Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Семь столпов американского доминирования

№97 январь 2023

Американские политические и экономические технологии помогали и помогают Вашингтону распространить свое влияние на планете и определяют политический стиль страны. Их главное предназначение – борьба за умы, кошельки и территории. А в конечном счете – за укрепление американской гегемонии в мире.

 

Гипноз убеждения

США – родина современной политической пропаганды. Ее отцом справедливо считается Эдвард Бернейс, специалист по пиару, работавший с самыми крупными американскими компаниями, а также в комитете по общественной информации администрации президента Вудро Вильсона. Свои принципы он сформулировал в 1928 году, выпустив книгу под недвусмысленным названием «Пропаганда». В ней утверждалось, что «сознательное и умелое манипулирование привычками и вкусами масс является важной составляющей демократического общества». Двигателем этого процесса, по Бернейсу, выступает «невидимое правительство», которое он назвал «истинной правящей силой в нашей стране».

Бернейс изобрел весьма эффективные пропагандистские технологии, основанные на интенсивной обработке общественного мнения. Он делал ставку на «природных лидеров», представителей «мыслящего класса», которых государство должно привлекать на свою сторону. Автор «Пропаганды» утверждал, что, если эти люди станут повторять один и тот же тезис, общество будет воспринимать его как истину. Таким образом можно почти гипнотически управлять массами. «Важно учесть, что эта деятельность повсеместна и длительна, в итоге она позволяет контролировать общественное сознание настолько же эффективно, насколько армия контролирует своих солдат», – писал Бернейс.

В результате такое манипулирование, которое пронизывает всю жизнь гражданина, стало основой демократии по-американски и несущей конструкцией политической системы США. Бернейс верил, что методы пропаганды вечны: «Людям всегда будет нужна пища, будет свойственно стремление к развлечениям и красоте, будет присуща готовность подчиниться лидеру». Американцы стали невольными учителями своих противников во Второй мировой войне – начиная с Йозефа Геббельса, высоко оценивавшего наработки Бернейса. Правда, нацизм скомпрометировал само слово «пропаганда», но Бернейс с легкостью заменил его на «пиар», или «связи с общественностью», оставив суть технологии той же.

После войны американцы начали активнее применять эти приемы за пределами своей страны. На продуманной манипуляции общественным мнением держится уже не только американская государственность, но и международная конструкция «демократического мира». Эту режиссуру легко увидеть за кулисами цветных революций. В странах, которые представляют интерес для США, делается всё для дестабилизации социально-политической жизни, вплоть до разжигания социальных или межнациональных конфликтов. Под дымовой завесой этого «управляемого хаоса» представители страны-гегемона стараются сменить существующую власть, создавая новый – более выгодный для себя – порядок. 

d7f8faf2propagandaedwardbernays1928cover278x420.jpg

Первое издание книги «Пропаганда» Эдварда Бернейса. Нью-Йорк, 1928 год

 

Атомный апокалипсис

В 1945-м американцы на четыре года стали монополистами ядерного оружия. И во время боевых действий против Японии не упустили случая продемонстрировать миру свое могущество. По распоряжению президента Гарри Трумэна атомные бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. От непосредственного воздействия взрывов погибло до 150 тыс. человек. Военной необходимости в применении нового вида оружия не было, но Трумэн сумел показать его силу потенциальным соперникам – в первую очередь Москве. Правда, результат оказался совсем не таким, какого он ожидал. Вместо того чтобы отступить под американским нажимом, Советский Союз ускоренными темпами взялся за разработку собственной ядерной бомбы. Уже в 1949 году он стал второй атомной державой в мире.

США продолжали наращивать запасы смертоносного оружия, угрожая его применением при каждом серьезном конфликте. Во время войны в Корее вашингтонские «ястребы» предлагали нанести ядерный удар не только по КНДР, но и по помогавшему ей Китаю. Такие же призывы раздавались во время войны во Вьетнаме, а во время Карибского кризиса 1962 года мир оказался в шаге от атомного апокалипсиса. Именно тогда Штаты осознали, что использование ими ядерного оружия против СССР приведет к гарантированному уничтожению их самих. Этот «нулевой вариант» стал барьером для дальнейшего применения атомного оружия и стимулом для сдерживания «ястребов».

Хотя за годы сокращения ядерных вооружений их запасы в США, как и в России, заметно уменьшились, Вашингтон никогда не соглашался полностью отказаться от этого вида оружия. Да и зачем, если эта «большая дубинка» служит для него решающим аргументом в международных спорах? Это имеет оборотную сторону. Сегодня безопасность от американского силового вмешательства гарантирована только тем странам, которые владеют атомными бомбами и средствами их доставки (например, Северной Корее). Такое положение дел стимулирует страны, желающие сохранить независимость от Штатов, на создание своего ядерного арсенала.

