В родной гавани
№111 март 2024
Как в России воспринимают события десятилетней давности? Социологи ВЦИОМ внимательно изучили мнение россиян на этот счет.
Крымская весна 2014 года, как показывают исследования ВЦИОМ, надолго запечатлелась в памяти российского общества. Свою роль сыграло, по всей видимости, наложение нескольких факторов. Прежде всего Крым в советское и постсоветское время всегда воспринимался в России как русская земля, несправедливо и незаконно («проклятый хрущевский волюнтаризм»!) отторгнутая от национального тела. Такая потеря была особенно болезненна потому, что поездка в Крым на отдых и оздоровление обязательно связывалась с лучшими и самыми запоминающимися эмоциями. Всесоюзная здравница по малопонятной причине попала в состав Украины? Что ж, больно, нечестно, но мы готовы это терпеть, пока Украина остается близкой, братской страной.
Однако после первого Майдана 2004 года отношение к Украине, демонстративно взявшей курс «от Москвы», стало меняться к худшему. Осенний опрос 2013 года, проведенный ВЦИОМ еще до начала Евромайдана, показал: больше половины россиян считают Крым русской землей. Вопрос о путях воссоединения полуострова с Россией не ставился, но сам факт народного признания его русским был бесспорным. Таким образом, почва для событий февраля-марта 2014-го была вполне подготовлена. Решение президента Владимира Путина принять Крым в состав Российской Федерации уже в мартовском опросе ВЦИОМ получило безусловную поддержку 74% и условную – еще 22% опрошенных.
Если спустя десятилетие эти цифры и скорректировались, то совсем незначительно. В феврале 2024 года 67% опрошенных посчитали возвращение Крыма безусловно правильным и еще 18% – скорее правильным. Оппозиция этому решению выросла с 3 до 7%. Вероятно, такой рост объясняется уже сегодняшними реалиями, связанными со специальной военной операцией и полемикой вокруг нее. Тем не менее можно уверенно констатировать: цена, которую Россия заплатила за воссоединение с Крымом, оказалась нашему обществу по плечу. Восстановление исторической справедливости, необходимость поддержать и защитить крымчан, стратегические соображения – вот три ключевых аргумента в пользу возвращения Крыма в родную гавань. Интересно, что именно справедливость этого решения была и остается самым значимым доводом в его пользу.
Если мы поступаем справедливо – мы этим гордимся. А если восстанавливаем и блюдем справедливость вопреки чужим интересам, пренебрегаем внешними угрозами – гордимся вдвойне. Именно поэтому главной эмоцией, которую россияне испытывают в связи с возвращением Крыма, является гордость (57% в 2018 году, 63% в 2024-м). Восхищаемся, радуемся, но прежде всего – гордимся. Думается, что эта гордость вполне обоснованна и останется с нами надолго.
Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