Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что прочитать и что увидеть в мае

№41 май 2018

В самом сердце Крымского полуострова, на полпути из Керчи в Симферополь, там, где степь сменяется живописными лесистыми предгорьями, стоит небольшой город, из достопримечательностей которого сохранились разве что дом-музей Александра Грина да затерявшийся в густой чаще старинный армянский монастырь Сурб-Хач. Городок носит название Старый Крым, но это не он таким странным образом назван в честь полуострова, как обычно думают туристы, а, наоборот, весь Крым – в честь города, который со второй половины XIII века до начала XIV столетия был первой татарской столицей тамошних земель.

Это один из множества малоизвестных, но значимых эпизодов крымской истории, которые собраны в коллективной монографии, изданной Институтом российской истории РАН. Двухтомник представляет собой первое столь масштабное исследование, хотя научное изучение региона началось еще в XVIII веке, когда Крым стал ареной соперничества Российской и Османской империй. Среди первопроходцев крымской истории были шведский лингвист Иоганн Эрих Тунманн, автор очерка «Крымское ханство», и итальянский писатель Франческо Бекаттини, перу которого принадлежит «История Крыма, Малой Тартарии и других провинций, ставших предметом недавних споров между Россией и Оттоманской Портой, с точным описанием обычаев и костюмов их народов, последних событий, а также произведений, могущих служить в европейской торговле». Из второго названия ясно, что и два столетия назад Крым привлекал к себе повышенное внимание в периоды геополитической напряженности. В этой связи редакторы нынешнего сборника сетуют на то, что книга Бекаттини до сих пор не переведена на русский язык.

После присоединения Крыма к России его историей по поручению Григория Потемкина занялся архиепископ Могилевский Станислав Богуш-Сестренцевич, двухтомный труд которого «История царства Херсонеса Таврического» был издан на русском языке в 1806 году. В течение следующих двух веков историки активно изучали Крым, однако буквально до недавнего момента были актуальны слова крымского археолога и краеведа Николая Эрнста, написанные им в 1936 году: «Мы на сегодняшний день… не можем похвалиться, что имеем хорошее связное изложение всей истории Крыма. Скажем прямо, мы все еще не имеем пока никакого, даже плохого». Теперь – можем.

Концептуальная рамка новой монографии, призванной восполнить этот пробел, состоит в том, что на протяжении тысячелетий Крым являлся своеобразным этнокультурным и лингвистическим анклавом, куда в силу разных причин перемещались и где оставались, иногда надолго, различные этнические группы, вытесненные с соседних территорий. Таким образом, полуостров был и периферией с точки зрения основных культурных ареалов, и центром постоянного притяжения и взаимного культурного обмена.

Крым, пожалуй как никакой другой регион современной России, ощущал на себе последствия изменений конфигурации европейской политики. Он был частью Римской империи, которую составители сборника называют «прообразом единой Европы»; в Средние века зависел от Османской империи, претендовавшей на господство во всей Восточной Европе; наконец, вошел в состав России, когда она выполнила свою историческую миссию по воссоединению земель восточнославянского ареала, являвшихся некогда частью Киевской Руси.

 

11 апреля – 27 мая

Индира: свет и тени

Выставочный зал федеральных архивов

Москва, Большая Пироговская улица, 17

Индира Ганди (1917–1984) – яркая представительница плеяды индийских политиков, благодаря которым в XX веке это государство из колониальной периферии Великобритании превратилось в один из центров мировой политики. Родная дочь первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру, она всю жизнь ощущала духовную связь и с создателем современной Индии – Махатмой Ганди, в честь которого взяла себе псевдоним. Будучи еще ребенком, Индира по его совету организовала в родном городе детский союз по развитию домашнего ткачества. Это был первый шаг в ее длинной политической карьере, кульминацией которой стали полтора десятилетия пребывания на посту премьер-министра Индии. Первая в истории страны женщина, занимавшая столь высокую должность, Ганди была, как тогда говорили, «большим другом Советского Союза»; в годы ее премьерства Индии удалось избежать крупных межэтнических конфликтов.

