Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Магистрали Победы

№100 апрель 2023

К тридцатилетию ПАО «Транснефть» – давнего и верного партнера журнала «Историк» – мы продолжаем публикацию цикла материалов по истории российского трубопроводного транспорта нефти

logo_TN_g_color_RUS.jpg

Всего за 1418 дней войны Красной армии потребовалось более 16,6 млн тонн нефтепродуктов. Для нефтяной отрасли принцип «Все для фронта, все для победы» стал основополагающим. Транспортировка горючего в чрезвычайных прифронтовых условиях оказалась даже более сложным делом, чем добыча черного золота. В особенности в первые два года Великой Отечественной, когда гитлеровцы проводили наступательные операции на территории СССР, захватывая и уничтожая коммуникации, перекрывая водные и сухопутные пути. Строительство трубопроводов приравнивалось к самым важным боевым задачам.

ладожский трубопровод строительство.jpg

Строительство подводного трубопровода на Ладожском озере. 1942 год 

 

Война технологий 

В мае 1945 года экс-министр вооружений и военной промышленности Третьего рейха Альберт Шпеер утверждал, что «потребность в нефти» была чуть ли не основным мотивом при принятии решения Адольфом Гитлером о вторжении в СССР. Не все согласятся с этим мнением, но и отрицать важность нефтяного фактора в захватнических планах нацистов нельзя. В развернувшейся «битве моторов» умение быстро и качественно строить трубопроводы часто становилось решающим.

Вторая мировая была войной машин, масштабных танковых и воздушных сражений. Но танки, самолеты, грузовики мертвы без горючего. В январе 1942 года начальником Управления снабжения горючим (УСГ) Красной армии назначили бригадного инженера Михаила Кормилицына (в конце войны он получил звание генерал-лейтенанта). Состояние топливного хозяйства советских войск в тот момент было крайне тяжелым. Работать пришлось в условиях оккупации значительной территории страны.

Выручали проверенные технологии. В Красной армии уже использовали облегченные сборно-разборные трубопроводы. В годы войны они чрезвычайно помогли танковым частям там, где во время наступления нужно было преодолевать водные препятствия. Весной 1942-го 61-я армия генерал-лейтенанта Маркиана Попова вела бои в районе Белёва Тульской области. Танковая бригада осталась практически без горючего, а между войсками и снабженцами пролегала Ока. Через реку и перебросили трубопровод диаметром 75 мм. Для его подводной части строители применили резинотканевые рукава. Все это четко выглядело на чертежах, опытные инженеры и монтажники были готовы оперативно выполнить задание. Но действовать им пришлось под обстрелами. Риск оказался оправданным, трубопровод устоял, а конструкция показала себя технически безупречной. В итоге армия вовремя получила необходимое топливо.

Крупнейшим в Европе нефтеперерабатывающим предприятием стал в первые годы войны Саратовский завод – оттуда горючее шло и на Сталинградский фронт. Наступление на Сталинград иногда называют несостоявшимся прологом немецкого «похода за нефтью». Целью вермахта после захвата города на Волге становился основной центр нефтедобычи в СССР – Баку, дававший стране около 70% черного золота. Гитлеровцы сделали все, чтобы отрезать Красную армию от источников горючего.

В июле 1942 года прекратилась подача топлива с Кавказа через Ростов-на-Дону, а вскоре и по маршруту Сальск – Сталинград. Ворвавшись на Северный Кавказ, оккупанты овладели нефтяным районом Краснодарского края и готовились занять промыслы Грозного. 23 августа около тысячи немецких самолетов подвергли Сталинград и его предместья атаке чудовищной силы, в том числе прицельно сбрасывали бомбы на топливохранилища. Горящая нефть хлынула в Волгу. Очевидцы навсегда запомнили апокалиптическую картину: взрывы, пылающая река и гул немецких стервятников в небе. Вокруг Сталинграда развернулось одно из крупнейших сражений Второй мировой войны. Налаживались новые цепочки снабжения, нефть шла в осажденный город по Волге из Саратова, Перми, Орска. На баржах ее доставляли в речные порты, контроль над которыми сохраняла Красная армия: сначала в Калач-на-Дону и Камышин, где возвели крупный подземный резервуар горючего, потом главным образом – на Владимирскую Пристань.

Осенью 1942 года, в разгар противостояния, инженеры и строители службы снабжения проложили сборный трубопровод по дну Волги из района Владимирской Пристани на другой берег. Ни широкое русло, ни бурное течение, ни бомбежки не остановили героев. Это сооружение значительно облегчило снабжение армий, которые смыкали кольцо вокруг немецких дивизий. А после сталинградской победы, в краю, который война выжгла дотла, за восемь месяцев удалось смонтировать и ввести в действие керосинопровод Астрахань – Сайханы – Урбах – Саратов с восемью насосными станциями. Главным инженером был назначен Иван Москальков, один из ведущих специалистов по проектированию магистральных трубопроводов.