Нагасаки.jpg

Атомная бомбардировка Нагасаки. 9 августа 1945 года

 

Неограниченный контингент

Первая военная база США за рубежом появилась в 1903 году, когда после войны с Испанией американцы утвердили свое влияние на «освобожденной» ими Кубе. Новое кубинское правительство предоставило им в бессрочную аренду базу в Гуантанамо, где находились 400 военных (сегодня их более 10 тыс.). Тогдашнее американское законодательство запрещало размещать войска за пределами страны, и Конгрессу пришлось принять специальную «поправку Платта», чтобы сделать базу возможной. Заодно в этом документе (включенном, кстати, и в первую Конституцию Кубы) закреплялось право США в любой момент вторгаться на остров и менять там власть.

После Второй мировой войны география американских баз беспрецедентно расширилась, что оправдывалось борьбой с «коммунистической угрозой». Базы разместились на всех континентах, включая Австралию, и тесным кольцом окружили территорию СССР. Множество их расположилось в Японии, Южной Корее, Италии, Турции, ФРГ – все эти страны были связаны с США двусторонними договорами о военной помощи или членством в военных блоках. Первый такой блок – НАТО – возник уже в 1949 году, за ним последовали другие – СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС. Их командование находилось под полным контролем Штатов, которые с начала 1950-х стали размещать на территории стран НАТО ядерные ракеты, нацеленные на Советский Союз.

Несмотря на то что холодная война давно закончилась, большинство американских баз остались на месте. Сегодня это более 600 объектов, хотя точные данные на эту тему засекречены. Больше всего американских солдат дислоцировано на территории Японии – около 50 тыс. человек.

На втором месте – Германия. Там проходят службу свыше 25 тыс. американских военных. США, как и другие державы-победительницы, пришли туда в 1945-м и с тех пор только развивали свое военное присутствие. Кстати, российские войска были выведены из ФРГ в начале 1990-х, но американцы не последовали этому примеру. На содержание военных баз США правительство Германии тратит не менее 70 млн евро в год. Немцы частично оплачивают даже пенсии американским офицерам, много лет отслужившим в ФРГ.

Никуда не делась и база в Гуантанамо, хотя почти 70 лет кубинское правительство пытается убрать ее с острова. Кроме того, с 2002 года в рамках «борьбы с терроризмом» там работает тюрьма, где граждан разных стран пытают и допрашивают в обход американских законов. Против воли местных властей войска США находятся и в Сирии, а в соседнем Ираке у них больше десятка баз.

Штаты ежегодно тратят от 100 до 150 млрд долларов на содержание своих зарубежных контингентов – на этом в Вашингтоне экономить не принято. В условиях растущей угрозы американской гегемонии эксперты прогнозируют увеличение этих статей бюджета.

TASS_50796305.jpg

2-й бронекавалерийский полк армии США на американской базе в Фильсэкке (Бавария) перед отправкой в Румынию. 2022 год

 

Диктатура доллара

Известно, что современным «зеленым» дизайном доллара американцы обязаны русскому художнику-эмигранту Сергею Макроновскому. Его проект утвердили в 1928 году. Тогда доллар не претендовал на роль монополиста международных платежей, но к концу Второй мировой войны США стали обладателями примерно двух третей мировых запасов золота. По золотой обеспеченности их валюта оказалась вне конкуренции. Доллар все чаще использовали для расчетов по международным контрактам – прежде всего вместо британского фунта, терявшего позиции заодно с ослаблением политического влияния Лондона. На Бреттон-Вудской конференции 1944 года его признали резервной валютой, точкой отсчета для мировых финансов. Американские «хозяева денег» сразу почувствовали выгоду от диктатуры доллара – и с тех пор и международная торговля, и финансовые резервы разных стран во многом завязаны на доллар (что произошло в том числе с помощью военно-политического давления).

В 1971 году президент Ричард Никсон заявил о временном запрете конвертации доллара в золото по официальному курсу для центральных банков. Доллар в то время стремительно девальвировался, и к концу десятилетия от привязки к золотому стандарту окончательно отказались. С тех пор курсы валют подчиняются законам биржи, но с учетом главенства доллара.

Американское государство – крупнейший в мире должник. Задолженность правительства США перед своими кредиторами внутри страны и за рубежом превышает 31 трлн долларов и постоянно растет. Действует мошенническое правило: если вы должны сто долларов – вы впадаете в зависимость, если вы должны миллион – зависят от вас. Федеральная резервная система США проводит политику то усиления, то ослабления доллара в интересах Штатов. В тех же интересах используются средства других стран, размещенные в американских банках или вложенные в американские ценные бумаги. В случае необходимости власти США без колебаний конфискуют или замораживают эти средства, как случилось в этом году с российскими валютными резервами.

