Касимовское царство
№91 июль 2022
В середине XV века начался переход потомков Чингисхана на службу великим князьям московским. О том, как это происходило и какие последствия имело, «Историку» рассказал ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Андрей Беляков
Своеобразным полигоном, на котором великие князья московские опробовали формы использования служилых Чингисидов, стал Городец-Мещерский. Именно там не позднее 1456 года Василий II Темный поселил перешедших на московскую службу сыновей казанского хана Улуг-Мухаммеда – царевичей Касима и Якуба. Данное событие означало важнейшую перемену в отношениях между Москвой и Ордой. Если раньше русские князья ездили в Орду за ярлыком на княжение, то теперь великий князь московский и Чингисиды поменялись местами. Неудивительно, что позже в память об одном из царевичей Городец-Мещерский получил новое название – Касимов.
Царство в кавычках
– Как правильнее: Касимовское ханство или царство?
– Термин «Касимовское ханство» в источниках XV–XVII веков ни разу не встречается. Он родился благодаря исследователям XIX–ХХ столетий. В действительности Касимов никогда ханством не был. Как, впрочем, не был и царством в полном смысле этого слова. Он ничем не отличался от других городов, доходы от которых великий князь московский жаловал тем, кто переходил к нему на службу. Например, когда в начале XV века из Литвы в Москву приехал князь Свидригайло Ольгердович, ему также были пожалованы доходы от шести городов, но никакого «Свидригайлова княжества» это не породило.
– Было ли это «царство» когда-нибудь суверенным?
– Некоторые историки считают Касимов неким удельным княжеством, где татарский «царь» якобы являлся полным господином, вел судопроизводство, раздавал земли, содержал пышный двор. Однако все было несколько иначе. Ведь во всех таких городах существовали две администрации. В Касимове, где проживал тот или иной Чингисид, всегда присутствовал представитель великокняжеской (позже царской) администрации, выполнявший надзорные функции.
– Кто составлял большую часть населения Касимова – татары, русские или другие этносы?
– На территории Касимова издавна проживали русские и мордва. Славянская колонизация региона фиксируется с XI века, Городец-Мещерский возник в XII столетии. Тогда его окружало мордовское население, хотя уже началась медленная, но верная славянизация финно-угорских народов. Татары в Мещере стали селиться позже, являя собой пришлый элемент.
– Как много их было?
– На XV – первую половину XVI века статистических данных у нас нет. Не думаю, что их было многим больше 3 тыс., включая жен и детей. Поэтому говорить, что это была территория с преимущественно тюркским населением, не приходится.
Необычный осколок
– Можно ли утверждать, что возникновение «Касимовского ханства» было частью процесса распада Золотой Орды?
– Однозначно да. Но есть маленький нюанс. Ситуация с Касимовом была несколько иной по сравнению с вычленением из Золотой Орды Казанского, Астраханского, Крымского ханств и Ногайской Орды. В Москву прибыли представители ордынской элиты Касим и Якуб, и великий князь жаловал их доходами с определенной территории. Это был очень важный, революционный момент. Если раньше русские земли воспринимались всеми Чингисидами в качестве одного из улусов их собственного государства, то отныне ситуация изменилась. Прежде князья ездили в Орду за ярлыком на княжение, а теперь Чингисиды признали верховенство московской власти.
– Какими были взаимоотношения Касимовского царства с Московским государством?
– Касимовские цари и царевичи являлись вассалами великого князя и были обязаны участвовать во всех военных походах Московского государства. Летописи и разрядные книги подтверждают, что касимовские татары принимали участие в войнах с Литвой, Большой Ордой, Казанским ханством, Швецией. Зависимость касимовских царей от Москвы выражалась и в том, что московские государи вновь жаловали Касимов каждому из них.
– То есть после смерти татарского правителя его наследник, если таковой существовал, не получал Касимов автоматически?
– Нет. Великий князь заново жаловал его Касимовом. Каждый новый правитель города был обязан дать московскому государю шертную грамоту, которой закреплялась его клятва соблюдать определенные правила. Причем такие грамоты существовали и для высшей татарской знати, проживавшей в Касимове.
– Какое время можно считать расцветом Касимовского царства и почему?