Архивная выставка приурочена к столетию со дня рождения Индиры Ганди. Собранные в экспозиции фотографии рассказывают о ее жизни начиная с детских лет, проведенных в Аллахабаде, где она родилась, до трагической гибели в результате теракта 31 октября 1984 года. На снимках отражены ключевые моменты ее деятельности в качестве премьер-министра страны и как международного лидера, которым восхищались и которого уважали во всем мире. А на семейных фото Ганди предстает нежной и любящей дочерью, женой, матерью и бабушкой.

 

4 мая – 15 июля

Лангобарды. Народ, изменивший историю

Манеж Малого Эрмитажа

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 30–38

Владычество германского племени лангобардов на севере Италии – один из ключевых периодов в долгом переходе от Античности к раннему Средневековью, который, вопреки распространенному мнению, отнюдь не завершился с падением Рима в 476 году. Лангобарды вторглись на Апеннинский полуостров только столетие спустя, но именно они были первыми, кто надолго установил здесь новые порядки. Не стоит, однако, представлять их лишь варварами-разрушителями: экспонаты, собранные на выставке в Эрмитаже, дают возможность увидеть, как германцы переосмысляли высокую римскую культуру. Большинство из 600 артефактов – это археологические находки, которые раскрывают все стороны жизни лангобардских княжеств.

 

2 марта – 12 августа

Музы и чины. Русские писатели на службе государству

Государственный музей А.С. Пушкина

Москва, улица Пречистенка, 12/2

Как известно, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Правда, во времена Пушкина только он сам и мог похвастаться тем, что гонораров от продажи рукописей ему хоть как-то хватало на жизнь. Многие его коллеги по литературному цеху такой возможности не имели, поэтому поступали на государственную службу. Для кого-то из них это было делом совершенно естественным, а занятия литературой они воспринимали скорее как приятное развлечение. Другие ощущали острый конфликт между свободой творчества и служебным долгом, особенно после восстания декабристов. Среди героев выставки – старшие современники Пушкина, такие как Гавриил Державин, Иван Дмитриев, Александр Шишков, его хорошие знакомые Василий Жуковский, Петр Вяземский и Николай Гоголь, а также писатели и поэты следующих поколений: Александр Герцен, Иван Тургенев, Федор Тютчев, Афанасий Фет.

 

9 мая – 9 сентября

Футбол и не только

Новая Третьяковка

Москва, Крымский Вал, 10

Россия активно готовится к чемпионату мира по футболу. Третьяковская галерея приурочила к этому событию выставку скульптур советского и постсоветского периода, объединенных спортивной тематикой. В экспозиции – оригинал легендарной «Девушки с веслом» Ивана Шадра, многочисленные копии которой украшали парки по всей стране, знаменитые «Футболисты» Александра Дейнеки и «Хоккеисты» Иосифа Чайкова, «Физкультурница» Елены Янсон-Манизер, а также уникальные, редко экспонирующиеся скульптуры тех же мастеров: «Прыжок с шестом» Чайкова, «Эстафета», «Стометровка» и «Перед стартом» Дейнеки и др. Сравнив работы, в которых воплощено телесное и пластическое совершенство, посетители смогут сами решить, где заканчивается пропаганда здорового образа жизни и начинается просто пропаганда.

 

Донское казачество позднеимперской эпохи. Земля. Служба. Власть. Вторая половина XIX – начало XX века

Волвенко А.А.

М.: Центрполиграф, 2018

Вторая половина XIX века оказалась тем редким временем, когда казачий Дон был по-настоящему «тихим». И все же именно эту эпоху автор книги считает ключевой для судеб казачества. В тот период оно радикально трансформировалось и утратило вековые сословные привилегии, из вольного человека казак окончательно превратился в бойца регулярной армии. На этом фоне традиционные казачьи семьи стали испытывать серьезные трудности экономического характера, вызванные неготовностью к быстрой капиталистической модернизации. Обо всем этом рассказывают три научно-

популярных очерка, в которых драматичные перипетии истории донского казачества проиллюстрированы на конкретных примерах.

 

Репрессии в цифрах и документах. Деятельность органов ВЧК – ОГПУ – НКВД – МГБ (1918–1953 гг.)

Мозохин О.Б.