Критически не хватало оборудования. Пришлось демонтировать одну из ниток старой трассы Баку – Батуми: трубы пошли на новую магистраль. 7 ноября 1943 года по керосинопроводу диаметром 250 мм и протяженностью 655 км первое топливо доставили в Саратов, а оттуда на фронт, в район будущих наступательных операций.

кормилицын.jpg

Генерал-лейтенант Михаил Кормилицын

 

Горючее для Ленинграда

В первые месяцы блокады, в ноябре 1941 года, в Ленинграде начался острый топливный голод. С Большой земли горючее под вражеским огнем доставляли по Ладожскому озеру в железных бочках на баржах. Еще в период навигации спускали с рельсов цистерны с бензином прямо в воду и буксировали их на плаву как «озерные поезда». В таких условиях смелая идея создания подводного топливопровода, выдвинутая военным инженером-гидротехником, первой в стране женщиной водолазом-глубоководником Ниной Соколовой, не могла не встретить поддержки. 25 апреля 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны о строительстве магистрали по дну Ладоги. Срок поставили жесткий – запустить «артерию жизни» к 20 июня. Подобных проектов еще не выполняли нигде и никогда – ни в СССР, ни за рубежом. 

Первый в мире подводный трубопровод тянули в 2–3 км от линии фронта. Трубы, насосы каким-то чудом нашлись на заводских складах. Армия отвечала за связь и авиационную поддержку. «Строительство сразу пошло таким темпом, что чертежи, выдаваемые сегодня на стройку, назавтра уже оказываются выполненными в натуре», – записал в те дни в своем дневнике Давид Шинберг, главный инженер проекта. За 43 дня герои – трудно назвать этих людей иначе – совершили немыслимое. Смонтировали насосные установки на мысе Кареджи и наливную станцию в Борисовой Гриве, проложили 27 км трассы по дну Ладожского озера. И все с точным соблюдением технологических разработок, с расчетом на возможность быстрого ремонта после бомбежек и обстрелов. Настоящими профессионалами показали себя водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). 

19 июня 1942 года правительственная комиссия подписала акт приемки трубопровода. Работу строителей оценили на отлично. Уже на следующий день в блокадный город пошло горючее. Пропускная способность линии достигала, по разным оценкам, от 400 до 600 тонн нефтепродуктов в сутки. Впервые в мировой практике трубопровод попеременно прокачивал разные виды горючего: автомобильный бензин, керосин, лигроин и дизельное топливо. На отлично сработала и разведка, отвлекавшая внимание противника от сверхсекретного объекта. Сотни героев, вызывавших огонь на себя, навсегда остались там, на подступах к тайной артерии Ленинграда. Немцы так и не узнали о Ладожском трубопроводе. 

Заправка Ил-4 бензином перед боевым вылетом.jpg

Ил-4 заправляют перед боевым вылетом. 1943 год

Транснефть.jpg

Схема трубопровода через Ладожское озеро. 1942 год

Первый в мире подводный трубопровод возводили в 2–3 км от линии фронта для обеспечения нефтепродуктами блокадного Ленинграда – 27 км трассы проложили по дну Ладожского озера

 

«Нефтепровод участвует в войне»

К концу 1930-х промыслы в районе города Охи на севере Сахалина стали давать значительные объемы черного золота. В годы войны, когда ценилась каждая бочка топлива, лозунг «Наш фронт – добыча нефти» на острове можно было увидеть повсюду. Потребность в трубопроводе, связывающем Оху с материком, назрела еще до войны. К предварительным работам приступили летом 1940 года, но прокладывать трассу начали в первые дни Великой Отечественной.

Объект получил кодовое название «Строительство № 15». 9 км трубной нитки нужно было проложить под водой – через пролив Невельского. В условиях, когда страна все отдавала фронту, тянуть технологически уникальную магистраль на Дальнем Востоке оказалось делом неимоверно сложным, хотя, в отличие от прифронтовых областей, здесь не было бомбежек. Не хватало инженеров, квалифицированных рабочих, техники, продовольствия. А Москва дважды сокращала сроки. Пришлось в ускоренном режиме прорубать просеки, отсыпать гравийные дороги, рыть траншеи. В Комсомольске-на-Амуре открылись курсы по подготовке электросварщиков, слесарей-монтажников и изолировщиков. В непроходимом бездорожье установили селекторную и телефонную связь центра управления с подразделениями на трассе.

Команда водолазов ЭПРОН тщательно обследовала дно пролива по маршруту будущего нефтепровода. В начале 1942 года во льду прорубили траншею шириной 1,2 м, через которую нужно было опустить на дно гигантскую трубу. Тракторы на специальных санях, чтобы не повредить изоляцию, с двух берегов – от мыса Погиби и мыса Лазарева – перевезли сваренные плети по 200 м каждая. Соединяли их прямо на льду, работали круглосуточно, в пургу и мороз, бригады менялись каждые четыре часа. «Наступила пора сварить последний стык на проливе. Удостоен этой чести был сварщик, победитель в соревновании комсомолец Мухомедьяров. Заизолировав последний стык, произвели опрессовку всего трубопровода – на концах труб поставили заглушки, в специально прорезанные отверстия насосы стали закачивать воду. Давление довели до 200 атмосфер. Все стыки испытание выдержали», – вспоминал один из руководителей проекта конструктор Виктор Кучера. 

