Застывшая история
№126 июнь 2025
Если есть на свете уголок, напоминающий сказочный Китеж или резиденцию князя Гвидона из сказки Александра Пушкина, то это – Ростов Великий, что на берегу озера Неро
Евгений Тростин
Город десятков куполов и башенных шатров, которые издалека открываются перед путешественником, – один из древнейших в России. В «Повести временных лет» под 862 годом он упоминается среди городов, подвластных князю Рюрику, а в Ипатьевской летописи под 1151 годом впервые назван «Великим» в рассказе о борьбе за киевский стол, развернувшейся между Юрием Долгоруким и его племянниками. Один из соперников Юрия просил его отказаться от притязаний на Киев и сосредоточиться на собственных владениях: «Поеди же у свои Переяславль и въ Курескъ… а онамо [то есть «там»] у тебе Ростовъ Великий». Вплоть до середины XIX века это наименование почти не употреблялось, однако затем и в обиходе, и в краеведческой литературе постепенно стало преобладать.
«Ростовый» град
Финно-угорское племя меря еще в VII столетии основало южнее озера Неро большой укрепленный пункт – Сарское городище. Меряне хорошо владели искусством рыболовства и охоты. Позже в озерном крае появились селения восточных славян, одно из них стало Ростовом. В Неро и сейчас водится рыба, а в IX веке его неглубокие илистые воды были весьма богаты на щук, судака и леща. Озеро – одно из древнейших в России, ему более 500 тыс. лет. По мнению фольклористов, именно в нем жила та самая говорящая щука, которую выловил Емеля.
Со второй половины XI века город становится одной из столиц Ростово-Суздальского княжества, а в 1207–1474 годах – центром Ростовского удельного княжества; впрочем, уже во времена великого князя Василия Темного, в 1420-е, оно вошло в состав Москвы.
Предания гласят, что именно Ростов – родина богатыря Алеши Поповича. Историки предполагают, что его прототипом мог быть Александр Попович, сын священника и доблестный воин, живший в начале XIII века. В 1218 году Александр покинул Ростов и служил киевскому князю, а спустя пять лет сложил голову в битве на Калке, сражаясь с монголами. В 1314 году в селе Варницы близ Ростова в семье боярина Кирилла родился выдающийся земляк ростовцев Сергий Радонежский, игумен Троицкого монастыря и основатель многих обителей.
С древности город был религиозным центром – сначала языческим, потом христианским. Старейший ростовский собор – Успенский. Его основание восходит к X веку – тогда на месте храма стояла одноименная дубовая церковь. Свой высокий – в 60 метров – современный облик он получил в 1508–1512 годах, когда по заказу великого князя московского Василия III его перестроили венецианские мастера. Царица Анастасия, супруга Ивана Грозного, не раз посещавшая ростовские святые места, в 1553-м подарила Успенскому собору собственноручно расшитый покров. В храме сохранились росписи замечательного костромского иконописца XVII века Гурия Никитина.
Озеро Неро
Покровская улица. 1910–1916 годы
Мечта митрополита Ионы
Во времена царя Алексея Михайловича вокруг Успенского собора началось возведение величественного комплекса резиденции митрополита, который мы сейчас и называем кремлем. Сооружали его стараниями епископа Ионы Сысоевича. Будущий митрополит Ростовский и Ярославский родился в деревне Ангелово неподалеку от Ростова. После отстранения от церковной власти патриарха Никона его сподвижник Иона Сысоевич некоторое время был даже местоблюстителем патриаршего престола, но затем его удалили из Москвы. В Ростове он развернул небывалое строительство. Замысел владыки предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами райский сад с зеркалом пруда в центре должен был символизировать небесный град Иерусалим на ростовской земле. Воплотить мечту удалось за три десятилетия – с 1650-х до 1680-х. Таких масштабов каменного зодчества Россия не знала.
Сегодня Ростовский кремль включает Архиерейский (или Владычий) двор и Митрополичий сад. Надвратная церковь Воскресения Христова выполняет роль Святых ворот. Для «пришествия» царя Иона Сысоевич специально построил Государские хоромы, их еще называют Красной палатой, но ни Алексей Михайлович, ни его сын Федор город не посетили. Ныне там размещаются выставочные залы, работает и музейная гостиная, где проводятся лекции.
Главная историческая достопримечательность Митрополичьего сада – храм Григория Богослова на месте утраченного Григорьевского монастыря (или Григорьевского затвора), основанного в XIII веке князем Константином Всеволодичем. В стенах обители располагался уникальный древнерусский «университет», возможно, первое подобное учебное заведение в Северо-Восточной Руси. Здесь изучались философия, богословие, переводились на славянский язык греческие рукописи. Среди выпускников духовной школы, славившейся своей библиотекой, – выдающиеся просветители Стефан Пермский и Епифаний Премудрый.