М.: Вече, 2018

Новая книга историка спецслужб Олега Мозохина резюмирует его многолетние исследования, касающиеся одного из самых болезненных вопросов отечественной истории XX века – масштабов политических репрессий, устроенных большевиками. Многочисленные статистические материалы иллюстрируют главную мысль автора: Сталин не торопился расправляться со своими противниками и теми, кого он таковыми считал, а терпеливо дожидался момента, пока не нашел в лице Ежова исполнителя, который смог предугадать его желания и взять на себя всю «грязную работу». При этом в процентном отношении чекисты оказались среди наиболее пострадавших от репрессий, осуществленных их же руками, групп населения.

 

Рождение государства: Московская Русь XV–XVI веков

Кром М.М.

М.: Новое литературное обозрение, 2018

Главный вопрос, который ставит перед собой доктор исторических наук Михаил Кром: чем Московское государство походило на современные ему европейские страны, а чем отличалось от них? Управление страной бюрократизировалось, государство отделялось от личности правителя, расширялось выборное представительство, проводились военные и экономические реформы – все это сближало Московскую Русь с другими государствами раннего Нового времени. Но в отличие от них власть на Руси покоилась исключительно на земельной собственности, поместное

ополчение оставалось основой вооруженных сил, а самое главное, аристократия и дворянство находились в полной зависимости от царской воли.

 

Российская империя, Аравия и Персидский залив

Сенченко И.П.

СПб.: Алетейя, 2018

Новая книга арабиста Игоря Сенченко посвящена одному из ключевых периодов истории Аравийского полуострова, охватывающему конец XIX – начало XX века. Пожалуй, впервые со времен Крестовых походов эта территория оказалась в самом центре большой геополитической игры. С развитием нефтяной промышленности контроль над регионом стал в значительной мере означать контроль над мировыми рынками. В то же самое время Российская империя приступила к реализации так называемой «политики дела», смысл которой заключался в «приискании новых рынков сбыта для русских товаров». Усилия наших дипломатов на Востоке были во многом перечеркнуты революцией 1917 года, а между тем они сделали все от них зависящее, чтобы Россия, наряду с британскими, американскими и французскими компаниями, стала одним из главных игроков в этом стратегически важном регионе.

 

Русский фронт. 1914–1917 годы

Ланник Л.В.

СПб.: Наука, 2018

Название книги кандидата исторических наук Леонтия Ланника не должно вводить в заблуждение: она посвящена не только участию России в Первой мировой войне. Автор стремится преодолеть традиционное противопоставление отечественной и зарубежной истории, показывая, что одну невозможно понять без другой. Он анализирует, как шедшие десятилетиями интеллектуальные баталии, в ходе которых русские и

немецкие профессора запугивали сограждан угрозой с запада и с востока соответственно, влияли на реальные боевые действия. Монография будет интересна далеко не только любителям военной истории, поскольку затрагивает общезначимые вопросы, в частности причины, по которым революция в России произошла раньше, чем в других воюющих странах.

 

Схватка за Кавказ и Крым. Борьба разведок 1942–1944 гг.

Никольский Б.В.

М.: Вече, 2018

Крымский историк Борис Никольский рассказывает о противостоянии на «невидимом фронте» Великой Отечественной войны, знакомя читателей с судьбами конкретных его участников. Один из них, главный оперативный помощник начальника разведуправления Черноморского флота Борис Ильинский, попал в плен в Севастополе и перешел на сторону немцев. Его имя старательно вымарывалось из документов военного времени, оставаясь под строжайшим запретом на протяжении многих десятилетий. И лишь недавно контрразведчики рассекретили материалы, касающиеся предательства этого человека. Драматизм ситуации заключался в том, что изменник родины оказался внуком капитана 1-го ранга Дмитрия Ильинского, одного из наиболее отличившихся участников обороны Севастополя во время Крымской войны 1853–1856 годов. В книге несколько подобных биографий, каждая из которых раскрывает тайные страницы истории Великой Отечественной.

 

Александр II. Незавершенный портрет

Яновский А.Д.

