Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Новости о прошлом

№43 июль 2018

Найден легендарный «Новик»

Лучший эсминец Первой мировой войны обнаружен на дне Финского залива

Российская экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» совместно с финской поисковой командой SubZone обнаружила в районе мыса Юминда затонувший в самом начале Великой Отечественной войны эскадренный миноносец «Новик». Он лежит на глубине 75 метров, его носовая часть перевернута вверх килем, на корме четко видны герб СССР и название корабля на момент гибели – «Яков Свердлов».

Это именно тот корабль, который стал головным в серии передовых эсминцев императорского, а затем советского флота первых десятилетий XX века. «Его значение для истории нашего флота трудно переоценить», – сказал «Историку» руководитель российской экспедиции Константин Богданов. По его словам, установить место гибели судна помог историк Михаил Иванов: в немецких архивах он обнаружил данные об ошибочном бомбометании в 1943 году по некоему объекту, который гитлеровцы приняли за советскую подводную лодку Щ-406, к тому моменту уже затонувшую.

Проектирование «Новика» началось после Русско-японской войны, наглядно показавшей многочисленные преимущества миноносцев, которые не только выполняли торпедные атаки и несли разведывательное дежурство, но также закладывали мины и даже поддерживали сухопутные войска с моря. Спуск эсминца на воду состоялся в 1911 году.

К началу Первой мировой войны по мореходным и скоростным качествам «Новик» превосходил в своем классе корабли всех воюющих стран, говорит Богданов. В межвоенный период он был переименован в «Яков Свердлов», дважды модернизирован и вошел в отряд учебных кораблей. После нападения гитлеровской Германии на СССР эсминец вновь заступил на боевое дежурство в составе Балтийского флота. Во время эвакуации основных сил Балтфлота и населения из Таллина в Кронштадт 28 августа 1941 года корабль подорвался на мине, переломился пополам и затонул в 10 милях от острова Мохни в Финском заливе. В момент взрыва на борту находилось 114 человек.

«Уже этим летом мы планируем организовать еще одну экспедицию к месту гибели корабля, чтобы произвести всю необходимую съемку в хорошем качестве. Это позволит создать 3D-музей "Новика"», – поделился Константин Богданов дальнейшими планами.

Императорская коллекция

Шестнадцать похищенных нацистами полотен возвращены в Гатчину

Музею-заповеднику «Гатчина» переданы 16 портретов, которые были украдены из исторической коллекции дворца во время Великой Отечественной войны. Вернуть картины из зарубежных собраний, где они находились на протяжении семи десятилетий, удалось благодаря совместным усилиям целого ряда ведомств, в том числе российских спецслужб.

Среди возвращенных полотен – портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, великих князей Павла Петровича и Николая Павловича (будущих императоров Павла I и Николая I), графа Кирилла Разумовского и адмирала Григория Спиридова, а также нескольких европейских монархов. Не эвакуированные в начале Великой Отечественной, эти произведения до сегодняшнего дня считались утраченными.

Фото предоставлено ГМЗ «Гатчина»

До войны дворец в Гатчине являлся самым крупным из всех пригородных дворцов Петербурга как по площади, так и по количеству художественных ценностей. В фондах музея насчитывалось свыше 54 тыс. экспонатов, часть из которых успели эвакуировать, а часть была вывезена оккупантами в Европу. В итоге из 52 портретов, украшавших Гатчинский дворец перед войной, до настоящего времени там оставался только один.

Итальянские строители Боголюбского храма

Археологи предположили, кто воздвиг один из древних храмов Северо-Восточной Руси

Ученые Института археологии РАН закончили многолетние раскопки в церкви Рождества Богородицы в поселке Боголюбово Владимирской области. Храм был возведен в XVIII столетии на месте собора XII века, воздвигнутого по приказу владимирского князя Андрея Боголюбского (ок. 1111 – 1174). Собранные материалы дают основание предполагать, что строителями первого, древнего храма были мастера из Северной Италии, прибывшие на Русь из Ломбардии и Эмилия-Романьи.

Фото: CULTURE.RU

Нынешний цикл работ начался в 2015 году, когда археологи приступили к изучению ранее неизвестных частей собора – части северного портала и основания угловой колонки лестничной башни, а также обследовали его ленточный фундамент. Выяснилось, что угловые колонны, поставленные по диагонали, напоминают те, что можно увидеть в кафедральных соборах Модены и Феррары (регион Эмилия-Романья). В свою очередь, полуколонны на стенах, дополненные по сторонам малыми колонками, похожи на украшающие базилику Сан-Микеле в Павии (регион Ломбардия).

Раскопки этого года помогли более точно представить очертания древнего храма. Ученые открыли новые участки в северо-восточном углу церкви и в северной части центральной апсиды тройного алтаря. Кроме того, они обнаружили резной цоколь и мощную угловую колонну со скругленной «подушкой» базы, украшенной романскими «когтями» там, где северный фасад переходит в боковое полукружие алтаря.

Дмитрий Пирин