Западная стена Ростовского кремля. 1913–1915 годы
Архиерейский двор Ростовского кремля
Колокольная столица Руси
Митрополит-строитель Иона Сысоевич также стал вдохновителем и соавтором знаменитых ростовских звонов. Неподалеку от Успенского собора его тщанием возвели звонницу, над которой возвышаются четыре купола. Там-то и размещены легендарные ростовские колокола. Большинство из них было отлито в конце XVII столетия по заказу владыки. 32-тонный колокол-благовестник «Сысой» работы мастера Флора Терентьева получил имя в память отца митрополита. Самое удивительное, что колокольный набор, созданный в XVII веке, сохранился до наших дней – как и традиция исполнения праздничных и будничных звонов, сотни лет передававшаяся «из рук в руки». Их необычайной мелодичностью и благозвучием можно и сегодня наслаждаться в Ростове, они славятся на всю Россию. Также ростовские мастера изобрели сложную систему «голосников» – резонаторов, встроенных в стены храмов. Даже при малом составе хора прихожанам казалось, что переливами голосов громко и гармонично звучит все пространство здания.
После 1917 года за несколько десятилетий колокольные мелодии подзабылись. Традицию ростовских звонов восстановила в начале 1960-х местная учительница литературы и краевед Мария Тюрина, собрав потомственных звонарей. Их искусство стали записывать для грампластинок и фондов радио. Звучат ростовские колокола и в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир».
Звонница Успенского собора хорошо известна по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Управдом Иван Бунша, попавший из ХХ века в XVI, запутался в веревках колоколов и ненароком исполнил песенку «Чижик-пыжик». Киноленту до сих пор вспоминает едва ли не каждый гость Ростова, настолько эффектно и колоритно режиссер Леонид Гайдай превратил Архиерейский двор в обобщенный образ средневековой Руси. Красота ростовских памятников и особая атмосфера города привлекают многих кинематографистов: здесь было создано почти три десятка картин.
После звонницы непременно нужно посетить храм Спаса на Сенях и полюбоваться фресками «с буйством красок». Он был домовой церковью Ионы. А завершить прогулку по Архиерейскому двору лучше всего, поднявшись на Водяную башню. Оттуда открывается вид, ради которого стоит проехать почти 200 км от Москвы: бирюза озера Неро, купола монастырей и колокольни окрестных сел. Это самая высокая смотровая площадка в Ростове.
Колокола звонницы Успенского собора Ростовского кремля
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссер Леонид Гайдай. 1973 год
Настенная роспись в храме Спаса на Сенях. 1670-е годы
Две обители
Но Ростов – это не только знаменитый кремль, но и ожерелье монастырей, которые его окружают. Все они были возведены неподалеку от берега озера и считались великокняжеским и царским богомольем. Старейший из них – Авраамиев Богоявленский (улица Желябовская, 32), известный уже в XIII веке. По преданию, его основал преподобный Авраамий Ростовский на месте капища языческого божества Велеса. Сам Иоанн Богослов явился святому Авраамию и вручил ему жезл, которым монах разрушил идол Велеса. Этот жезл веками хранился в обители. Несколько раз ее посещал Иван Грозный. Перед Казанским походом он долго молился там и взял с собой Авраамиев жезл. А после победы «по вкладу» царя здесь возвели каменный Богоявленский собор. Два храма построили в древнем монастыре и во времена митрополита Ионы Сысоевича – это сохранившиеся до нашего времени Введенская и надвратная Никольская церкви.
Всеобщим почитанием пользовалась и Спасо-Яковлевская обитель (улица Энгельса, 44), основанная в XIV столетии. Правда, сегодня ее архитектурный облик скорее заставляет вспомнить о золотом XVIII веке. Всероссийскую славу монастырю принес, пожалуй, самый известный русский богослов XVII – начала XVIII века митрополит Димитрий Ростовский. Годы его службы пришлись на время, когда последствия церковного раскола ощущались особенно остро. Своей проповедью Димитрий объединял христиан. Он не только составлял жития святых (знаменитые «Четьи-Минеи»), которые читали во всем православном мире, но писал пьесы, мистерии, сочиняя для них и музыку. Такова «Рождественская драма». Ее впервые сыграли в монастырской школе 27 декабря 1702 года. Эту пьесу часто так и называют – «Ростовское действо». После канонизации святителя Димитрия в 1757-м в обитель хлынули паломники. Серебряная рака для его мощей стала даром императрицы Елизаветы Петровны, не раз приезжавшей в Ростов на богомолье. А в конце XVIII века граф Николай Шереметев задумал возвести в монастыре невиданный по красоте собор, посвященный великому богослову, – Димитриевский. Он пригласил московского архитектора Елизвоя Назарова, талантливого ученика Василия Баженова, и тот вместе с крепостными зодчими графа создал настоящий шедевр в стиле классицизма. Строительство началось в 1794 году по случаю рождения сына графа – Дмитрия. Мощные колонны, симметричный и в то же время праздничный образ здания, поразительная лепнина потолочных сводов и эпизоды жизни святого в барельефах – все это стало величественным памятником Димитрию Ростовскому. Но перенос в собор его мощей духовенство не благословило, их лишь на лето перемещали в него из старинного и куда более скромного Зачатьевского собора, в котором, по собственному завещанию, покоится святитель. Уже после смерти Шереметева Спасо-Яковлевский монастырь получил его последний дар – золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами святителя. Поклониться Димитрию Ростовскому приезжали почти все русские императоры от Екатерины II до Николая II.