Сохраняя мировую диктатуру доллара, Америка получает преимущество на международных рынках. Доллар – основа всех американских ноу-хау, именно с его помощью создается перевес Штатов в реализации любого начинания. Ведь Вашингтон может расплачиваться по счетам, просто включая печатный станок. Именно поэтому Россия, Китай, Индия и ряд других стран предпринимают попытки отказа от доллара, проводя взаиморасчеты в собственных валютах.

Hartley_resized_4f403bfb56750b82733cbbe7257d353e378a0c98.jpg

Диктатура доллара позволяет Америке расплачиваться по счетам, просто включая печатный станок

 

«Мягкая сила» и массовая культура

Термин «мягкая сила» ввел в оборот американский политолог Джозеф Най в 1990 году. Его суть состоит в том, что военный «кулак» должна прикрывать «бархатная перчатка» культурных ценностей. «Американская мечта» стремится стать привлекательной для всего мира – с помощью шоу-бизнеса, эффектно преподнесенных технических новаций и активной дипломатии. Самое важное – «работать» с каждой интересующей США страной. Сторонников американских ценностей отбирают благодаря многочисленным грантам и семинарам, постоянно их стимулируя морально и материально – вплоть до Нобелевских премий. Несогласные становятся «изгоями».

Классическое и самое простое применение «мягкой силы» – создание посредством вездесущей рекламы особого отношения к символам американской бытовой культуры, когда джинсы – это больше, чем одежда, а McDonald’s – больше, чем общепит. Быть непричастным к американскому быту – значит не вписываться в «ритмы времени». Такой социальный климат создается десятилетиями, дотошно и продуманно. Продвижением «мягкой силы» занимаются государственные учреждения. Однако Най признает: «Самый большой источник "мягкой силы" – даже не то, что делает правительство. Это все – от Голливуда до Гарварда – американские развлечения».

К началу 1990-х Голливуд и американские шлягеры поп-рока, без преувеличения, завоевали весь мир – пожалуй, за исключением Индии и Китая. Даже в России, Франции, Италии (а эти страны долгое время оставались законодателями мод в искусстве) массовая аудитория стала забывать своих звезд и переключила внимание на таких «супергероев», как Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис и многие другие. Попытки противостоять экспансии заокеанского масскульта ни к чему не привели. Американцы превосходили европейцев в главном – бюджете – и не жалели средств на рекламу своей продукции, приучая другие народы думать по-американски. Не случайно почти в каждой программной речи президентов США (начиная с Билла Клинтона) говорится о заслугах Голливуда: благодаря ему «правильные» ценности (рыночная экономика, толерантность, признание универсализма американской культуры), рожденные в стране Микки-Мауса, стали общемировыми.

Снимок экрана 2022-12-04 в 12.08.21.jpg

Арнольд Шварценеггер в роли капитана московской милиции в фильме «Красная жара» (США). 1988 год

 

Политические убийства

Культ оружия – атавизм, берущий свое начало во времена «старой доброй Америки», которую мы знаем по киновестернам и романам Майн Рида. Быть может, с этой «стариной глубокой» связана американская традиция решать проблемы с помощью террора? От рук убийц погибли четыре президента США, включая Авраама Линкольна, смертельно раненного в Театре Форда в 1865 году, и Джона Кеннеди, чья гибель 22 ноября 1963 года потрясла весь мир. Через пять лет в «самой свободной стране мира» был убит лидер движения за гражданские права чернокожих Мартин Лютер Кинг, а затем и младший Кеннеди – Роберт, который в то время баллотировался на пост главы государства.

Спецслужбы США регулярно применяют оружие за пределами своей страны. С неугодными политиками – в особенности на Американском континенте – посланцы «града на холме» никогда не церемонились. Достаточно вспомнить устранение председателя колумбийского сената Хорхе Гайтана, которое в Латинской Америке называют «убийством века». Гайтан был кандидатом в президенты Колумбии от левых сил, и в Штатах опасались, что он будет проводить просоветскую политику. 9 апреля 1948 года он был застрелен неким Хуаном Роа, которого тут же растерзала толпа колумбийцев. Проамериканские СМИ обвинили в убийстве… «всемирный коммунистический заговор», но бывший агент ЦРУ Джон Эспирито еще в 1960-х годах признался, что участвовал в операции под кодовым названием «Пантомима», целью которой был подкуп, а затем и убийство Гайтана. Совсем недавно выяснилось, что смерть харизматичного президента Венесуэлы Уго Чавеса в 2013 году могла быть связана с препаратом из США, вызвавшим рак. А вот бесконечные покушения на кубинского лидера Фиделя Кастро оказались безрезультатными, несмотря на все старания американских спецслужб.

