Ленин и теперь?
№109 январь 2024
Как формировался, почему сдулся и сможет ли возродиться культ вождя мировой революции? На эти вопросы в интервью «Историку» отвечает декан исторического факультета РГГУ, доктор исторических наук, профессор Елена Барышева.
Беседовал Анатолий Разумихин
Елена Барышева
«Ленин и теперь живее всех живых» – в этих строчках поэта Владимира Маяковского квинтэссенция большевистского отношения к вождю. Впрочем, восприятие «заветов Ильича» как некоего вневременного наказа последующим поколениям партийных лидеров сыграло с ленинизмом злую шутку. В 1980-е культ рухнул, а Ленин стал героем анекдотов, комиксов и не вполне комплиментарных пародий.
Институт Ленина
– Когда ленинская тематика стала неотъемлемым атрибутом советской действительности: памятники Ленину, профили Ленина, цитаты из Ленина?
– Говоря о зарождении культа вождя мировой революции, нужно иметь в виду, что сам Ленин, безусловно, был харизматичной личностью и люди, особенно из ближайшего окружения, всячески его превозносили еще при жизни. Но это касалось не только ближнего круга вождя. Не случайно первые памятники Ленину в провинциальных городах начали устанавливать чуть ли не в 1919 году. Речь идет, конечно, не о монументальных произведениях, а о простеньких гипсовых бюстах. Известен факт: на ткацкой фабрике в Тейкове под Иваново-Вознесенском [ныне Иваново. – «Историк»] в 1922-м выпустили серию головных платков, на которых изображались важнейшие эпизоды советской истории, а по углам были портреты Ленина и других деятелей партии. В 1922 году праздновалось пятилетие Октябрьской революции. И хотя к славословиям в свой адрес Ленин относился критически, что показал в том числе его 50-летний юбилей, в прессе они уже тогда присутствовали.
Этапным стал 1923 год, когда партия приняла решение о создании Института Ленина. Именно в это время, весной 1923-го, у Ленина случился очередной инсульт, он был уже очень серьезно болен и отошел от дел. Тогда и появилось и стало всячески культивироваться понятие ленинизма как некоего учения, которое фактически легитимировало строительство нового общества по лекалам Ленина, но уже без Ленина. Первоначально институт создавался для сбора рукописей и научного издания собрания сочинений вождя, а затем, после его смерти, был призван стать базой для «изучения и распространения ленинизма среди широких партийных и беспартийных масс».
Что касается портретов Ленина, то их засилье возникло с середины 1920-х годов. Тогда от самодеятельных театрализованных представлений в виде живых живописных панно под названиями «Заводы – трудящимся», «Солнце свободы» и так далее, когда рабочие представали перед зрителями то с винтовкой, то с молотом или Красная армия одерживала победу над мировым капиталом, перешли к более привычным для нас формам демонстраций. Эти демонстрации организовывались сверху, по заранее утвержденной программе, и здесь видное место, естественно, заняли многочисленные портреты вождей – в первую очередь Ленина. Но в общем и целом можно говорить, что культ как таковой начал складываться еще до смерти основателя Советского государства.
– Зачем большевистским вождям понадобилось создавать, а самое главное, поддерживать этот культ?
– Тут ничего нового они не изобрели: культ вождя – явление, известное с глубокой древности. Культ Ленина создавался партийными деятелями сознательно: с его помощью, с опорой на авторитет вождя революции можно было легитимировать свои собственные поступки, свою собственную власть. Особое значение это приобрело в условиях развернувшейся после смерти Ленина внутрипартийной борьбы, когда каждый из лидеров хотел доказать, «кто более матери-истории ценен». В дальнейшем, при Иосифе Сталине, который вышел победителем в этой борьбе, был взят на вооружение тезис, согласно которому «Сталин – это Ленин сегодня», как сформулировал в своей книге, написанной в 1935 году, французский писатель-коммунист Анри Барбюс. Новому вождю нужно было показать, что партия и он сам сохраняют верность заветам Ленина.