– Середину XVI века, сразу после падения Казани. Когда последний легитимный казанский хан Шах-Али добровольно сложил с себя властные полномочия, его посадили в Касимове. Судя по всему, покидая Казань, он прихватил с собой часть казны. Мы можем сделать такой вывод на основании того, что в Касимове сразу же началось бурное каменное строительство. А это дело крайне дорогое. Например, когда в конце XVI века приступили к строительству крепости в Смоленске, возводить из камня что-то еще было запрещено по всей стране. Либо мы строим крепость, либо все остальное. При Шах-Али шло строительство двухэтажного дворца, ханской усыпальницы, мечети с минаретом. Вся эта территория была огорожена забором с каменными воротами. Значит, деньги на такие начинания имелись. Кроме того, это говорит о том, что Шах-Али собирался оставаться в Касимове до последних дней. Поэтому он стремился создать себе комфортные условия.
Свои среди чужих
– Почему Касимовское царство просуществовало до 1681 года?
– Так произошло по воле случая. Хотя говорить о 1681 годе не совсем правильно. Если рассматривать Касимов как некое удельное образование, то оно должно соответствовать ряду признаков. Для Касимова признаки были такими: наличие Чингисида, его двора и военного отряда, а также право правителя получать налоги с определенной территории и с определенных категорий населения, в том числе судебные пошлины с татар.
В апреле 1626 года умер касимовский царь Арслан бин Али. Преемником стал его малолетний сын Сеит-Бурхан. За ним Москва оставила обширные поместья отца, но он теперь был лишь царевичем, а не царем и утратил доходы от судебных пошлин, перевозов, кабаков и таможни. Поэтому если Касимовское царство как некое удельное образование и существовало, то не далее апреля 1626 года. С этого момента данную территорию уже нельзя назвать не только независимой, но и полунезависимой. Тем более что позже Сеит-Бурхан бин Арслан не вполне добровольно был крещен и стал Василием Араслановичем. Умер он в 1679 году, оставив двоих сыновей. Тогда еще была жива его мать Фатима-султан Шакулова, вдова Арслана бин Али. Существует точка зрения, что она управляла Касимовским царством после смерти сына. Но если мы посмотрим сохранившиеся документы, то картина окажется другой. Сыновья Василия Араслановича получили то, чем раньше владел их отец. С этих доходов они обязаны были содержать свою бабку. Поэтому нет никаких оснований для утверждений, что Фатима-султан правила Касимовом.
– Как правители Касимова были инкорпорированы во властные структуры Московской Руси?
– Никак.
– Их не брали?
– Можно так сказать. Почему? Просто в Москве не знали, что с ними делать. По происхождению они были Чингисидами. Формально каждый Чингисид (неважно, хан он или не хан) по статусу стоял выше любого великого князя. Конечно, в конце XV – начале XVI века ситуация была уже не такая, как раньше, ведь теперь Чингисиды сами служили великому князю московскому. Однако они помнили о своем более высоком статусе. Постепенно сформировалась иерархия, по которой Чингисиды были выше любого боярина и князя, уступая в статусе только московскому государю и его детям. Но и в такой ситуации включение любого Чингисида в московскую властную структуру оставалось делом крайне проблематичным, поскольку по статусу он был выше любого члена Боярской думы. Поэтому в системе управления Чингисиды использовались Москвой очень редко.
– Какую роль сыграли касимовские татары в укреплении Московского государства, в его борьбе за ордынское наследство?
– Ордынское наследство действительно существовало. Это территории, прежде входившие в Золотую Орду. Но ни один московский государь XVI–XVII веков ни в одном документе не заявлял о том, что он имеет право на все те земли, которые принадлежали Орде. Хотя реальная политика, вне всякого сомнения, была направлена на их вхождение в состав Московского государства, что мы видим на примере продвижения на восток, присоединения Казанского и Астраханского ханств.
Что касается роли Касимовского царства в борьбе за ордынское наследство, то его отряды принимали участие в 1552 году в завоевании Казани. Конечно, они не внесли решающего вклада в победу. Важнее другое: Казань брали не только русские, но и татары. А также мордва и некоторые иные народы. Это значит, что война не была русско-татарской, а поход на Казань не являлся крестовым походом, как его оценивают некоторые историки. Картина была гораздо более сложной.
Иван Грозный жалует Шах-Али многими селами в Мещере. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век
Юность Симеона
– Какое место в русской истории занял самый известный касимовский правитель Симеон Бекбулатович?
– Симеон Бекбулатович – очень интересная личность. Правда, вспоминая о нем, обычно говорят о тех 11 месяцах 1575–1576 годов, когда он формально выполнял функции московского государя. Хотя в действительности московским царем он никогда не был – его называли великим князем всея Руси.
Начать надо с того, что Симеон Бекбулатович был не простым человеком, а ближайшим свойственником Ивана Грозного – племянником его второй супруги Марии Темрюковны. Сейчас бы мы сказали, что он был племянником царя. Если мы обратимся к тем годам, которые предшествовали провозглашению Симеона великим князем всея Руси, то придем к выводу, что его явно к чему-то планомерно готовили.
– И давно это началось?
– С того момента, когда его сделали касимовским царем. Прежде всего непонятно, почему назначили именно его. По одной из версий, сделать это Иван IV обещал Марии Темрюковне. Ее смерть окутана тайной, а причина, по которой она умерла, до сих пор неясна. Когда исследовали ее скелет, то выяснили, что за несколько месяцев до смерти она получила ранение. На ребре с правой стороны остался след, нанесенный острым предметом. Но не это стало причиной ее смерти. Мы не знаем, что это было – покушение, попытка самоубийства или несчастный случай. Известно, что Иван Грозный испытывал к Марии Темрюковне очень теплые чувства. Если мы посмотрим на вклады на помин души, которые царь оставлял по своим женам, то наибольшие были по Анастасии Романовне и весьма значительные – по Марии Темрюковне. Вклады по остальным женам были гораздо скромнее. Согласитесь, это показательный факт.
После смерти Марии Темрюковны Симеон Бекбулатович (ему было от 11 до 14 лет) стал касимовским царем. Не царевичем, а царем. До него касимовскими царями становились только те люди, которые ранее сидели на каком-то реальном царстве. А вот юный Симеон был провозглашен именно царем. Он должен был получить навыки управленца – на относительно небольшой территории с небольшим числом подданных. Как только Симеон Бекбулатович достиг зрелости (а по тому времени это 15 лет), его сразу привлекли к участию в военных походах. Понятно, что главные решения принимались за него. Но он хотя бы формально участвовал в управлении, учился командовать, выносить решения. В 1573 году его крестили, затем женили. Причем в жены ему дали самую статусную невесту во всем Московском государстве – княжну Мстиславскую. Выше ее по статусу могла быть лишь царская дочь, но в то время царских дочерей на выданье просто не было. В действующую армию Симеона направили в ранге первого воеводы Большого полка – по-современному, командующего войсками.
Вид города Касимова. Гравюра из «Описания путешествия в Московию, Татарию и Персию…» Адама Олеария. Амстердам, 1727 год
– Такая должность сопряжена с большой ответственностью.
– В окружении Симеона Бекбулатовича были люди, способные подсказать и помочь. Впрочем, такое назначение напоминает то, как некоторые отцы учат своих сыновей плавать, – завести на глубокое место, бросить в воду и смотреть, как ребенок будет выплывать. Командный состав русской армии XVI–XVII веков состоял из бояр, окольничих и знатных князей, которые вели между собой бесконечные местнические споры. С ними надо было как-то совладать. Слабый человек не смог бы это сделать, а Симеон Бекбулатович смог. Для него это стало очень хорошей школой.
Получил он и уроки дипломатии. Например, участвовал во встречах с иностранными послами, приезжавшими к Ивану Грозному. Участие в дворцовых церемониях – тоже школа. Это позволяло наблюдать за поведением людей, за тем, как строятся отношения между ними. Такое обучение Симеон прошел в довольно юном возрасте.
Заместитель царя
– В чем был смысл решения Ивана Грозного сделать его московским государем?
– Когда Иван IV как бы отказался от власти и поставил на свое место племянника, он на самом деле ничего нового не сделал. Ведь под управлением Симеона Бекбулатовича остались все те же лица, которые и были под его управлением, когда он являлся первым воеводой Большого полка.
Портрет Симеона Бекбулатовича. Неизв. худ. Конец XVI – начало XVII века
– Но его называют не просто правителем Московского государства, но даже царем…
– Здесь мы имеем дело с серьезной подменой понятий. Причем началось это еще в XVII столетии. Венчания на царство Симеона Бекбулатовича не было. А авторы, жившие в XVII веке, утверждают, что было! Хотя все они родились после того, как произошли описываемые ими события из жизни Симеона.
В одной из монастырских записей летописного характера четко сказано о том, что Иван Грозный с сыном Иваном отправились защищать Московское государство от литовцев. Поскольку Москву нельзя было оставить без управления, на свое место государь определил ближайшего родственника – вчерашнего касимовского царя Симеона Бекбулатовича. Что в это время было в голове у Грозного, мы не знаем и не узнаем никогда. Версий много. Но упомянутая запись монахов многое проясняет. Ведь нечто подобное в истории Московского государства случалось неоднократно. Например, Василий III, уходя в поход, оставлял на своем месте крещеного казанского царевича. Здесь мы видим примерно то же самое. Хотя статус Симеона был гипертрофированно увеличен по сравнению со всеми остальными случаями.