Ансамбль Спасо-Яковлевского монастыря
Уездный, но Великий
Прогуливаясь по ростовским мостовым, мы как будто на машине времени переносимся в прошлое, в город застывшей истории. «Многочисленные гости древнего Ростова Великого и его жители почти не замечают уникальный памятник культурного наследия, окружающий центральную часть города, – земляную крепость. Между тем эта крепость является наиболее полно сохранившимся на территории Европы фортификационным сооружением староголландской системы. До наших дней дошли почти все валы, бастионы и куртины. Они – посреди ростовских улиц. Часть рвов по-прежнему заполнена водой, – рассказывает Ирина Зубец, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника «Ростовский кремль». – По заказу первого Романова – царя Михаила Федоровича – в 1630-е годы голландский инженер, «земляных дел горододелец» Ян Корнилий ван Роденбург при участии Ивана Волконского за два года построил эту земляную крепость».
Герб Ростова был утвержден в 1778-м Екатериной II, а годом ранее город получил статус уездного. Но его значение для церковной и купеческой жизни было гораздо выше. Сама императрица еще в мае 1763 года совершила паломничество к мощам святого Димитрия Ростовского пешком из Москвы – по 10 верст в день. Веками этот город был мал по населению и промышленному размаху – и в то же время велик.
Главный ростовский сувенир – украшения из финифти. Броши и серьги ручной работы с изящными рисунками эмалью тут можно увидеть повсюду, в любой лавке. Этот художественный промысел зародился здесь в XVIII столетии. В то время ростовские мастера создавали предметы для интерьеров храмов. Знаменитая мастерская по изготовлению эмалевых украшений для богослужебных книг, панагий, иконостасов работала в Спасо-Яковлевском монастыре. В XIX веке в городе начался расцвет кустарного производства финифти, в том числе дамских украшений с рисунками, повторявшими сюжеты известных картин. В 1918 году основали фабрику «Ростовская финифть», которая и в наше время продолжает прославленную традицию. Стоит посетить Музей финифти (Борисоглебское шоссе, 3), где собраны старинные и уникальные образцы этого искусства.
Ну а в доме № 32 на Ленинской улице, в бывшей городской усадьбе, принадлежавшей семье промышленников Кекиных, открыт Музей ростовского купечества. Династия началась в 1615 году, когда некий Аникей Кекин по купчей приобрел половину лавки в сапожном ряду. Основная часть экспозиции посвящена Алексею Кекину (1838–1897) – меценату, купцу первой гильдии, основавшему Ростовскую льняную мануфактуру («Рольма»). Его стараниями в городе обустроили водопровод, восстановили разрушавшуюся церковь Иоанна Богослова. На реставрацию кремля он пожертвовал 27 100 рублей: после 1788 года, когда митрополичью кафедру перенесли в Ярославль, двор Ионы Сысоевича сильно обветшал. В 1885 году, после неожиданной смерти единственного сына, Кекин передал Ростову все свое огромное состояние. В музее можно узнать, как в уездном центре жили деловые люди, ведь Ростов в XIX столетии был преимущественно купеческим.
Кажется, ХХ век не изменил стиль жизни города. Его как будто миновала ускоренная индустриализация. Здесь, конечно, есть заводы и фабрики, найдется и типовая застройка, но она не подавляет исторического образа, сложившегося к концу XVII века. По-прежнему каждая улица ведет к храму и ничто не заглушает колокольного звона. Население Ростова едва превышает 27 тыс. человек – это немногим больше, чем столетие назад. В городе сохранилась неизменная атмосфера русской старины – если не эпохи Ионы Сысоевича, то времен Алексея Кекина.
Ростовские улочки можно неспешно обойти за несколько часов. Но нам не хватит и нескольких дней, чтобы хотя бы бегло познакомиться со всем интересным, что есть в Ростове Великом (такое название было официально закреплено за городом в начале этого года). Поэтому сюда надо возвращаться.
Герб Ростова, утвержденный в 1778 году
Что посмотреть в Ростове Великом
Город у древнего озера славится памятниками русского зодчества разных эпох
Храм Григория Богослова. Ростовский кремль
Митрополичий сад
Рака с мощами святителя Димитрия Ростовского в Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Улица Энгельса, 44
Дом ремесел. 2-й проезд Толстовской набережной, 16
Церковь Бориса и Глеба. Улица Петровичева, 13
Церковь иконы Божией Матери Одигитрии. Соборная площадь, 8
Как добраться?
Евгений Тростин