Сенатская комиссия под председательством Фрэнка Чёрча установила, что ЦРУ с 1950-х участвовало в подготовке множества политических убийств по всему миру. Под влиянием этих разоблачений в 1975 году президент США Джеральд Форд подписал указ о запрете «официально санкционированных» убийств иностранных лидеров. Но через несколько лет указ тайно отменили. Американская правящая элита снова приветствует убийства неугодных Вашингтону политиков.

Показательна реакция госсекретаря США Хиллари Клинтон на кровавый самосуд, который при поддержке Штатов ливийские повстанцы учинили над лидером страны Муаммаром Каддафи в 2011 году. Увидев на экране смартфона кадры расправы, она не удержалась от восклицания: «Вау!» А потом с улыбкой прокомментировала эту информацию для прессы: «Это хорошая новость». В 2006-м в захваченном американскими войсками Ираке казнили бывшего президента Саддама Хусейна, наскоро осудив его за военные преступления.

В январе 2020 года в Багдаде целенаправленный ракетный удар США унес жизнь иранского генерала Касема Сулеймани. Он прибыл в соседний Ирак как гость, но это не смутило американцев. Как не смутила их и гибель еще нескольких человек во время удара по колонне автомобилей. Тогдашний президент США Дональд Трамп простодушно объяснил причину ликвидации Сулеймани подозрением, что тот «планировал взорвать одно из американских посольств».

saddam hussein execution.jpg

Казнь бывшего президента Ирака Саддама Хусейна. 30 декабря 2006 года

 

Экспорт демократии

Американцы убеждены, что их политическая система оптимальна для любой страны. При этом лидеры США не сомневаются, что экспорт демократии по всему миру соответствует интересам Вашингтона. Особенно ярко это проявилось после краха СССР, когда Штаты начали выстраивать не просто однополярный, но и однородный мир. Жестким критерием отношения США к той или иной стране является приверженность к демократии американского типа и рыночной экономике. «Отступников» ждут финансовые и торговые санкции, а тех, кто не желает смириться, – клеймо «страны-изгоя», то есть воплощенного зла по образцу голливудских триллеров. Демонизацией этих стран занимается отлаженная система пропаганды.

От морального и финансового давления Соединенные Штаты нередко переходят к прямому вмешательству в политическую жизнь «стран-изгоев». Вашингтон никогда не смущал суверенитет других государств. Тут можно вспомнить поддержку никарагуанских диктаторов от Хуана Эстрады до Анастасио Сомосы, вторжение в Доминиканскую Республику в 1916 году, свержение демократически избранного президента Гватемалы Хакобо Арбенса в 1954-м. В то время США открыто поддерживали диктаторов – «наших сукиных сынов». С годами они стали действовать лицемернее, добиваясь диктата под лозунгами борьбы за демократию, за тех, кто «на стороне добра».

С начала третьего тысячелетия расхожей технологией смены политических режимов стали цветные революции, первая из которых – «бульдозерная» – смела президента Югославии Слободана Милошевича. Ни одна из них не обошлась без финансовой и разведывательной поддержки США. Как правило, все начиналось с бурных дискуссий в соцсетях, выступлений против коррупции, мирных демонстраций с цветами, вставляемыми в дула полицейских винтовок, а заканчивалось силовым свержением власти. Так было в Грузии («революция роз» 2003 года), на Украине («оранжевая революция» 2004–2005 годов), в Египте («лотосовая революция» 2011 года). При этом далеко не либеральные режимы (например, Саудовская Аравия), с которыми Штаты поддерживают дружественные отношения, экспорту демократии по-американски не подвергаются. США умеют забывать о «священных» демократических принципах, когда речь идет о финансовом интересе.

Экспорт демократии удавался Штатам далеко не всегда. Им пришлось смириться с поражениями цветных революций в Венесуэле в 2019 году, в Иране в 2019–2020 годах, в Белоруссии в 2020 году. Как и с неудачными попытками интервенции в Афганистане, Ираке и Сирии в XXI веке. В этих странах им, несмотря на применение не только «мягкой силы», не удалось установить режим, который бы устраивал Вашингтон.

RIA_2381452.HR.jpg

Госпереворот на Украине. Площадь Независимости в Киеве, 19 февраля 2014 года

 

Что почитать?

Шарп Д. От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения. М., 2012

Най Джозеф С. Будущее власти. Как стратегия умной силы меняет XXI век. М., 2014

black.png

Арсений Замостьянов