Иван Грозный на свадьбе Симеона Бекбулатовича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век
– В чем это проявлялось?
– От имени Симеона Бекбулатовича давались жалованные грамоты. Так происходило все 11 месяцев, пока он сидел на троне Ивана Грозного. А когда Симеона свели с великого княжения всея Руси, ему пожаловали титул великого князя тверского и тверские доходы. Замечу, что этот титул был самым высоким из тех, что царь мог пожаловать без каких-либо негативных имиджевых последствий для себя.
– Если резюмировать, то какой была роль Симеона Бекбулатовича в русской политике? Или у него не было одной роли?
– У него не было одной роли. Они менялись в зависимости от ситуации. Симеона Бекбулатовича иногда изображают слабым. Я с этим не согласен. Если бы он был слабым, то просто не был бы интересен Ивану Грозному. А царь продолжал иметь с ним дело. Другой вопрос, что Симеон Бекбулатович не был слишком амбициозным.
Уроки Орды
– Какова была мотивация татар, переходивших на службу к московским князьям и царям?
– Жизнь и деньги. Чаще всего знатные татары приезжали служить московскому государю тогда, когда в Орде начиналась очередная «замятня». Там они могли лишиться жизни, а здесь благодаря своему происхождению получали за воинскую службу хорошее материальное вознаграждение.
– Как происходил прием татар на службу?
– По-видимому, желавший перейти на московскую службу татарин сообщал об этом великому князю в послании или через посланника. Его приглашали в Москву, где он должен был пройти определенную процедуру, признав себя вассалом великого князя московского. Когда в середине XVI века из Орды приезжал формально независимый «царь», то, еще не будучи подданным московского государя, он имел право, сходя с коня перед крыльцом великокняжеского (царского) терема, стать на первую ступеньку лестницы. Но когда на следующий день после процедуры принятия подданства он приезжал на то же место, то мог спешиться рядом с лестницей, а ступать ногой на нее уже не имел права. Этот маленький нюанс о многом говорит.
Переходивших на московскую службу, а также принявших православие Чингисидов женили. Невестами могли быть великокняжеские дочери и племянницы, дочери членов Боярской думы. В результате таких браков выходцы из Орды получали большое число статусных и влиятельных родственников. Так они вписывались в московскую правящую элиту. Но это только при крещении.
– Многие ли и как быстро переходили из ислама в православие?
– В итоге перешли почти все. Как быстро это случилось? Некоторые крестились вскоре после приезда. Другие совершали это через несколько лет, максимум – во втором поколении. Так было в XV–ХVI столетиях. Позже ситуация изменилась. Были семьи, например Юсуповы, которые более века сохраняли приверженность исламу.
– Что было заимствовано Русским государством, властными институтами из практик некогда всесильной Орды?
– Один из ярких примеров – организация ямской службы. Другой – заимствование терминологии для обозначения служащих по дипломатической линии: «толмач» (переводчик и пристав), «киличей» (посол, владеющий иностранным языком), «бакшей» (писарь, знающий уйгурицу – официальный язык делопроизводства Золотой Орды, и организатор посольской службы). Русский «дьяк» – калька с татарского «бакши». Пришел к нам и целый ряд других слов: «халат», «колчан», «колпак», «сундук» и т. д. Были заимствованы формы управления и некоторые способы организации сбора налогов.
Если мы посмотрим, как московские цари управляли территориями с преимущественно неправославным населением, то можем увидеть ордынские нормы и правила. Новую территорию надо было инкорпорировать, сделать частью единого государства. Просто ломать все прежнее нельзя: местным населением это воспринималось бы очень тяжело. Поэтому форму присоединения новых территорий к Московскому государству старались избирать более мягкую, а систему управления на этих землях оставлять прежней или с минимальными изменениями. В результате присоединение происходило относительно безболезненно. В этом состоит один из главных уроков, которые русские великие князья и цари извлекли из многовековых взаимоотношений с Ордой. Именно он позволил достаточно быстро и с наименьшими потерями увеличить в несколько раз территорию Московского государства.
Ханская мечеть в Касимове
Симеон Бекбулатович в действительности московским царем не был. Его называли великим князем всея Руси
Симеона Бекбулатовича иногда изображают слабым. Но если бы он был слабым, то просто не был бы интересен Ивану Грозному
Что почитать?
Беляков А.В. Чингисиды в России XV–XVII веков: просопографическое исследование. Рязань, 2011
Трепавлов В.В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. СПб., 2017
Фото: НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА, LEGION-MEDIA
Беседовал Олег Назаров