Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Фактор непредсказуемости

№131 ноябрь 2025

Год назад, в ноябре 2024-го, Дональд Трамп во второй раз стал президентом США. Что нового мы узнали о нем за это время?

 

 

543478_huge_c0c9f0764b.png 

Дмитрий САЙМС, политолог, ведущий программы «Своя игра» (Первый канал)

 

 

Когда Трамп шел к власти, противники всячески «продавали» тезис о его абсолютной непредсказуемости, которая не позволяет прогнозировать его поступки. Если говорить о нем самом, то отчасти это оказалось так, но лишь отчасти. Да, в тактическом смысле он – человек, склонный к неожиданным импровизациям и небанальным ходам. Но в стратегическом плане его действия отличаются значительным элементом последовательности. Я читал интервью, которые он давал в самом конце 1980-х и начале 1990-х годов: еще в то время Трамп предлагал договориться с Россией. Он отмечал, что Америка имеет дело с великой державой и ей выгодно быть в нормальных отношениях с этой страной, как бы она ни называлась – Советский Союз или Россия. Тогда же он выражал сомнения в целесообразности существования НАТО, после того как распалась Организация Варшавского договора. С его точки зрения, центральная задача американской внешней политики заключалась в следующем: не жертвуя национальными интересами, избежать третьей мировой войны.

За этот год мы увидели, что Трамп знает, где остановиться: он часто начинал с резких заявлений, но, будучи практичным человеком, ни разу не доводил до эскалации, чреватой серьезными последствиями для Соединенных Штатов. По крайней мере, до сих пор у него это получалось. Нам и раньше было известно, что у Трампа обостренное чувство собственного «я» и он очень следит за проявлением к себе максимального уважения, а по возможности – даже поклонения. Но теперь мы знаем, что при этом он человек незлопамятный. Взять хотя бы его отношения с Зеленским. Тот играл активную роль в том, чтобы помешать Трампу стать президентом в 2020 году и затем переизбраться на второй срок. Несмотря на это, Трамп посчитал разумным сотрудничество с ним – без особой симпатии, но и без завышенного градуса неприязни, которая влияла бы на его действия в отношении Украины.

Еще несколько наблюдений. Трамп – человек сложный, нестандартный, но с ним можно взаимодействовать, если учитывать два обстоятельства. Первое: он хозяин своего слова. В том смысле, что как он это слово дал, так он может его и забрать. И второе: для Трампа естественно, когда он имеет дело с главами больших государств, подчеркивать, какие у него с ними хорошие личные отношения. Однако это не значит, что он пойдет навстречу той или иной стране только потому, что уважает ее руководителя. Если он говорит, что искренне уважает Владимира Путина, это не исключает его готовности к достаточно жестким шагам по поводу России.

Впрочем, пока Трамп старается не обострять отношения с Москвой и делает это не из-за каких-то личных симпатий, а потому, что обострение может ему и Америке слишком дорого обойтись.

Последнее особенно важно, поскольку мы видим, как многие западные политики, особенно в Европе, пытаются вынести за скобки российский статус ядерной сверхдержавы. Им это удобно: если бы их избиратели понимали, на какой страшный риск идут их лидеры – риск абсолютно непропорциональный тем периферийным интересам, ради которых это делается, – мы были бы свидетелями настоящего «восстания масс». Сейчас их пытаются убедить, что никакой ядерной войны быть не может, потому что другая сторона – то есть Россия – на это никогда не пойдет и в последний момент дрогнет. У меня такое впечатление, что Трамп не испытывает подобных иллюзий. Надеюсь, он понимает, что Россия не дрогнет и Путин – не тот человек, которого можно взять на испуг.

Однако не будем забывать про необычайный эгоцентризм американского президента, помноженный на неумение создать команду единомышленников, проявившееся еще во время его первого срока. Это открывает возможности для разного рода манипуляций, в том числе и по таким чувствительным вопросам. Тот факт, что он может быть подвержен чужому влиянию, и создает ощущение непредсказуемости Дональда Трампа, о которой так часто говорят.

Дмитрий Саймс, политолог, ведущий программы «Своя игра» (Первый канал)