Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Березовский узник

№107 ноябрь 2023

Волею судьбы «полудержавный властелин» закончил жизнь в одном из самых глухих уголков тогдашней России. Вскоре там оказались и те, кто его сверг.

 

Знаменитую картину Василия Сурикова знают все, а вот где находится Березов, пожалуй, немногие. Сейчас это райцентр в Ханты-Мансийском автономном округе: от Санкт-Петербурга по прямой – примерно 2000 км.

«Тюрьма принца Меншикова» в Березове. Голландская гравюра. 1779 г..jpg
«Тюрьма принца Меншикова» в Березове. Голландская гравюра. 1779 год

 

На краю света

Крепость Березов, где в августе 1728 года оказался Александр Меншиков с семьей, была основана в 1593-м на месте хантыйского поселения Сумгутваш, что означает «город берез». Она стала русским форпостом и центром сбора ясака (дани) на берегах Северной Сосьвы, впадающей в Обь. В 1719 году здесь случился большой пожар, уничтоживший все постройки. Уцелел только расположенный на отшибе Воскресенский мужской монастырь, но в 1723-м он был закрыт «за малолюдством». Вскоре в опустевших монастырских строениях по указу Петра I учредили тюрьму для государственных преступников. Ее узниками и стали ближайший друг и сподвижник первого российского императора и трое его детей. Жена бывшего светлейшего князя Дарья Михайловна до Березова не доехала, скончавшись по пути в ссылку в селе Верхний Услон под Казанью…

Для проживания заключенных отвели недавние монастырские жилые помещения. Неподалеку Меншиков возвел вместе со слугами маленькую церковь, освященную во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Там по воскресеньям священник проводил службу, а Александр Данилович, ставший в ссылке очень богомольным, выполнял обязанности пономаря. Эта тихая жизнь продолжалась недолго: 12 ноября 1729 года Меншиков скончался и был похоронен рядом с Богородице-Рождественской церковью. Его старшая дочь Мария, бывшая невеста императора Петра II, пережила отца всего на месяц. Сын Александр и дочь Александра выжили, несмотря на бушевавшую оспу, и были возвращены из ссылки в 1731 году после прихода к власти Анны Иоанновны.

Та же Анна отправила в Березов новую семью узников – князей Долгоруковых. По иронии судьбы люди, внесшие едва ли не главный вклад в падение Меншикова, вскоре последовали за ним. Глава семейства Алексей Долгоруков умер в ссылке в 1734 году, а его сына Ивана мстительная Анна вернула из Березова только затем, чтобы обезглавить. Сестра Ивана Екатерина Долгорукова, еще одна несостоявшаяся супруга Петра II, обрела свободу в связи с восшествием на престол Елизаветы Петровны в 1741-м. «Березовский рок» настиг и другого «губителя» Меншикова – графа Андрея Остермана. Он отправился в ссылку в следующем, 1742 году по велению Елизаветы (указ о смягчении наказания зачитали ему после инсценировки казни), прожил в Березове с супругой пять лет и был похоронен в 1747-м у той же Богородице-Рождественской церкви. В 1764 году по вине пьяного служителя деревянная меншиковская церковь сгорела и позже была восстановлена в камне.

ba83290b7e3d5595dd9610b8ea33fbf8.png
Памятник Александру Меншикову в Березове, установленный в 1993 году. Скульптор А.Г. Антонов

Ссылка Меньшикова_оконч.jpg
Маршрут Александра Меншикова из Санкт-Петербурга в ссылку. 11 сентября 1727 – 17 августа 1728 года

 

В поисках могилы

Рост интереса к русской истории в начале XIX века привлек внимание к последнему приюту Меншикова. Выяснилось, что после пожара и перестройки церкви могилы фаворита Петра Великого и других знаменитых узников утеряны. В 1825 году историк и тобольский губернатор Дмитрий Бантыш-Каменский начал поиски меншиковской могилы. По его просьбе березовский городничий Андреев провел изыскания, и местный житель рассказал, что знал некоего Матвея Баженова, умершего в 1797-м в возрасте якобы 107 лет. От Баженова, участвовавшего в погребении Меншикова, ему и стало известно место захоронения. Оно находилось в 20 метрах от берега Сосьвы на косогоре, недалеко от фундамента сгоревшего в 1806 году дома, где жили Меншиковы.

30 июля 1825 года могила была вскрыта в присутствии городничего, и в выдолбленном из дерева гробу обнаружилось отлично сохранившееся в вечной мерзлоте тело человека, который, по рассказу Бантыш‑Каменского, «как будто покоился в объятиях глубокого сна». Не истлели халат и стеганая шапочка с платком под ней, а также зеленые остроконечные туфли на высоком каблуке. После осмотра Андреев распорядился снова закопать гроб и отправил отчет губернатору. «Городничий донес мне, что открыл место погребения, но не ручается, действительно ли усопший был Меншиков», – писал Бантыш-Каменский. Он решил установить истину и 6 января 1827 года лично явился к месту захоронения. «По раскрытии гроба я узнал в усопшем знаменитого полководца времен Петра Великого по фамильному портрету, прежде бывшему у меня. При сем г. городничий Андреев объявил мне, что тело бывшего князя Меншикова переменилось против прежнего, почернело; сукно, позумент, шелковое покрывало подверглись тлению», – отмечал Бантыш-Каменский. По его просьбе инспектор врачебной управы спустился в могилу и снял с останков нательный крест, бант из ленточки и частицу волос с брови для отправки всего этого правнуку и тезке фаворита генералу князю Александру Меншикову. Затем гроб вновь засыпали землей и установили вокруг могилы деревянную решетку.

Вскрытие имело неприятные последствия для любознательного губернатора: молва донесла до столицы слухи, что он надругался над прахом. В итоге по приказу Николая I от чиновника затребовали объяснений. Словам историка о желании отыскать могилу «знаменитого изгнанника» и поставить ему памятник не поверили, и император велел передать ему: «Любопытство ваше было по крайней мере неуместно». В конце концов Бантыш-Каменского отозвали из Сибири и отдали под суд за некие «злоупотребления», но позже оправдали. 

 

Новые версии

На этом история с могилой Меншикова не закончилась. В 1842 году будущий член Русского географического общества, а тогда смотритель Березовского народного училища Николай Абрамов решил расспросить о ней местных жителей, в том числе участников вскрытия захоронения. Он пришел к выводу, что городничий раскопал тогда могилу не Меншикова, а кого-то другого. Прежде всего потому, что раскопки велись у Спасской церкви, в то время как сподвижника Петра, по словам березовцев, похоронили у Богородице-Рождественской. Еще одним доводом стало то, что при вскрытии гроба была обнаружена женская, а не мужская одежда – халат, платок на голове, туфли на высоком каблуке. К тому же длина выдолбленной части гроба (2 аршина 6 вершков) была меньше роста Меншикова, составлявшего 2 аршина 12 вершков. Наконец, очевидцы вскрытия утверждали, что на большом гробу стояли два маленьких, о чем городничий почему-то умолчал. Абрамов записал местную легенду, согласно которой дочь Меншикова Мария родила близнецов от тайного брака и умерла вместе с ними. Он предположил, что их останки и были тогда найдены, а захоронение самого Меншикова смыла Сосьва во время разлива.

С тех пор могилу больше не вскрывали, но в 1993 году березовский краевед Владимир Елфимов привел в порядок обветшавшее захоронение, которое обозначил как предполагаемое место погребения Марии Меншиковой. Тогда же в поселке Березово появился памятник «полудержавному властелину», однако попытки найти его останки или хотя бы следы построенной им церкви пока не увенчались успехом.

Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук