Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Урок для России

№102 июнь 2023

Беседовал Владимир Рудаков

TASS_29830201 1.jpg
Пороховский Тихон (Шевкунов)

 

Византийская история долгие годы – в советское и постсоветское время – была далеко на периферии общественного внимания, оставаясь уделом лишь историков-византинистов. Все изменил фильм владыки Тихона, возродивший интерес к этой теме. Как возникла сама идея – через историю Византийской империи начать разговор о непростых исторических судьбах России?

 

Интерес к «Новому Риму» 

– Ваш фильм, вызвавший огромный общественный резонанс, вышел 15 лет назад…

– Неужели уже 15 лет прошло?

 

– Это был – без преувеличения – далекий 2008 год.

– Трудно поверить.

 

– Фильм возродил угасший было интерес к истории Византийской империи…

– В каком-то смысле вы правы. Но вообще интерес к Византии возродил, конечно же, не я и не мой фильм. В 1943 году – в самый разгар Великой Отечественной войны – исследования по истории Византии возродил Иосиф Виссарионович Сталин. Представляете? Еще не случился перелом в войне, казалось бы, только Византией и осталось заниматься! Тем не менее именно тогда в Институте истории Академии наук СССР была создана группа по изучению истории Византии под руководством выдающегося историка-медиевиста, в будущем – академика Евгения Косминского. В 1947-м был возрожден «Византийский временник» – ведущее научное византиноведческое издание, выходившее с 1894-го и в 1927 году закрытое за ненадобностью большевистской властью.

Сталин отчетливо понимал: знание истории – это знание будущего. Понимал, что ретроспектива в значительной степени определяет перспективу. Осознавая, что историческая Россия – государство, по многим своим параметрам выросшее из Византии и генетически связанное с ней, глава государства начал присматриваться к этой великой цивилизации.

 

– Удивительная история для 1943 года!

– Согласен с вами. Но тут был, видимо, и вполне прагматичный расчет. Сейчас есть область медицины, которая занимается историей болезни пациента с учетом анамнеза его предков. Специалисты изучают, какими болезнями болели его близкие и дальние родственники в нескольких поколениях, и это оказывается очень важно, чтобы определить диагноз человека, выбрать методы лечения. То же самое и с Византией: история ее болезней имеет непосредственное отношение к нам.

Византийская империя просуществовала более тысячи лет. Существовала по-разному, проделав путь от могущественнейшего в мире государства – наследника Рима и «Нового Рима», как его называли современники, – до, по сути, небольшого клочка земли на побережье Босфора. Но, как бы то ни было, эта цивилизация дала громаднейший толчок развитию мировой культуры, в том числе России. Поэтому, изучая Византию – даже так, публицистически, как в фильме, о котором мы говорим, – мы очень много узнаем о России. Те, кто смотрел этот фильм внимательно, увидели в нем не только рассказ об истории Византии, но и размышления о нашей, российской истории. В том числе и о нынешних событиях.

 

– Как вы оцениваете сейчас, спустя 15 лет, отклик на этот фильм? Ведь была широкая дискуссия: правые, левые, либералы, консерваторы – все откликнулись…

– Я был очень доволен этой дискуссией и рад, что люди разных мировоззренческих направлений дискутировали по поводу того, что мы хотели до них донести. Помню, фильм вызвал непримиримую критику со стороны либерального сообщества. Но это и хорошо, значит, мы попали в болевую точку. Мне кажется, «Византийский урок» внес свою лепту в осмысление тех процессов, которые происходили тогда в России.

Comnenus_mosaics_Hagia_Sophia.jpg
Мозаика собора Святой Софии в Константинополе

 

История болезни

– Что вы сейчас считаете самым важным в этом фильме? Почему Византийская империя пала? Что явилось основным фактором ее гибели из того множества причин, о которых вы говорили?

– Вы правы, конечно, имело место множество факторов, и трудно выделить какой-то один. Да, любое государство дряхлеет. И как любая старость, дряхление государства сопровождается множеством болезней. Но государство, которое начинает некритично заимствовать даже что-то нужное – идеологические, культурные, технологические новшества, не оставаясь при этом самим собой в духовном смысле, критически подрывает свои силы, оказывается марионеткой в руках внешних сил, других государств. Пожалуй, это главное.

Поэтому наша особенность – именно в независимости. Не в том, что мы ходим в русских кафтанах и сарафанах, а именно в независимости, самостоятельности, готовности отстаивать собственные интересы. А когда мы свою культуру, свое мировоззрение подстраиваем под мировоззрение других стран, мы неизбежно впадаем в зависимость от них – и идейную, и культурную, и мировоззренческую. В зависимость целеполаганий, если угодно. И это всегда оборачивается бедой.

 

Стоит только ослабнуть иммунитету, стоит только чужеродных агентов допустить в организм – и начинаются сбои. Поэтому важно быть в высоком тонусе

 

– Примеров тому – великое множество.

– Безусловно. В свое время в России увлекались французами, французской культурой, превозносили «французиков из Бордо», и в итоге мы были наказаны Францией. У нас был период увлечения Германией, увлечения немецким, и мы были наказаны «тевтонами», как говорили тогда. Было и остается у нас и обожание англосаксонской культуры и даже не столько англосаксонской, а в первую очередь глобалистской модели мира. И вновь это пагубное увлечение привело к наказанию. А наказание – это «наказ», по-славянски – «научение», «учеба». Эта учеба ведет через противостояние любой такой навязанной культуре и таким силам. Это универсальный исторический закон. Вот почему историю надо знать. Вот почему на историю всегда надо обращать внимание. Ведь, вглядываясь в прошлое, мы устремляемся к будущему, корректируем свою жизнь…

 

– После «Византийского урока» вы сняли фильм «Гибель империи. Российский урок»…

– Это 18 коротких серий. Фильм прошел по телевидению, выложен в интернете. Это уже наша собственная история, когда Российская империя – огромное, мощнейшее государство, побеждавшее в Первой мировой войне, являвшееся четвертой-пятой экономикой в мире (мы делили это место с Францией), – вдруг рухнула в одночасье. В 1917-м страна была ввергнута в кровавый, страшный водоворот ужасающих событий.

 

– Когда вы снимали и «Византийский», и «Российский урок», вы, безусловно, имели в виду, что эти вызовы, эти риски, эти уроки актуальны и для современной России…

– Да, конечно.

 

– Правильно ли я вас понимаю, что эти риски вообще перманентны, что невозможно в какой-то момент расслабиться и почивать на лаврах?

– Именно так! Болезни в нас всегда. Стоит только ослабнуть иммунитету, защитным свойствам организма, стоит только чужеродных агентов допустить в организм – и все, возникают болезни. Начинаются сбои. Смогут ли организм и его иммунитет устоять – большой вопрос. Поэтому важно быть в высоком тонусе. Это не значит, что мы должны отгородиться от чужой культуры. Мы любим великую западную культуру, отдаем должное ее технологиям. Но без того, чтобы укреплять прежде всего свое самосознание, свою экономику, ничего не будет. Мы будем слабы. И внедряемые – нами самими в первую очередь – инородные идеологические, технические ингредиенты будут влиять на нас. А ведь они двояки по своему влиянию: они и помогают, и они же нас ослабляют. Когда мы бездумно заимствуем, берем все это в готовом виде, наши собственные силы расслабляются, наш интеллект оскудевает, наши возможности падают…

dreamstime_xl_224566414 1.jpg
Квадрига Святого Марка, ранее украшавшая константинопольский ипподром и вывезенная в Венецию в 1204 году после взятия Константинополя крестоносцами

Российский плакат 1914 года 1.jpg
Антанта. Российский плакат 1914 года

Нет ничего плохого в дружбе с западными странами. Но ведь с их стороны это всегда использование! Перед Западом стояла и стоит цель полного, абсолютного ему подчинения

 

Запад есть Запад

– В 2008 году ваш фильм шел против мейнстрима, поскольку вы говорили о ненависти Запада к Византии, и мы все понимали, что речь идет о Западе как о некой силе, которая враждебна и по отношению к нам…

– Да. Запад при всей нашей любви к его культуре, науке, технологиям всегда будет выступать противником России, всегда будет выступать за ее ослабление.

 

– Почему? Что лежит в основе этого?

– Во-первых, конкуренция. Во-вторых, перед Западом стояла и стоит цель полного, абсолютного ему подчинения. Нет ничего плохого в дружбе с западными странами. Но ведь с их стороны это всегда использование! Мы же видим, как дешево получали они наше сырье. Но даже не это важно. Какова их цель? Использование России в будущей войне с Китаем. Конечно, сейчас главный противник Запада – Китай, а не Россия. Совершенно ясно, что единственное, чем можно ослабить Китай, притом что ни одна из попыток ослабить его изнутри так и не удалась, – это война. Россию пытались использовать как плацдарм для решения этой задачи.

Точно так же было в 1914 году, когда Российскую империю пытались использовать против Германии – лидера тогдашней Европы. Кстати, за участие в этом Россия должна была получить в результате победы в Первой мировой войне Босфор, Дарданеллы, всю Северную Турцию, Константинополь, острова в Мраморном море, практически протекторат над Сербией, протекторат вместе с Великобританией над Святой землей, огромную контрибуцию от Германии и Австро-Венгрии. Но для Запада – для тогдашних наших «партнеров» и союзников по Антанте – это было совершенно неприемлемо, и поэтому они устроили – с помощью наших либеральных элит – революцию. Россия тогда поддалась на это. Мы оказались слабы. И произошла Февральская революция, в результате которой были отменены вышеперечисленные договоренности. Понимаете, они добились своего. Им надо было ослабить две страны – Германию и Российскую империю, и они этого добились. Это был сильный ход Запада. Когда произошла Февральская революция, британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж изрек, что одна из целей Великобритании в этой войне достигнута: Россия не получит тех преференций, которые должна была получить, не сможет усилиться.

 

– Как вы считаете, за эти 15 лет мы смогли усвоить уроки, о которых шла речь в вашем фильме?

– Несомненно! Но, к сожалению, не все. Вместо того чтобы осознать необходимость жить своей жизнью, мы все равно продолжали во многом танцевать под дудку наших западных «партнеров», думая, что все будет по-честному. Никогда так не будет, к великому сожалению. Только сейчас мы начинаем это понимать.

объявление войны с германией 1.jpg
Император Николай II с балкона Зимнего дворца объявляет о начале войны с Германией. 20 июля 1914 года

2 1.jpg
Кадр из фильма «Гибель империи. Византийский урок». 2008 год

Владимир Рудаков, главный редактор журнала «Историк»