Враждебная арифметика
№112 апрель 2024
За семьдесят пять лет существования НАТО число его членов выросло с 12 до 32.
Североатлантический договор – учредительный документ военно-политического блока НАТО – был подписан 4 апреля 1949 года в Вашингтоне министрами иностранных дел 12 государств. Членами альянса стали Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция. Первое расширение организации произошло еще при жизни Иосифа Сталина: в 1952-м в блок влились Греция и Турция. 6 мая 1955 года верховодившие в НАТО бывшие союзники по антигитлеровской коалиции своеобразно поздравили СССР и советский народ с 10-летием Победы в Великой Отечественной войне, включив в свои ряды Федеративную Республику Германия (ФРГ). После того как в 1982-м в НАТО приняли Испанию, в западном военно-политическом блоке стало 16 государств.
Лживые обещания западных политиков
Прологом к дальнейшему расширению альянса явились «бархатные революции» в Восточной Европе. 18 октября 1989 года все свои посты вынужден был оставить многолетний генеральный секретарь ЦК Социалистической единой партии Германии Эрих Хонеккер, а через три недели пала Берлинская стена и встал вопрос об объединении ФРГ и Германской Демократической Республики (ГДР). Поскольку речь шла о пересмотре одного из фундаментальных итогов Второй мировой войны, этот вопрос не мог быть решен без согласия Москвы. 2–3 декабря у берегов Мальты состоялись переговоры генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем – старшим, в ходе которых советский лидер пообещал не вмешиваться во внутренние дела государств социалистического лагеря. Но если Горбачев считал эту встречу финальной точкой холодной войны, то американские политики увидели в его отказе от «доктрины Брежнева» возможность укрепить свои позиции в Европе.
Следующий ход сделал министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер. Выступая 31 января 1990 года в баварской коммуне Тутцинг, он сказал: «Изменения в Восточной Европе и в процессе объединения Германии ни в коем случае не должны нанести ущерб интересам советской безопасности». Поэтому, подчеркнул Геншер, НАТО должно исключить любое «расширение в восточном направлении с целью продвижения к советским границам», что означало нераспространение на территорию ГДР военных структур блока после ее объединения с членом альянса ФРГ.
Вскоре в Москву прилетел госсекретарь США Джеймс Бейкер, желавший ускорить объединение Германии. Во время переговоров он уверял Горбачева: «Ни президент, ни я не намереваемся извлекать какие-то односторонние выгоды из тех процессов, которые имеют место». Он отмечал: американцы понимают, что «не только Советскому Союзу, но и другим европейским странам важно получить гарантии, что если Соединенные Штаты сохранят свое присутствие в Германии в рамках НАТО, то сегодняшняя военная юрисдикция альянса не продвинется на восток ни на дюйм». То, что это обещание было дано Бейкером, позже подтвердил Джек Мэтлок, который в 1987–1991 годах был послом США в СССР.
Вслед за Бейкером 10 февраля Москву посетил канцлер ФРГ Гельмут Коль. Он заявил: «Мы считаем, что НАТО не должно расширять сферу своей активности». Заручившись согласием Горбачева на объединение Германии, Коль был так взволнован, что не смог уснуть и пошел гулять по Красной площади.
Запад торопился закрепить успех на бумаге. Уже 13 февраля на конференции «Открытое небо» в Оттаве шесть министров иностранных дел – Эдуард Шеварднадзе (СССР), Джеймс Бейкер (США), Ролан Дюма (Франция), Дуглас Хёрд (Великобритания), Ганс-Дитрих Геншер (ФРГ) и Оскар Фишер (ГДР) – объявили о начале переговоров по вопросу объединения Германии в формате «два плюс четыре» (два немецких государства и четыре державы – победительницы во Второй мировой войне).
11 апреля в Москву прилетел Хёрд. В беседе с недавно избранным президентом СССР Горбачевым он отметил, что Великобритания четко «осознает, насколько важно не предпринимать действий, которые могли бы нанести ущерб интересам и достоинству Советского государства». Таким образом, в 1990 году подобные обещания давали политики и дипломаты всех ведущих стран Запада. Свой вклад в общую копилку внес и генсек НАТО Манфред Вёрнер. «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ, дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности», – уверял он 17 мая. На следующий день в Москве опять побывал Бейкер. Он сообщил Горбачеву: «Наша политика не нацелена на разобщение Восточной Европы и СССР. Такая политика имела место в прошлом. Сегодня же мы заинтересованы в построении стабильной Европы и в том, чтобы осуществить это вместе с вами». Наконец, 25 мая эстафету заверений подхватил президент Франции Франсуа Миттеран. Заявив, что он лично выступает «за постепенное свертывание военных блоков», Миттеран сказал, что Запад должен «создать безопасные условия для вас, а равно и позаботиться о безопасности Европы в целом».
14–16 июля Горбачев и Коль вновь провели встречу, на которой достигли принципиальной договоренности об объединении Германии. 12 сентября переговоры в формате «два плюс четыре» завершились подписанием Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. В тот же день президент СССР и канцлер ФРГ заключили договор, регламентирующий вывод войск с территории бывшей ГДР до конца 1994 года. А вот обязательство нераспространения структур НАТО на восток Горбачев по непонятной причине не потребовал закрепить на бумаге, довольствовавшись устными заверениями руководителей западных государств. Вместо зафиксированных в документах обязательств первый и последний президент СССР получил от Запада Нобелевскую премию мира за 1990 год.
Волны расширения
После ликвидации Организации Варшавского договора и демонтажа СССР многим казалось, что расширения НАТО не будет, ибо в этом нет никакой необходимости. Однако руководившие альянсом американские стратеги, ощутив себя победителями в холодной войне, придерживались иной точки зрения.
Не прошло и шести лет после распада Советского Союза, как США и их сателлиты продемонстрировали всему миру, что в большой политике обещаниям верить нельзя. В июле 1997-го в НАТО были официально приглашены Венгрия, Польша и Чехия. Эти бывшие социалистические страны стали членами Североатлантического блока 12 марта 1999 года – за 12 дней до начала варварских бомбардировок Югославии натовской авиацией в ходе военно-воздушной операции «Союзная сила».
В 2004 году ряды альянса пополнили Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, в 2009-м – Албания и Хорватия, в 2017-м – Черногория, в 2020-м – Северная Македония. 4 апреля 2023 года, в 74-ю годовщину создания НАТО, 31-м членом западного военно-политического блока стала Финляндия. Недавно избранный президентом страны Александер Стубб во время предвыборной кампании заявил, что Финляндия должна принять войска и базы НАТО и разрешить транспортировку через свою территорию ядерного оружия. В марте 2024-го в НАТО вступила Швеция. К 75-летнему юбилею численность членов альянса по сравнению с 1990 годом увеличилась ровно вдвое – с 16 до 32, а с момента учреждения и вовсе почти в три раза.
Олег Назаров, доктор исторических наук