М.: Исторический музей, 2018

Автор альбома, заместитель директора Государственного исторического музея Андрей Яновский не просто рассказывает о жизни царя-реформатора, а размышляет о его судьбе, о злом роке, который преследовал императора

даже после смерти. Одна из историй – о том, как октябрьской ночью 1917 года революционные матросы, солдаты и рабочие, занявшие Зимний дворец, наткнулись на парадный портрет Александра II работы австрийского художника Генриха фон Ангели и стали колоть его штыками. Холст не отреставрирован и по сей день хранит память об этом своеобразном «втором убийстве» царя потомками тех, кого он избавил от вековой крепостной зависимости.

 

Следователи Петра Великого

Серов Д.О., Федоров А.В.

М.: Молодая гвардия, 2018

Историю профессионального следственного дела в России Дмитрий Серов и Александр Федоров отсчитывают с именного указа Петра I «маеору от гвардии Волконскому» от 25 июля 1713 года: «Ехать ему к городу Архангелскому и, приехав туда… розыскать имянно, не дружа и не мстя никому… как честному и доброму человеку надлежит». Царь собственноручно дополнил свой же указ: «Буде дойдет хто до пытки, пытать», очертив круг обязанностей первых русских следователей. Из новой книги читатель узнает, кому из этих людей удалось сделать карьеру и даже жениться на царевне Прасковье, младшей дочери Ивана V, а кто, дослужившись до главы налоговой службы, оставил в наследство жене два рубля семь алтын наличных денег.

 

Лобановский

Горбунов А.А.

М.: Молодая гвардия, 2018

В 1987 году спортивный журналист и историк Александр Горбунов помогал Валерию Лобановскому (1939–2002) в написании книги «Бесконечный матч», которая была издана тиражом 150 тыс. экземпляров и, несмотря на это, моментально стала библиографической редкостью. Теперь Горбунов

написал биографию самого Лобановского – пожалуй, наиболее известного и успешного советского футбольного тренера. Человека, который не только воспитал двоих обладателей «Золотого мяча», но и умел из команды без ярких звезд сделать команду-звезду. Наставника, подопечные которого в 1975 году, впервые в истории советского спорта, взяли главный европейский трофей – Кубок обладателей кубков. Того, по чьим методичкам до сих пор работают ведущие западные тренеры.

 

Всеволод Бобров

Щеглов М.И.

М.: Молодая гвардия, 2018

Эта книга о настоящей легенде советского спорта. Всеволод Бобров (1922–1979) был выдающимся футболистом, выдающимся хоккеистом и выдающимся тренером. «Шаляпин русского футбола, // Гагарин шайбы на Руси» – так писал о нем Евгений Евтушенко в 1969 году, через десять лет после того, как Бобров завершил карьеру игрока. Уже в то время имя спортсмена в болельщицких кругах становилось легендарным. В середине 1960-х он возглавлял хоккейный «Спартак», а в начале 1970-х – сборную СССР по хоккею, которую дважды приводил к золоту чемпионатов мира. Именно Бобров был главным тренером сборной во время знаменитой Суперсерии-1972 с канадцами. И хотя наша команда не добилась итоговой победы, хоккеисты продемонстрировали высочайший класс и несгибаемую волю.

 

Офицеры русской императорской армии в корпусе «красного» генерального штаба (1918–1945 гг.). Биографический справочник. Т. 1

Каминский В.В.

СПб.: Гуманитарная Академия, 2018

Цель автора этого уникального в своем роде справочника – рассказать о людях, привнесших в Красную армию дореволюционные воинские традиции. Эта «военно-интеллектуальная» элита состояла прежде всего из выпускников Академии Генштаба, которые в разном качестве способствовали становлению советских военных структур. Учеба в академии, не прекращавшей свою работу даже в самое тяжелое для страны время, считалась одинаково престижной как в Российской империи, так и в Советском государстве.

 

Александр Невский. Исследования и исследователи

Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А.

СПб: Издательство Олега Абышко, 2018

В издании собраны статьи докторов исторических наук Юрия Кривошеева и Романа Соколова, посвященные исторической памяти об Александре Невском. В частности, речь идет о трансформации церковного почитания святого благоверного князя в светский культ крупнейшего государственного деятеля средневековой Руси. Начало этому культу положил Петр I, перенесший мощи князя из Владимира в только что основанный Петербург. После этого в течение двух столетий имя Невского настойчиво связывали с династией Романовых. Тем удивительнее, что он остался историческим героем и в советское время.

Дмитрий Пирин