Так родилась яркая легенда о безупречном во всех смыслах вожде, учителе, человеке. И герой легенды должен был прийти в каждый дом. Культ приобретал едва ли не религиозный оттенок, и портреты Ленина появлялись во всех избах, сельсоветах, школах, на заводах, а памятники и бюсты – в парках, на городских площадях и просто во дворах.
Культура культа
– Сталкивались ли культ Ленина и возникший позднее культ Сталина? Как вы считаете, они соперничали или все-таки больше друг друга дополняли?
– На мой взгляд, скорее дополняли, чем соперничали, потому что Сталину было выгодно демонстрировать преемственность. Схема вполне логичная: вот великий предшественник, авторитет которого незыблем, и вот великие продолжатели его дела.
– Культ Сталина впоследствии осудила сама партия. А когда начал сыпаться культ Ленина?
– В 1970-е годы уже можно было наблюдать некую коррозию ленинского культа. Причем этот процесс начался сразу после пышных торжеств по поводу столетия вождя. То ли в рамках юбилея немного переборщили и люди просто подустали от славословий в адрес Ленина, то ли сама жизнь стала опровергать некоторые догмы, которые раньше казались несокрушимыми. Тем не менее в 1980-е, во время перестройки, партия, а вслед за ней и общество опять обратились к Ленину, пытаясь понять, почему история не пошла по пути ленинских заветов.
– А когда окончательно угас культ Ленина? Почему это происходит?
– В годы горбачевской гласности у партии обнаружились такие скелеты в шкафу, что создатель этой партии из фигуры почитаемой превратился в человека, виновного чуть ли не во всех бедах страны. Разочарование в Ленине – это еще и разочарование в «советском проекте» и СССР как таковом. А также, наоборот, наивная вера в то, что разрушенный им капиталистический строй и есть панацея для нашей страны.
Но я бы не стала говорить об окончательном угасании культа Ленина. Ведь сейчас, мне кажется, идет обратный процесс. Все больше людей интересуются и историей большевиков – то, чего не было в предыдущие десятилетия, – и идеями Ленина, и в целом советским периодом, самим проектом создания социалистического государства. Видимо, это такой циклический процесс.
– Как вы думаете, с чем связан нынешний интерес к Ленину и Советскому Союзу?
– Прежде всего выросло целое поколение, не испытавшее того самого разочарования, о котором я говорила. Да и у старшего поколения давно уже нет той эйфории, которая его охватила в конце 1980-х – начале 1990-х по поводу крушения советского строя и, самое главное, СССР. Наша оценка и перестройки, и последовавшего в результате развала Советского Союза изменилась.
– Наверное, и тот самый вожделенный капитализм, который со стороны выглядел притягательным и внушающим социальный оптимизм, на деле оказался куда более сложным явлением.
– Сейчас люди понимают и охотно используют все его сильные стороны. Но при этом они неизбежно сталкиваются если не со «звериным оскалом», как писали советские пропагандисты, то по крайней мере с его иногда неприглядными сторонами. И поэтому Ленин, да и в целом история СССР многими видятся некой альтернативой – бездарно упущенной реформаторами в начале 1990-х.
– То есть речь идет о солидарности не с революционными методами большевиков, а скорее с их критикой капиталистического строя?
– Думаю, да. И отсюда интерес к Ленину, который часто воспринимается как один из главных критиков капитализма и адепт социальной справедливости.
Здание Института В.И. Ленина при ЦК ВКП(б). 1931 год. Сейчас в этом здании располагается Российский государственный архив социально-политической истории
Как вы считаете, деятельность Владимира Ленина принесла России больше пользы или вреда?
(% от тех, кто знает, кто такой Ленин)
Источник: ВЦИОМ, апрель 2022 года
Анатолий Разумихин