Инженерам, сварщикам, водолазам, бойцам, которые пробивали лед в проливе, удалось выполнить задачу за 20 дней, сухопутные участки возводили еще полгода. 6 ноября 1942 года заработала первая очередь, а с лета 1943-го началась постоянная перекачка нефти с Охинских промыслов на материк. В Софийске ее грузили на баржи и по реке перевозили в Комсомольск-на-Амуре. Магистраль дала возможность набрать полную мощь Комсомольскому нефтеперерабатывающему заводу. За время войны по нефтепроводу Оха – Софийск было доставлено почти 1,5 млн тонн нефти.

На объекте работал недавний политзаключенный, молодой писатель Василий Ажаев. В 1948-м был опубликован его роман «Далеко от Москвы» – подробное повествование о сооружении нефтепровода. На следующий год книгу удостоили Сталинской премии 1-й степени, а в 1950-м по ней сняли одноименный фильм. И хотя Ажаев строго следовал канонам того времени и, например, умалчивал об участии в прокладке магистрали заключенных, он достоверно показал людей, которые тянули линию из Охи в Софийск, и точно передал обуревавшие их эмоции. Один из его героев утверждал: «Нефтепровод наш участвует в войне в той же мере, как завод боеприпасов или танковая дивизия». Это чистая правда. Именно так понимали свой долг строители трубных артерий. В результате Сахалин в последние годы войны обеспечивал половину потребностей Дальнего Востока и Восточной Сибири в нефтепродуктах. А там работали около 80 эвакуированных оборонных заводов и еще десятки предприятий, поставлявших продукцию для армии. Легендарный авиамаршрут ленд-лиза от Фэрбанкса до Красноярска Аляска – Сибирь (Алсиб) снабжался топливом тоже благодаря сахалинской нефти. По этой линии СССР получил 7831 самолет и тысячи тонн военных грузов – слюду, продовольствие, протезы, оборудование для госпиталей.

dKCmfzxiZ7M.jpg

Военный инженер-гидротехник Нина Соколова

плакат.jpg

Плакат военных лет. 1943–1944 годы

 

Энергия наступления

В последний год войны, во время решающих наступательных операций Красной армии, освобождавшей от нацизма страны Восточной Европы, требовалось все больше топлива. Значительную часть территории Румынии войска 2-го и 3-го Украинских фронтов очистили от гитлеровцев к концу лета 1944-го. Чтобы продолжать наступление, потребовались надежные артерии для транспортировки горючего. Самый крупный полевой трубопровод Великой Отечественной воины-освободители проложили в Придунавье – от румынского нефтеперерабатывающего завода под Плоешти до станции Рени, что в Одесской области, неподалеку от Измаила.

Управление по использованию нефтепродуктов в Румынии возглавил заместитель начальника УСГ полковник Семен Бланк. Для оперативного выполнения работ сформировали батальоны, на которые возлагалась также охрана трассы. Готовили эти подразделения под Наро-Фоминском – там бойцы изучали технику. На ускоренные курсы мотористов насосных станций принимали, как правило, армейских шоферов. Вместе со спецбатальонами в Румынию направилась группа инженеров и сотрудников треста «Нефтепроводпроект». Под Плоешти создали мастерскую по строительству металлических резервуаров под руководством недавнего выпускника Московского нефтяного института Михаила Фокина.

Несмотря на сжатые сроки, инженерам на трассе Плоешти – Рени удалось применить несколько новаторских решений. Там, где линия поднималась на холмы, установили обратные клапаны для автоматического перекрытия в случае разрыва или повреждения труб, а на склонах – автоматические регуляторы давления для его выравнивания. Румынская нефть пошла в Рени в последние дни 1944 года. О значимости этих промыслов в годы войны свидетельствуют лозунги – ориентиры для нашей бомбардировочной авиации: «Фашисты, вы себя не тешьте – не будет нефти вам в Плоешти!»

Из Рени топливо доставлялось в действующую армию в цистернах по железной дороге и танкерами – по Дунаю и Черному морю. Трасса, развернутая в две линии, протянулась на 225 км. Ее приходилось защищать от диверсий: военнослужащие батальонов взаимодействовали с представителями советских органов госбезопасности и местной милицией.

Красная армия рвалась к Берлину. Вместе с ней прошли весь фронтовой путь и воины-трубопроводчики. Им не было и нет равных – по профессионализму, по доблести, по умению совершать невозможное. С тех пор ни одни крупные военные учения в нашей стране не обходятся без участия трубопроводных частей. И в каждой из них чтут память о ветеранах, обеспечивавших фронт горючим. Подчас – ценой собственной жизни.

 

Что почитать?

Байбаков Н.К. Нефтяной фронт. М., 2006 

Энергия Великой Победы. Сборник. М., 2015

Евгений Тростин