. Разумеется, в дальнейшем театр должен уделить внимание серьёзным драматическим спектаклям, но открыть его нужно опереттой». То, что шахтёрскому посёлку, который вот-вот станет городом, нужен был настоящий театр, понимал не только грозный начальник Воркутстроя… 

Борис Аркадьевич Мордвинов был учеником и соратником  Немировича-Данченко. В 1920 году он ассистировал своему учителю на постановке знаменитой комической оперы Шарля Лекока «Дочь Анго» в Музыкальной студии Художественного театра. На спектакль ходила «вся Москва», но продержался он недолго: власти решили доверчивую столичную публику оградить от ненужных аллюзий – слишком едко высмеяли остроумные французы свою утонувшую в терроре и ханжестве революцию. Потом Мордвинов был вторым режиссером у Немировича на «Корневильских колоколах» Жюльена Планкета, «Катерине Измайловой» Дмитрия Шостаковича, «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини, «Травиате» Джузеппе Верди. Это была отличная школа.

В 1936-м Мордвинова назначили главным режиссёром Большого театра. Здесь Борис Аркадьевич, к сожалению, успел сделать немного – выпустит вместе с Асафом Мессерером «Спящую красавицу», осуществил первую постановку оперы Ивана Дзержинского «Поднятая целина» и поставил «Жизнь за царя» под новым названием – «Иван Сусанин». Но никакие заслуги не могли служить надёжным щитом от доносов. 15 мая 1940 года его арестовали по обвинению в шпионаже. Вину свою Мордвинов не признал. А в воспоминаниях близко дружившего с ним в Воркуте Эммануила Котляра упомянута и более вероятная причина ареста: публично высказанное сомнение в справедливости известного высказывания Сталина о том, что «Девушка и Смерть» - «штука посильнее, чем «Фауст» Гёте». Великая трагедия была одним из любимейших произведений Бориса Аркадьевича, о постановке одноимённой оперы Шарля Гуно на сцене Большого он мечтал не один год.

Срок был небольшим – три года, но вполне достаточным для того, чтобы вычеркнуть человека из профессионального сообщества и лишить любимого дела. Весной 1941 года Мордвинова этапировали в Воркутлаг. Портовый грузчик, складской рабочий, дневальный в бараке, а по вечерам – репетиции лагерной самодеятельности. Артистов среди заключенных было немало.  Борис Аркадьевич, в надежде спасти коллег от неминуемой гибели и вернуть их к творчеству, не раз обращался к начальству с предложением создать театр, но отклика не находил. Пока в Воркуте не появился Мальцев. 8 августа 1943 года начальник Воркутстроя подпишет соответствующий приказ, присвоив театру имя возглавляемого им учреждения, назначив Мордвинова главным режиссёром и поимённо перечислив состав труппы – двенадцать вольнонаёмный артистов, и девять из числа заключённых. Первый спектакль – «весёлый и лиричный, с музыкой лёгкой и красивой» – нужно было дать 1 октября.

Два месяца на всё. Кое-какой реквизит, костюмы и музыкальные инструменты будущему театру будут переданы из культурно-воспитательной части лагеря. В спешном порядке начнётся перестройка клуба в шахтерском поселке Рудник, с которого в своё время и пошла нынешняя Воркута. По всему Воркутлагу, по окрестным лагерям искали художников, музыкантов, бутафоров, швей. И минимально необходимый штат действительно удалось набрать. Сложнее всего было определиться с постановкой. Мальцев ясно сказал – открываем театр опереттой. Но какой? Откуда здесь, на 67-й параллели, взять партитуру хоть какой-нибудь оперетты? Через два месяца, когда первая премьера новорожденного театра будет иметь оглушительный успех, многие назовут это чудом. И, пожалуй, не ошибутся.

Вместе с Мальцевым в Воркуту прибыл служивший под его началом ещё в Сталинграде инженер-майор Семён (Самуил?) Шварцман. К нему из эвакуации приехала жена – Наталья Глебова, до войны блиставшая на сцене Ростовского театра музыкальной комедии. Одной из любимейших ролей Натальи Ивановны была… Сильва. Вместе с заключённым Теодором Рутковским, бывшим артистом ленинградской оперетты, они за три дня по памяти напели кальмановский шедевр от первой до последней ноты концертмейстеру театра Александру Стояно. Тот написал сначала клавир, а затем и оркестровую партитуру для первых восьми музыкантов.

Репетиции шли с утра до вечера. Артистов-заключенных каждый день, в любую погоду, конвой вёл три с половиной километра от лагеря до театра, а вечером отводил обратно. Никакими привилегиями, кроме возможности заниматься любимым делом в относительном тепле и ещё более относительной «безопасности», у них не было. но деление на вольных и подневольных оставалось за порогом театра. Первые всем, чем могли – хлебом, лекарствами, теплым словом – поддерживали вторых. Все понимали – если они не дойдут до премьеры, заключённых отправят обратно в шахту. 

Драматург Сергей Коробков так и назвал свою пьесу, написанную специально к 80-летию театра – «Сильва» Дойти до премьеры».

Режиссер дирижер и Лен Санна.png

Выбор жанра, учитывая тему, может удивить – «Поэма о театре». Поэзия призвана приподнимать человека над реальностью. А тут – сотни страниц проштудированных документов и воспоминаний, общение с потомками первых артистов, художников, музыкантов. Практически за каждым действующим лицом стоит его прототип, а иногда и несколько. За лаконичным определением «основано на реальных событиях» лежит упорный труд исследователя, выполнившего очень сложную задачу – совместить факт и его художественное осмысление, да так, чтобы рассказ о прошлом не воспринимался как параграф из сухого учебника по истории.

Задачу режиссёра такой подход, конечно, тоже не облегчал. Валерию Маркину и артистам воркутинского театра, удалось синтезировать в пространстве одного спектакля о спектакле две реальности – весёлой классической оперетты и трагичной истории борьбы людей, оказавшихся в невыносимых условиях, за право жить, творить и, главное, оставаться людьми. История нашей страны полна трагичных и мрачных страниц, но раскрашивать её, как пограничный столб, исключительно в белый и чёрный цвета – нонсенс. И юбилей одного из самых северных театров в мире – красноречивое тому доказательство. Театр на 67-й параллели живёт, творит, собирает полные залы. Носит имя своего создателя – Бориса Мордвинова. Потому что все, кто выходил на его сцену за минувшие десятилетия, понимали, что не имеют права подвести тех, кто 80 лет назад сыграл «Сильву» и выстоял. Оглядываясь назад из сегодняшнего дня, пожалуй, можно сказать, что именно «Сильва» стала для этого театра если и не «Чайкой», то во всяком случае «Синей птицей».

 

Виктория Пешкова